В статье автор описывает модель педагогического класса и основные шаги по созданию новых профильных направлений.
Ключевые слова: профильное обучение, урочная деятельность, внеурочная деятельность, портфолио
Актуальность проблемы ранней профориентации на психолого-педагогические профессии обусловлена требованиями социального заказа российского общества и потребностями регионального рынка труда в учителях, мотивированных на собственную состоятельность в педагогической профессии.
На уровне среднего общего образования в лицее традиционно реализуется профильное обучение. Технологический профиль (информационно-математической направленности), естественно-научный профиль, социально-экономический профиль.
С 2023–2024 учебного года возникла необходимость открытия нового направления — психолого-педагогического (педагогического класса).
Этому способствовало ряд факторов:
- Методические рекомендации на федеральном и региональном уровнях (Методические рекомендации Минпросвещения России письмо от 30.03.2021 № ВБ-511/08, Письмо МОНиМП Краснодарского края 16.10.2022 № 20861–22, Письмо МОНиМП Краснодарского края 14.03.2023 № 4283–23).
- Анализ поступления выпускников 2022–2023 учебного года показал, что есть соответствующий заказ со стороны обучающихся и родителей.
В этом году 7 выпускников поступили на педагогические специальности.
- Анализ критериев оценки эффективности работы образовательных организаций, направленной на обеспечение качественного образования сочинских школьников в 2022 -2023 учебном году.
Открытие и становление педагогического класса как субъекта и драйвера развития профориентационной системы школы не может состояться без продуманных управленческих действий . Важно было не только откликнуться на социальный заказ, но и серьёзное внимание уделить созданию локальных актов, формированию учебного плана, подбору и расстановке педагогических кадров.
В мае 2023 года, начиная работу в данном направлении, творческая (рабочая) группа изучила уже имеющийся опыт других ОО. И на основе этого опыта, а также с учетом собственного видения имеющихся перспектив мы начали создавать свою, школьную модель вхождения обучающихся профильного класса в педагогическую профессию.
Модель функционирования педагогического класса в Лицее: осуществление образовательной деятельности на базе лицея через социально-экономический профиль обучения (психолого-педагогическое направление).
Администрацией лицея проведено анкетирование по выбору профиля обучения (предметов для изучения на углублённом уровне), разработан проект учебного плана соответствующего профиля педагогической направленности и мероприятия с родительской общественностью (родительское собрание, собеседование с родителями на момент комплектования педагогических классов, индивидуальные консультации для родителей).
Нами были обозначены главные шаги для создания педагогического класса.
- Для администрации (разработка новых положений, внесение изменений в нормативную базу образовательной организации, формирование учебного плана, подбор и расстановка педагогических кадров).
- План погружения в профессию, который реализовали в направлении урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования и социальной практики обучающихся.
- Формирование мероприятий педагогической направленности на 2023–2024 учебный год
Сроки |
Мероприятие |
Ответственный |
1 триместр |
Визитка класса Погружение в психолого-педагогический класс Акция «Цитата по педагогике» |
Куратор психолого-педагогических классов, классный руководитель — тьютор, учителя, преподающие в психолого-педагогическом классе |
2 триместр |
Диагностика педагогической одаренности Олимпиада Ушинского Кейс-марафон Тичбург «Читающий человек» |
Куратор психолого-педагогических классов, классный руководитель — тьютор, учителя, преподающие в психолого-педагогическом классе |
3 триместр |
Педагогический квест Фестиваль индивидуальных проектов Педагогическая практика |
Куратор психолого-педагогических классов, классный руководитель — тьютор, учителя, преподающие в психолого-педагогическом классе |
Важным достижением каждого выпускника педагогического класса будет является портфолио «Я-ПЕДАГОГ», которое состоит из 4 разделов:
«Мой психологический портрет»
«Педагогические пробы»
«Портфолио работ»
«Галерея событий»
Портфолио создается поэтапно в соответствии с результатами обучения в педагогическом классе и отражает основные характеристики личности выпускника, его достижения, связанные с педагогической профилизацией, значимые события за период обучения.
В перспективе нами запланированы мероприятия по переходу на более усовершенствованную модель педагогического класса: осуществление образовательной деятельности на базе лицея через социально-экономический профиль обучения (психолого-педагогическое направление) с организацией сетевого взаимодействия и усиления практического блока.
Психолого-педагогический класс рассматривается как важный элемент системы непрерывного педагогического образования, механизм выявления и поддержки педагогически одаренных обучающихся для получения педагогического образования, образовательная среда для реализации исследовательских, образовательных, социальных проектов.