Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Юриспруденция
23.01.2024
683
Поделиться
Библиографическое описание
Еременко, О. Н. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / О. Н. Еременко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 282-283. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110596/.


В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ. Проводится сравнительный анализ правового положения органов исполнительного производства субъектов РФ.

Ключевые слова: Конституция РФ,органы исполнительной власти, субъекты РФ, права и свободы, государство, судебная защита, судебные решения, исполнение, Федеральная служба судебных приставов, исполнительное производство, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, конституционный строй, Службы судебных приставов, подразделения судебных приставов.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].

Смирнов А. А. писал: «Реализация гражданами своего конституционного права на судебную защиту предполагает обязательность исполнения судебных решений» [2]. Так государственная политика ориентирует исполнительную власть на исполнение судебных решений.

Из анализа Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [3] следует, что акты судов, вступившие в законную силу, подлежат исполнению на всей территории РФ.

Важно отметить, что государство гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод в соответствии с законодательством.

Говоря о принудительном исполнении судебных актов, следует выделить о возлагаемой ответственности на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальных органов в соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 (ред. от 25.12.2023) г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [4].

Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеет сложную правовую структуру. Способность действовать от имени государства позволяет определить их место в системе государственного механизма.

По мнению Бондаренко А. А., «Правовой статус органа исполнительной власти определяет его место в системе государственных органов, установленных ст. 78 Конституцией РФ [1], закрепляет определенную организационную структуру, определяет компетенцию и формы деятельности органа исполнительной власти» [5, с. 2].

В системе органов исполнительной власти Российской Федерации выделяют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Бондаренко А. А. отмечает: «Органы исполнительной власти субъектов РФ вместе с федеральными органами исполнительной власти осуществляют свои полномочия по предметам совместного ведения РФ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации образуются по предметам ведения субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ [5, с.3]. Что позволяет отметить о сложной и взаимосвязанной работе исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов на территории государства.

Анализ статьи 77 Конституции РФ [1] и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 14.07.2022 г. N 184-ФЗ [6] позволяет определить, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается самостоятельно, согласно организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Однако, в пределах субъектов Российской Федерации, образованы Службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, в составе которых действуют районные, межрайонные территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами. Важно отметить, что они осуществляют свои полномочия: организуют, контролируют работу подразделений, несут ответственность за выполнение задач, обеспечивают выполнение распоряжений председателя суда, координируют действия судебных приставов и специализированных подразделений, осуществляют специальные полномочия, предусмотренные законодательством РФ «Об исполнительном производстве» [4].

Сравнительный анализ правового положения органов исполнительного производства субъектов РФ [7] позволяет объяснить структуру, полномочия органов в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, а также принципы организации представительных, исполнительных органов государственной власти.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. — 04.08.2014 — N 31 — ст. 4398.
  2. Смирнов А. А. Актуальные проблемы применения законодательства об исполнительном производстве и пути их решения // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24557 (дата обращения: 07.11.2023)
  3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 03.02.2014 — N 1 — ст. 1.
  4. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. -05.04.2013 — N 33 — ст. 4849.
  5. Бондаренко Антон Алексеевич. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 Москва, 2006 205 с. РГБ ОД, 61:06–12/1389.
  6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022) — ФЗ. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 14.07.2022 г. N 184-ФЗ. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Конституция РФ
органы исполнительной власти
субъекты РФ
права и свободы
государство
судебная защита
судебные решения
исполнение
Федеральная служба судебных приставов
исполнительное производство
федеральные органы исполнительной власти
органы исполнительной власти субъектов РФ
конституционный строй
Службы судебных приставов
подразделения судебных приставов
Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 282-283):
Часть 4 (стр. 235-303)
Расположение в файле:
стр. 235стр. 282-283стр. 303

Молодой учёный