Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние искусственного интеллекта на образование

Педагогика
02.02.2024
278
Поделиться
Библиографическое описание
Хрусталев, А. А. Влияние искусственного интеллекта на образование / А. А. Хрусталев, Б. А. Горбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110988/.


В статье рассматриваются преимущества и проблемы, которые могут возникнуть при использовании искусственного интеллекта в образовании.

Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, обучение, образовательное пространство, учебный процесс.

Искусственный интеллект (ИИ) становится неотъемлемой частью нашего общества, и его влияние распространяется на все сферы жизни, включая образование. Чтобы оценить возможности и проблемы, которые создает искусственный интеллект, нам необходимо как хорошее понимание того, что такое ИИ сегодня, так и того, что может принести будущее, когда ИИ будет широко использоваться в обществе. ИИ может обеспечить новые способы обучения, преподавания и образования, а также может изменить общество таким образом, что это создаст новые проблемы для образовательных учреждений. Это может, как усилить различия в навыках и поляризовать рабочие места, так и уравнять возможности для обучения. Использование ИИ в образовании может дать представление о том, как происходит обучение, и может изменить способ оценки обучения. Она может реорганизовать аудитории или подвергнуть их быстрому старению, повысить эффективность преподавания или заставить студентов постоянно адаптироваться к новым условиям, техническим требованиям, лишить человека возможности управлять собственной волей и возможностей для реализации ответственных действий. [2, с. 17–18]

Возможности и преимущества искусственного интеллекта в образовании:

  1. Улучшение качества обучения. Одним из главных преимуществ использования ИИ в образовании является возможность улучшить качество обучения и повысить эффективность учебного процесса. С помощью ИИ можно автоматизировать рутинные задачи, такие как проверка домашних заданий, составление индивидуальных программ обучения и мониторинг успеваемости студентов.
  2. Персонализация обучения. ИИ позволяет создать индивидуальные образовательные траектории для каждого студента, учитывая его потребности, интересы и уровень подготовки. Это поможет каждому ученику достичь лучших результатов и получить знания, которые будут полезны для него в будущем.
  3. Доступность образования. Благодаря использованию ИИ образование становится более доступным для людей с ограниченными возможностями и тех, кто живет в отдаленных районах. ИИ может предоставить онлайн-курсы, которые доступны для всех, независимо от места проживания и уровня подготовки.
  4. Развитие новых технологий и методов обучения. Использование ИИ в образовании стимулирует развитие новых технологий и методик обучения.

Несмотря на все преимущества, внедрение ИИ в образование также может вызвать ряд проблем и вызовов.

  1. Неравенство в доступе к образованию. Искусственный интеллект может усилить существующее неравенство в доступе к качественному образованию, поскольку богатые и образованные люди могут иметь больше возможностей для использования онлайн-курсов и индивидуальных программ обучения.
  2. Риск снижения социального взаимодействия. Использование ИИ может привести к снижению социального взаимодействия между студентами и преподавателями, что может негативно сказаться на качестве обучения и развитии социальных навыков у студентов.
  3. Этические вопросы использования данных. При использовании ИИ в образовании необходимо соблюдать этические принципы обработки данных, чтобы не допустить их неправомерного использования или утечки. [1]

Искусственный интеллект имеет огромный потенциал для улучшения качества и доступности образования. Однако для того, чтобы использовать его максимально эффективно, необходимо учитывать как преимущества, так и вызовы, связанные с его внедрением. Важно разрабатывать образовательные программы, которые будут учитывать потребности всех студентов и обеспечивать их успешное обучение. [3, с. 6–7]

В условиях возрастающей цифровизации в современном обществе будет отмечаться и дальнейшее усиление воздействия различных видов и средств информационных технологий на жизнь каждого субъекта социума. ИИ несет в себе как риски, так и новые возможности совершенствования в различных областях жизнедеятельности людей. Однако этический аспект его распространения и применения требует особого подхода как со стороны специалистов в области информационных технологий, так и со стороны каждого человека со свободой выбора и несением персональной ответственности за данный выбор перед самим собой и другими людьми. В свою очередь сфера образования выступает одной из важных областей человеческой культуры и цивилизации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к дальнейшей жизни. Она имеет весомое значение в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций. Именно поэтому так важно педагогам в условиях образовательного процесса определить проблемную и потенциальную сторону применения учащимися информационных технологий. В особенности это касается систем ИИ для формирования позитивных социально-значимых и личностных качеств каждого учащегося. И это требует разработки определенной педагогической технологии, в результате чего дети и подростки будут не просто применять различные средства ИИ для решения конкретных задач, а непосредственно взаимодействовать друг с другом с соблюдением определенных условий именно совместной деятельности, благодаря которой и происходит наиболее оптимальное сочетание искусственного интеллекта с их естественным интеллектом. [4, с. 59–60]

Литература:

  1. Вавилова Е. М. Технологии искусственного интеллекта в сфере образования в зарубежных странах и правовые основы их внедрения в России / Е. М. Вавилова // Право и образование. — 2021. — № 12. — С. 58–64
  2. Павлюк Е. С. Искусственный интеллект в высшем образовании: зарубежный опыт развития: монография / Е. С. Павлюк, В. Ю. Линник, Л. В. Павлюк, С. В. Фирсова; под ред. Е. С. Павлюк. — Москва: РУСАЙНС, 202. — 108 с.
  3. Уэйн Холмс, Майя Бялик, Чарльз Фейдл. Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения. М.: «Альпина ПРО», 2022. — 304 с.
  4. Шевцов, А. В. Искусственный интеллект: проблема и перспектива его использования в образовании / А. В. Шевцов // Право. Экономика. Психология. — 2023. — № 2(30). — С. 51–60.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
искусственный интеллект
образование
обучение
образовательное пространство
учебный процесс
Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 197-199):
Часть 3 (стр. 141-221)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 197-199стр. 221

Молодой учёный