Защита прав и свобод человека и гражданина является важной миссией демократического и правового государства. Российская Федерация на этапе уделяет огромное внимание становлению, эффективному функционированию правозащитного механизма, который включает в себя нормативные, институциональные и организационные компоненты. С самого начала становления нового российского государства этому уделяется огромное внимание. В системе институционального, организационного компонента правозащитного механизма важную нишу занимает институт Уполномоченного по правам человека.
Ключевые слова : защита прав и свобод человека и гражданина, правозащитный механизм, права и свободы человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека и гражданина, омбудсмен.
The protection of human and civil rights and freedoms is an important mission of a democratic and rule-of-law state. At this stage, the Russian Federation pays great attention to the establishment and effective functioning of the human rights mechanism, which includes normative, institutional and organizational components. From the very beginning of the formation of the new Russian state, great attention has been paid to this. The institution of the Commissioner for Human Rights occupies an important niche in the system of the institutional, organizational component of the human rights mechanism.
Keywords : protection of human and civil rights and freedoms, human rights mechanism, human and civil rights and freedoms, Commissioner for Human and Civil Rights, Ombudsman.
Права человека иллюзорны без надлежащих средств их защиты. Соответственно государство, особенно Российская Федерация, провозгласившее себя в ст. 1 Конституции РФ правовым государством, берет на себя эту важную миссию — создание механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Т. М. Резер. Е. В. Кузнецова, М. А. Лихачев отмечают: «механизм реализации и защиты прав человека представляет собой систему методов и инструментов осуществления того или иного права, организованных функционально и хронологически. Такой механизм включает в себя нормативные и организационные средства. К числу нормативных средств относятся соответствующие положения законодательства и международного права, устанавливающие права и свободы человека и гражданина и гарантирующие их обеспечение и осуществление. К организационным средствам механизма реализации и защиты прав человека и гражданина можно отнести разного рода публичные институты и процессуальные приемы, используемые для такой защиты и реализации (это, например, судебные органы, прокуратура, аппарат омбудсмена, Европейский суд по правам человека), а также процессуальные институты обжалования действия административных органов, судебные иски, жалобы в международные инстанции» [10].
Нам представляется интересным рассмотреть в рамках настоящего исследования роль Уполномоченного по правам человека в правозащитном механизме, поскольку именно омбудсмен является неким посредником между человеком и государством. Будучи важным институтом гражданского общества, Уполномоченный по правам человека является независимым органом, действующим с использованием демократических способов, методов доказательств, воспитания, убеждения и аргументации, исключая при этом карательные меры. Именно это обуславливает актуальность данного исследования.
Создание института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации — это современная необходимость в развитии государственных институтов субъектов Российской Федерации как института гражданского общества, осуществляющего контроль за государственными органами и должностными лицами [4].
Первые предложения об учреждении данного института стали появляться в конце 1980-х годов в процессе разработки политиками и законодателями проектов новой конституции.
Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 декабря 1997 года был установлен порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, его права и обязанности, формы и условия [3].
Впервые на практике должность Уполномоченного по правам человека появилась в 1996 года в Республике Башкортостан и Свердловской области в соответствии с конституционными полномочиями субъектов. Лишь через два года данная должность появилась на федеральном уровне.
В современный период наиболее актуальным становится вопрос о повышении уровня доверия к государству. Тем не менее в сегодняшней России сложилась противоречивая ситуация, когда население надеется на власть, однако не доверяет тем же государственным органам, предпочитая обращаться напрямую к Президенту Российской Федерации. В связи с этим несмотря на все многообразие правозащитных организаций народ не имеет веры в то, что кто-то сможет защитить их права и свободы.
В подобных условиях важной задачей Уполномоченного по правам человека является правовое просвещение. В большинстве случаев допущение нарушения прав человека имеет место в тех случаях, когда люди не осведомлены в своих правах. Важной стратегической задачей Уполномоченного является обеспечение такого уровня просвещений граждан, чтобы в случае возникновения нарушения прав и свобод со стороны государства, гражданин мог самостоятельно защитить свои права всеми законными способами [7].
Формирование ежегодных докладов, а также специальных докладов о деятельности, а также предоставление их должностным лицам и всей общественности позволяет Уполномоченному по правам человека изложить текущую ситуацию обеспечения прав человека как в отдельных сферах жизни, так и в целом, что является важным механизмом воздействия на общественное мнение. С практической точки зрения опыта работы уполномоченных других стран, их ежегодные и специальные доклады являются важным средством реализации их полномочий. Такие механизмы позволяет обратить внимание властей на существенные проблемы и спровоцировать их незамедлительное разрешение.
В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 год отмечено: «В 2022 году к Уполномоченному поступило 79 420 обращений, что почти на треть больше (33,7 %), чем в предыдущем году (59 407). Из них 1773 (2,3 % от письменных обращений) — коллективные, в том числе 468 — о нарушениях прав неопределенного круга лиц. Четверть обращений (23,3 %) касалась судеб эвакуированных с территории ДНР, ЛНР и Украины, в которых граждане просили срочно помочь выехать из зон боевых действий или обустроить их уже на территории России (4277 обращений), а также военнослужащих, участвующих в СВО (10 817), и лиц, призванных на военную службу в период частичной мобилизации (3493) [5].
Согласно данным «Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в городе Севастополе в 2022 году» общее количество граждан, обратившихся в Аппарат Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе в 2022 году, составляет 3403 (1652 обратились письменно, 1751 обратились устно), что на 965 человек больше, чем в 2021 году. На первом месте в 2022 году оказались обращения, относящиеся к социальным правам — 22,7 % (защита семьи, материнства и детства, права на социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь). Последующие позиции заняли жалобы, связанные с нарушением: права военнослужащих и их семей в условиях проведения специальной военной операции — 19,9 %; экономических прав — 16,7 % (право на частную собственность, право на труд, вопросы землепользования и др.); гарантий государственной защиты — 10,3 % (соблюдение прав в уголовном судопроизводстве, гражданском судопроизводстве, соблюдение прав граждан в местах принудительного содержания и др.); права потребителей в сфере ЖКХ — 9,4 %; личных прав — 9,2 % (право на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, гражданство и др.)» [6].
Указанные статистические данные свидетельствуют, что граждане рассматривают данный институт действенным средством защиты прав и свобод.
Однако, стоит отметить, что становление и развитие института Уполномоченного по правам человека на региональных и федеральном уровнях существуют некоторые проблемы его правового регулирования. В частности, важной проблемой является установленный правовой статус Уполномоченного по правам человека, его компетенции, роль в системе властных органов.
Уполномоченные по правам человека имеют статус государственного органа, который имеет права участвовать в четырех структурных элементах механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: охрана прав и свобод; защита прав и свобод; пропаганда прав и свобод; оказание правовой помощи [8].
Стоит отметить, что Уполномоченный по правам человека при осуществлении деятельности, направленной на защиту прав и свобод, не может осуществлять ее обособленно от других государственных органов. В целях наиболее эффективного выполнения своих полномочий по восстановлению прав и свобод граждан ему необходимо воспользоваться помощью других государственных органов и структур. В то же время существенной проблемой является тот факт, что именно данная сфера деятельность Уполномоченного практически не урегулирована в федеральном и региональных законах [9].
Становится очевидным вопрос о необходимости разрешения проблемных вопросов, возникающих при взаимоотношении Уполномоченного по правам человека с другими государственными структурами. В данном случае от повышения качества взаимодействия может зависеть частота нарушений прав человека и уровень удовлетворенности жизнью граждан по всей стране. Тем не менее вопросы о правовом регулировании взаимодействия данных субъектов до сегодняшнего времени остается малоизученным.
Еще одной проблемой деятельности Уполномоченного по правам человека является отсутствие возможности обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. В соответствии с текущим законодательством Уполномоченный не имеет права обращаться в Конституционный суд по собственной инициативе в целях проверки конституционности того или иного нормативно-правового акта без привязки рассмотрения обращения или жалобы [2]. Однако стоит отметить, что такая возможность позволила бы не только восстанавливать права и свободы человека в случае их нарушения, но и предотвращать такие нарушения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1994. -№ 13. — ст. 1447.
- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. -1997. — № 9. — ст. 1011.
- Елизова, Л. А. Базисные элементы формирования гражданского общества как исторической категории. — М.: Молодой ученый, 2019. С. 220–223.
- Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 год //https://ombudsmanrf.org/documents/ezhegodnye-doklady (дата обращения 20.01.2024).
- Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в городе Севастополе в 2022 году https://ombudsman92.ru/upolnomochennyj/doklady-upolnomochennogo/doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-gorode-sevastopole-i-o-soblyudenii-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-gorode-sevastopole-v-2022-godu (дата обращения 20.01.2024).
- Канунников, А. А. Гражданское общество в контексте глобализации. — М.: PolitBook, 2020. С. 63–66.
- Криворученко, В.К., Пеньковский, Д. Д. Комсомолу девяносто. В поисках истины его истории. — М.: Национальный институт бизнеса, 2019. С. 97–104.
- Ларина, Е. А. Гражданское общество и правовое государство: теоретический дискурс. — Курск: Известия Юго-Западного государственного университета, 2018. С. 30–34.
- Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина: учеб. пособие / Т. М. Резер, Е. В. Кузнецова, М. А. Лихачев / [под общ. ред. Т. М. Резер]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 110 с.