Основа теории сна, которую должен знать каждый | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Григорьев, П. М. Основа теории сна, которую должен знать каждый / П. М. Григорьев, И. Ю. Шайда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110647/ (дата обращения: 16.12.2024).



Исторически, научное исследование сна началось только в последнем столетии. Спящий человек наблюдался и изучался, однако систематизированное исследование его механизмов возникло с появлением полисомнографии — комплексного метода исследования сна. Используя множество датчиков и электродов, полисомнография позволяет изучать электрическую активность мозга, дыхательную активность, двигательные реакции и физиологические изменения организма во время сна. В данной статье рассматриваются общие понятия сна и принципы его возникновения, а также, какие бывают фазы сна.

Ключевые слова : быстрый сон, медленный сон, мозг, долгосрочная память, психическое здоровье, циркадный ритм.

Общее благополучие человека зависит от трех основных факторов: сна, физических упражнений и здоровья. Сон является самой важной составляющей жизни человека, которой необходимо уделять особое внимание. Однако, в современном обществе человек зачастую пренебрегает его значимостью, лишая себя необходимого отдыха. В отличие от отсутствия пищи или физической активности недостаток сна наносит серьезный вред нашему физическому и психическому здоровью. [1]

Иллюстрация, пирамида жизни

Рис. 1. Иллюстрация, пирамида жизни

Сон выполняет множество важных функций, которые способствуют нашему выживанию и благополучию. Во сне человек учится, запоминает и освобождается от лишних воспоминаний. Он позволяет ему делать логические выводы и принимать осознанные решения. Кроме того, сон регулирует наше эмоциональное реагирование, помогая человеку справиться с социальными и психологическими стрессами. Он также упорядочивает виртуальную реальность нашего разума, стимулируя креативность и формирование сложных ассоциативных связей.

Сон имеет положительное влияние на иммунную систему, помогая организму бороться с инфекциями и болезнями. Он регулирует аппетит, поддерживает здоровье сердечно-сосудистой системы и укрепляет микрофлору кишечника. Сон также является неотъемлемой составляющей нашего циркадного ритма, который определяет наше бодрствование и сон. Этот внутренний биологический часовой механизм регулирует функции всех клеток, тканей и органов нашего организма. [5]

Циркадный ритм зависит от действия солнечного света. Естественный свет побуждает все системы организма к активности и бодрствованию, а темнота стимулирует потребность в сне и восстановлении. Поэтому поддержание регулярного режима и воздействие естественного света очень важны для благополучия жизни человека.

Также влияние на сон оказывает гормон мелатонин. Этот гормон помогает мозгу регулировать выбор времени сна, сигнализируя о наступлении темноты. Однако сам мелатонин не играет большой роли в возникновении сна. Концентрация мелатонина в крови растет в течение ночи и понижается с рассветом. Отсутствие мелатонина сообщает мозгу, что пришло время пробуждения.

Еще одним важным фактором, который влияет на сон, является аденозиновая система. Аденозин накапливается в мозге во время бодрствования и отвечает за потребность во сне. Чем больше аденозина накапливается, тем сильнее желание спать. Пик концентрации аденозина приходится на 12–16 часов бодрствования, когда появляется ощущение неотъемлемого желания уснуть.

Здоровый сон является необходимым условием для общего благополучия человека. Поэтому стоит следить за регулярностью сна, придерживаться режима и создавать комфортные условия для отдыха. [3]

Однако большинство людей нарушает эту норму, искусственно приглушая сигнал, посылаемый аденозином для сна. Они делают это, употребляя энергетические напитки и кофеин. Однако последствия такого подавления сна серьезны. Не давая себе возможность выспаться, человек накапливает долг перед организмом. Количество аденозина, которое должно быть ликвидировано за ночь, остается в организме и продолжает накапливаться. Этот долг переносится на следующий день, затем на следующий, и, в итоге, появляется состояние хронической депривации сна. Это состояние проявляется в виде постоянной усталости, которая может быть причиной различных психических и физических проблем.

В течение ночи сон обычно состоит из четырех-шести циклов, которые ритмично повторяются и изменяются в продолжительности. Мозг переключается между двумя фазами сна: фазой медленного сна (ФМС) и фазой быстрого сна (БДГ — сокр. от «быстрые движения глаз»). В первой половине ночи преобладает глубокий сон медленной фазы, а во второй половине главенство переходит к быстрому сну с небольшими вкраплениями медленного сна. Такое чередование между медленной и быстрой фазами сна позволяет мозгу обновлять и оптимизировать свои нейронные связи, эффективно используя ограниченные ресурсы памяти.

Важнейшая функция медленного сна заключается в стимулировании консолидации памяти. Во время этого процесса мозг закрепляет информацию, полученную в течение дня, что способствует сохранению знаний. Одновременно информация, перемещаясь в долгосрочную память, освобождает место во временном хранилище. Подобно процедуре очистки операционной системы, сон позволяет освободить место для новых задач и знаний. [5]

Наивысший уровень концентрации медленного сна наблюдается в ранние часы утра. Если вы ложитесь поздно и спите менее 6 часов, вы лишает свой мозг способности к обучению. Однако, если человек испытывает недостаток сна ночью, у него есть возможность это исправить дневным сном. Недавние исследования показывают, что короткий дневной сон не только улучшает запоминание информации, но также существенно улучшает запоминание двигательных навыков и восстановление энергии, а также уменьшает мышечную усталость.

Рис. 2. График фаз сна [2]

Однако не следует пренебрегать полноценным ночным сном.

Во-первых, быстрый сон дает возможность мозгу обработать и связать отфильтрованную информацию с уже имеющимися знаниями, хранящимися в долгосрочной памяти. Это помогает нам принимать обоснованные решения и адекватно действовать в различных ситуациях.

Во-вторых, быстрый сон влияет на эмоциональное и психическое здоровье. Сновидения, происходящие во время фазы быстрого сна, являются своеобразной ночной терапией. Они помогают усвоить факты, отделив их от эмоциональных аспектов, что позволяет мозгу принять решение по справедливому и адекватному оцениванию ситуации. Быстрый сон со сновидениями настраивает определенные участки мозга, отвечающие за расшифровку эмоциональных сигналов окружающих и чтение их. Если человек лишен быстрых сновидений, его эмоциональная настройка теряется и теряется способность читать мимические сигналы, распознавать эмоциональное состояние окружающих, что может привести к ошибкам в их оценке. [4]

Заключительная часть: Сон имеет непревзойденную эффективность в борьбе с нашими заболеваниями и в профилактике возникновения новых. Благодаря сну, мозг способен обучаться, запоминать новую информацию, избавляться от ненужного и принимать обоснованные решения. Кроме того, он помогает строить здоровые отношения с окружающими и погрузиться в мир творчества. Главным правилом для поддержания здорового сна является соблюдение регулярного режима: вставать каждый день в одно и то же время, включая выходные. Желательно не прибегать к будильнику, но если это невозможно, то не использовать функцию отложенного сигнала.

Литература:

  1. Мэтью Уолкер: «Зачем мы спим»
  2. MD: Национальная библиотека медицины США, лето 2012 года. URL: https :// www . nlm . nih . gov / medlineplus / magazine / issues / summer 12/ articles / summer 12 pg 20. html (дата обращения: 22.01.2024)
  3. W. B. Webb, C. M. Levy. Effects of spaced and repeated total sleep deprivation // Ergonomics, no. 1 (27), 1984: 45–58. (дата обращения: 22.01.2024)
  4. M. Engle-Friedman, S. Riela. Self-Imposed Sleep Loss, Sleepiness, Effort and Performance // Sleep and Hypnosis no. 4 (6), 2004: 155–162. См. также: M. Engle-Friedman, S. Riela, R. Golan et al. The effect of sleep loss on next day effort // Journal of Sleep Research, no. 2 (12), 2003: 113–124. (дата обращения: 22.01.2024)
  5. K. Kaida, K. Ogawa, M. Hayashi, T. Hori. Self-awakening prevents acute rise in blood pressure and heart rate at the time of awakening in elderly people // Industrial Health, no. 1 (43), 2005: 179–185 (дата обращения: 22.01.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): быстрый сон, сон, медленный сон, долгосрочная память, мозг, психическое здоровье, циркадный ритм, естественный свет, здоровый сон, регулярный режим.


Ключевые слова

психическое здоровье, мозг, быстрый сон, медленный сон, долгосрочная память, циркадный ритм

Похожие статьи

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности

В статье раскрывается возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности. Также приводятся результаты экспериментов, проводимых над пациентами с шизофреническими расстройствами и вывод...

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения

В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...

Эмоциональное выгорание и как с ним жить

Эмоциональное выгорание — это проблема многих современных людей, занимающихся трудовой деятельностью. Состояние истощения приводит к параличу сил и чувств человека и сопровождается утратой радости и удовлетворенности жизнью. В статье рассматривается ...

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Физическая культура и спорт как способ борьбы со стрессом у студентов

Научно-исследовательская работа раскрывает актуальную проблему для многих людей, а особенно для студентов, жизненные обстоятельства которых чаще всего приводят к стрессовым ситуациям. Также дается определение термина «стресс», рассматриваются причины...

Педагогическая биомеханика: неправильно упали. Почему?

В статье автор ставит проблему о падениях человека, которые приводят к травмам и дискомфортному состоянию. Оказывается можно научиться правильно, падать, если знать законы и принципы биомеханики двигательной деятельности человека. Биомеханику двигате...

Природа как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

В статье исследуется значение природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста и развитии их. С помощью природных материалов дети прекрасно развивают свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеют прекрасную возможность потрениро...

Механизмы психологической защиты

В данной статье пойдет речь о защитных механизмах психики. Даётся определение этому термину. Проводится подробный разбор всех механизмов, такие как отрицание, вытеснение, проекция, изоляция, идентификация, рационализация, замещение и реактивное образ...

Похожие статьи

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности

В статье раскрывается возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности. Также приводятся результаты экспериментов, проводимых над пациентами с шизофреническими расстройствами и вывод...

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения

В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...

Эмоциональное выгорание и как с ним жить

Эмоциональное выгорание — это проблема многих современных людей, занимающихся трудовой деятельностью. Состояние истощения приводит к параличу сил и чувств человека и сопровождается утратой радости и удовлетворенности жизнью. В статье рассматривается ...

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Физическая культура и спорт как способ борьбы со стрессом у студентов

Научно-исследовательская работа раскрывает актуальную проблему для многих людей, а особенно для студентов, жизненные обстоятельства которых чаще всего приводят к стрессовым ситуациям. Также дается определение термина «стресс», рассматриваются причины...

Педагогическая биомеханика: неправильно упали. Почему?

В статье автор ставит проблему о падениях человека, которые приводят к травмам и дискомфортному состоянию. Оказывается можно научиться правильно, падать, если знать законы и принципы биомеханики двигательной деятельности человека. Биомеханику двигате...

Природа как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

В статье исследуется значение природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста и развитии их. С помощью природных материалов дети прекрасно развивают свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеют прекрасную возможность потрениро...

Механизмы психологической защиты

В данной статье пойдет речь о защитных механизмах психики. Даётся определение этому термину. Проводится подробный разбор всех механизмов, такие как отрицание, вытеснение, проекция, изоляция, идентификация, рационализация, замещение и реактивное образ...

Задать вопрос