Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Еременко, О. Н. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / О. Н. Еременко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 282-283. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110596/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ. Проводится сравнительный анализ правового положения органов исполнительного производства субъектов РФ.

Ключевые слова: Конституция РФ,органы исполнительной власти, субъекты РФ, права и свободы, государство, судебная защита, судебные решения, исполнение, Федеральная служба судебных приставов, исполнительное производство, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, конституционный строй, Службы судебных приставов, подразделения судебных приставов.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].

Смирнов А. А. писал: «Реализация гражданами своего конституционного права на судебную защиту предполагает обязательность исполнения судебных решений» [2]. Так государственная политика ориентирует исполнительную власть на исполнение судебных решений.

Из анализа Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [3] следует, что акты судов, вступившие в законную силу, подлежат исполнению на всей территории РФ.

Важно отметить, что государство гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод в соответствии с законодательством.

Говоря о принудительном исполнении судебных актов, следует выделить о возлагаемой ответственности на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальных органов в соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 (ред. от 25.12.2023) г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [4].

Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеет сложную правовую структуру. Способность действовать от имени государства позволяет определить их место в системе государственного механизма.

По мнению Бондаренко А. А., «Правовой статус органа исполнительной власти определяет его место в системе государственных органов, установленных ст. 78 Конституцией РФ [1], закрепляет определенную организационную структуру, определяет компетенцию и формы деятельности органа исполнительной власти» [5, с. 2].

В системе органов исполнительной власти Российской Федерации выделяют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Бондаренко А. А. отмечает: «Органы исполнительной власти субъектов РФ вместе с федеральными органами исполнительной власти осуществляют свои полномочия по предметам совместного ведения РФ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации образуются по предметам ведения субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ [5, с.3]. Что позволяет отметить о сложной и взаимосвязанной работе исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов на территории государства.

Анализ статьи 77 Конституции РФ [1] и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 14.07.2022 г. N 184-ФЗ [6] позволяет определить, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается самостоятельно, согласно организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Однако, в пределах субъектов Российской Федерации, образованы Службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, в составе которых действуют районные, межрайонные территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами. Важно отметить, что они осуществляют свои полномочия: организуют, контролируют работу подразделений, несут ответственность за выполнение задач, обеспечивают выполнение распоряжений председателя суда, координируют действия судебных приставов и специализированных подразделений, осуществляют специальные полномочия, предусмотренные законодательством РФ «Об исполнительном производстве» [4].

Сравнительный анализ правового положения органов исполнительного производства субъектов РФ [7] позволяет объяснить структуру, полномочия органов в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, а также принципы организации представительных, исполнительных органов государственной власти.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. — 04.08.2014 — N 31 — ст. 4398.
  2. Смирнов А. А. Актуальные проблемы применения законодательства об исполнительном производстве и пути их решения // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24557 (дата обращения: 07.11.2023)
  3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 03.02.2014 — N 1 — ст. 1.
  4. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. -05.04.2013 — N 33 — ст. 4849.
  5. Бондаренко Антон Алексеевич. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 Москва, 2006 205 с. РГБ ОД, 61:06–12/1389.
  6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022) — ФЗ. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 14.07.2022 г. N 184-ФЗ. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, исполнительная власть субъектов, исполнительная власть субъектов РФ, исполнительное производство, судебная защита, конституционный строй, Федеральная служба.


Похожие статьи

Особенности правового регулирования деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации

Статья посвящена правовому регулированию деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации, особенности такого регулирования, изучение иерархической субординационной структуры рассматриваемых в настоящей статье органов власти, иссл...

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Специальные органы при Президенте РФ

В статье освещаются органы, создаваемые при Президенте Российской Федерации, раскрываются сферы деятельности и полномочия консультативно-совещательных органов, в создании количества которых Президент РФ не ограничен. На основании литературных источни...

Правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего в РФ

В статье рассматривается проблема соотношения правового статуса государственного и муниципального служащего, общие и специфические характеристики их статуса.

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры пост...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе

В статье автор пытается рассмотреть особенности правового регулирования службы в уголовно-исполнительной системе. Нормативные основы правового статуса службы в органах исполнения наказаний, заложены не только в специальном законодательстве, предусмат...

Правовое положение Президента Республики Узбекистан в системе государственной власти

В статье анализируются теоретико-правовые аспекты интегративной функции Президента, связанные с обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также его значение в организации государственной власти.

Принципы самостоятельности, независимости и законности судебной власти

Статья посвящена принципам самостоятельности, независимости и законности судебной власти. Независимость судебной власти на уровне конкретного суда, самостоятельная и авторитетная судебная власть является необходимым условием формирования гражданского...

Система административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации как совокупность нормативных актов, институтов и процедур, направленных на регулирование деятельности органов исполнительн...

Похожие статьи

Особенности правового регулирования деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации

Статья посвящена правовому регулированию деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации, особенности такого регулирования, изучение иерархической субординационной структуры рассматриваемых в настоящей статье органов власти, иссл...

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Специальные органы при Президенте РФ

В статье освещаются органы, создаваемые при Президенте Российской Федерации, раскрываются сферы деятельности и полномочия консультативно-совещательных органов, в создании количества которых Президент РФ не ограничен. На основании литературных источни...

Правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего в РФ

В статье рассматривается проблема соотношения правового статуса государственного и муниципального служащего, общие и специфические характеристики их статуса.

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры пост...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе

В статье автор пытается рассмотреть особенности правового регулирования службы в уголовно-исполнительной системе. Нормативные основы правового статуса службы в органах исполнения наказаний, заложены не только в специальном законодательстве, предусмат...

Правовое положение Президента Республики Узбекистан в системе государственной власти

В статье анализируются теоретико-правовые аспекты интегративной функции Президента, связанные с обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также его значение в организации государственной власти.

Принципы самостоятельности, независимости и законности судебной власти

Статья посвящена принципам самостоятельности, независимости и законности судебной власти. Независимость судебной власти на уровне конкретного суда, самостоятельная и авторитетная судебная власть является необходимым условием формирования гражданского...

Система административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему административно-правового регулирования органов исполнительной власти Российской Федерации как совокупность нормативных актов, институтов и процедур, направленных на регулирование деятельности органов исполнительн...

Задать вопрос