Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Гимн России как фактор патриотического воспитания дошкольников

Педагогика
08.02.2024
312
Поделиться
Библиографическое описание
Шагинян, Ш. Г. Гимн России как фактор патриотического воспитания дошкольников / Ш. Г. Шагинян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111130/.


Государственный гимн — это музыкальная и стихотворная квинтэссенция символов государства. Текст отражает историю страны, отношение ее граждан к Отечеству и его государственному строю, выражает и одновременно воспитывает патриотические чувства гражданина. Мелодически гимн — это всегда торжественная мелодия, в звуковом формате отражающая имидж страны.

Достаточно прочитать комментарии иностранцев под видео с исполнением гимна России, чтобы понять, как наш гимн «работает» на восприятие России не только россиянами, но и жителями других стран: «Я канадец. Я всегда считал гимн России одним из самых вдохновляющих в мире. Если цель гимна — сплотить и пробудить в людях патриотизм, то этот гимн, безусловно, делает это в больших количествах», «У вас, русских, самый красивый гимн в мире!», «Определенно самый мощный государственный гимн на планете Земля! Уважение от соседей!».

Для музыки нет границ и нет препятствий, она не нуждается в переводчике. Поэтому гимн — это одно из лучших средств по воспитанию уважения к России, как у россиян, так и у иностранцев.

И если говорить o гражданах нашей страны, то это воспитание должно начинаться с самых ранних лет. Поэтому представляется актуальным организовать знакомство с гимном Российской Федерации в дошкольном возрасте.

Поскольку гимн состоит из двух элементов — текст и музыка — знакомству с ним можно посвятить несколько занятий как в группе с воспитателями, так и на музыкальных занятиях. Если говорить o тексте гимна, то здесь представляется широкое поле для разных видов познавательно-исследовательской деятельности и коммуникативной деятельности. Например:

— строфа «От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля» идеально подходит для знакомства с географией России,

— строфа «братских народов союз вековой» удачный предлог для беседы o народах, проживающих на территории России.

Развитию устной речи и обогащению лексического словаря будет способствовать работа с синонимическим рядом «Родина, Отечество, Отчизна».

Изучение гимна России способствует внедрению элементов политической социализации старших дошкольников [1]. Анализ эмпирических данных показал, что у детей дошкольного возраста в процессе социализации начинают формироваться элементы первых политических представлений [2, с. 240]. Формирование и развитие у детей патриотических чувств, уважения к Отечеству, власти и авторитету вообще, способствует трансформации указанных чувств в чувство уважения к политической власти и политическому авторитету, формируя политическую картину мира. Современный мир таков, что политическое и гражданское воспитание детей стоит начинать как можно раньше, до того, как случится первая встреча с «воспитателями» из социальных сетей. Начальный этап политической социализации чрезвычайно важен для всего будущего политического поведения гражданина. То, что заложено в детстве — заложено навсегда [2, с. 239].

Конечно, необходимо учитывать психологические и когнитивные особенности дошкольного возраста, организовывая подачу такого политически и граждански важного материала не «в лоб», а опосредованно. Например, можно показать воспитанникам видеозаписи исполнения гимна в разных ситуациях — на политических и спортивных мероприятиях, на торжествах и школьных линейках и организовать обсуждение о том, как ведут себя люди во время исполнения гимна, в каком настроении слушается гимн, какие чувства должны будить музыка и слова гимна.

Через знакомство с гимнами нашей страны разных времен — от «Боже, Царя храни!» до советской версии гимна — можно углубить знания воспитанников o разных эпохах в нашей истории.

Музыкальное выражение гимнов России разных лет позволяет познакомить детей с разными типами музыкальных произведений: полонез (первый неофициальный гимн «Гром победы, раздавайся!»), марш («Преображенский марш»), песня («Марсельеза»), гимн.

Прослушивание гимна способствует формированию музыкального вкуса, культуры слушания, обогащению музыкальных представлений, развитию чувства ритма и музыкального слуха. Обогащению «музыкального запаса» детей будет способствовать и сравнение гимна России с гимнами других стран, для закрепления в памяти воспитанников мелодии гимна представляется целесообразным устраивать прослушивания не только вокального исполнения гимна разными исполнителями (хоровое, индивидуальное, а капелла и т. д.), но и инструментальное в разных обработках и аранжировках.

С темой гимна как музыкальной формы тесно связано понятие музыкальной интонации, с которой также можно познакомить дошкольников на материале гимна РФ. Как известно, именно по зерну интонации мы узнаем знакомые песни и другие музыкальные произведения. Достаточно услышать всего несколько звуков, и мы сразу вспоминаем знакомое произведение [3].

При организации и проведении занятий, связанных со знакомством, изучением и исполнением гимна России не стоит забывать и o воспитательном моменте, который выражается в соблюдении правил поведения при исполнении гимна. Представляется, что это достаточно важный элемент не только патриотического воспитания, но и воспитания как такового вообще, формирование социально одобряемого поведения в условиях таких социально значимых моментов как исполнение гимна, которое, как правило, происходит в торжественной обстановке.

Гимн России — это прекрасное, целостное, величественное вокально- инструментальное произведение, обладающее огромным зарядом патриотизма и воспитательного воздействия. Прослушивание и исполнение гимна содействуют моральной консолидации народа России, формируют ощущение сопричастности к чему-то значимому и вечному. В современных политических условиях нельзя назвать неожиданностью введение обязательного еженедельного исполнения гимна России в школах. Безусловно, такая практика для дошкольных учреждений не представляется актуальной, однако, достаточно вдумчивое и обстоятельное знакомство дошкольников с отечественным гимном является важной частью патриотического воспитания в части знакомства с символами Родины.

Литература:

  1. Бозаджиев В. Л. Политическая социализация в старшем дошкольном возрасте // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: монография. — Уфа. — 2018. — С. 4–17.
  2. Кудактина А. И. Образ Родины в картине мира российских дошкольников // Теория и практика общественного развития. — 2012. — No 3. — С. 238–241.
  3. Интонация. Гимн России — музыкальный символ моей Родины // Российская электронная школа [Электронный ресурс]. // URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5954/conspect/225630/ (дата обращения: 12.09.2022)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 284-286):
Часть 4 (стр. 229-297)
Расположение в файле:
стр. 229стр. 284-286стр. 297

Молодой учёный