Общая характеристика нравственного потенциала социального работника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 1694 раза

Библиографическое описание:

Кобылинский П. А. Общая характеристика нравственного потенциала социального работника // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 438-440. — URL https://moluch.ru/archive/50/6325/ (дата обращения: 12.12.2018).

Потенциал является общенаучной универсальной категорией и означает «совокупность имеющихся средств, ресурсов, возможностей в чем-либо» и интерпретируется учеными по разному в зависимости от их научных воззрений (Е. Н. Богданов, М. В. Денеко, Н. И. Джигутанова, М. С. Каган, Д. А. Леонтьев, В. Н. Марков, В. А. Сластенин и др.).

В настоящее время имеется немало работ, раскрывающих различные аспекты потенциала личности как многогранного феномена, где он предстает как: системное свойство личности (М. В. Денеко); скрытые возможности личности (Е. Н. Богданов); новые движущие силы дальнейшего развития (К. К. Платонов); как функция реализации личности (А.И Турчинов); как воля, сила, энергия (Д. А. Леонтьев); возможность творческого самоосуществления и самореализации (А. Маслоу); система возобновляемых внутренних ресурсов (В. Н. Марков) и др. [2, 3, 4].

Д. А. Леонтьев представляет личностный потенциал как системную организацию индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности [3]. Согласно В. Н. Маркову, потенциал есть система его возобновляемых внутренних ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [4]. Поэтому нравственный потенциал личности мы рассматриваем как не реализованную в конкретный момент времени возможность личности, которая при определенных обстоятельствах (педагогических условиях) может быть актуализирована.

Следовательно, такой потенциал не может сам по себе бесконечно накапливаться и развиваться, он с необходимостью материализуется в разных видах деятельности, совершенствуется, возобновляется и регулярно «подзаводится» в ней (В. Н. Марков).

Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме потенциала личности показывает, что его сущность, структура и условия развития у различных авторов трактуются по-разному, как с точки зрения понятийных, так и деятельностно-сущностных основ. Согласно основным подходам к понятию потенциала личности его можно рассматривать как:

  • ресурсы, рассматриваемые в ракурсе личностного и человеческого потенциалов (П. Г. Щедровицкий);

  • способности, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности (В. Н. Дружинин);

  • склонность, как направленность на соответствующую деятельность (Б. М. Теплов);

  • ценностные ориентации, формирующие основу поведения личности в процессе профессионального и личностного развития (Б. Г. Ананьев);

  • основу социальной, профессиональной и личностной компетентности (А. К. Маркова).

Несмотря на то, что понятие «потенциал» активно используется в различных научных областях и в психологии выделен в автономную категорию, он часто используется в качестве синонима способностей, компетентностей, мотивации и др., а его педагогическая суть остается малоизученной. Это может быть связано со слабой научной проработанностью феномена, недостаточной разработкой технологических, методических основ его оценки и развития.

На основе этого мы представляем потенциал, как возможности социального работника, которые из потенциальных могут перейти в актуальные посредством деятельности, могут возобновляться, концентрироваться, развиваться и способствовать получению социально значимых результатов.

На основе анализа актуальной научной литературы выделены принципиально важные для нашего исследования положения, позволившие раскрыть сущность нравственного потенциала личности социального работника.

Во-первых, потенциал личности специалиста не является раз и навсегда заданным, а постоянно возобновляется в ходе жизнедеятельности.

Во-вторых, потенциал личности наделен способностью самоосуществляться, становиться реальностью, и является результатом развития личности.

В-третьих, потенциал является ресурсно-энергетическим показателем и может иметь некоторую численную оценку величины.

В-четвертых, потенциал специалиста обладает системным качеством. И наконец, потенциал реализуется во взаимоотношениях между специалистом и организацией, обществом, окружающим миром.

В плане научного осмысления проблемы исследования были объединены такие понятия, как «потенциал» и «нравственность».

Анализ статей о нравственности в современных энциклопедических справочниках позволяет нам сделать вывод о том, что данное понятие трактуется как общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует моральному кодексу общества, а также в соответствии с моделями поведения, которые являются проявлением принципов и норм, оцениваемых с точки зрения их правильности или неправильности.

Поведенческую и отношенческую ипостаси нравственности личности мы находим в том, как ее рассматривает Б. С. Братусь: как строит человек свои отношения к другому человеку и самому себе. На первом уровне, эгоцентрического, поведение человека проявляется в том, что он заботится лишь о собственном благе, другие люди и отношения с ними — это лишь средство к этой узколичной цели. Второй уровень, группоцентрический, характеризуется тем, что человек относит себя к более или менее широкой группе людей, к которым он начинает относиться положительно; люди вне этой группы рассматривается как средство к групповым целям, как менее ценные, неравные — происходит деление на «своих» и «чужих». Собственно нравственность появляется на третьем, просоциальном (гуманистическом) уровне, когда человек считает себя частью всего человечества, а потому относится к каждому человеку и ведет себя в соответствии с «золотым правилом», деятельность направляется не только собственным благом и благом группы, но пользой всем людям, даже незнакомым, а в пределе — человечеству в целом. На следующем, духовном (эсхатологическом) уровне отношение к другому человеку и поведение строится исходя из сознания себя и всех людей [1].

Учитывая требования государственного образовательного стандарта, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалиста социальной работы, основные положения профессиограммы социального работника, отражающие требования к его профессиональной деятельности и личности (Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и др.), можно констатировать следующее:

  • основные виды профессиональной деятельности социального работника, ее параметры — содержание (мотивация, цель, предмет, средства, способы, продукт, результат) и структурная организация (совокупность профессиональных умений, действий, приемов), обнаруживают обусловленность каждого из них нравственным потенциалом специалиста социальной работы;

  • такой нравственный потенциал необходимо интегрирует смысложизненные и профессиональные ценности, общие и специальные способности, проявляется в высоконравственных поступках, социально значимых деяниях социального работника [5,6].

Выше изложенное актуализирует решение проблемы распределения, развития и обогащения нравственного потенциала у будущего социального работника, используя адекватное содержательно-технологическое обеспечение данного процесса, создавая оптимальные психолого-педагогические условия в образовательной среде вуза.

Анализ актуальных научных публикаций, диссертационных работ по теме позволяет констатировать, что профессиональная подготовка современного специалиста в вузе по-прежнему мало затрагивает вопросы психолого-педагогических оснований решения проблемы развития и реализации актуальных и потенциальных возможностей студентов.

Проанализировав философскую (М. С. Каган, О. Л. Краева и др.), педагогическую (М. В. Денеко, В. М. Трофимов и др.), психологическую (А. А. Деркач, В. Н. Марков и др.) литературу по проблеме содержания личностного потенциала, под нравственным потенциалом социального работника мы понимаем совокупность смысложизненных и профессиональных убеждений, качеств и отношений личности, проявляющихся в единстве взаимодействия наличного и возможного при определенных условиях, обеспечивающих прогрессивные социально значимые (личностно зрелые) результаты в профессии и самореализацию в жизнедеятельности.

Принципиальным в настоящем исследовании следует рассмотрение нравственного потенциала будущего социального работника, с одной стороны, как раскрывающегося в возможностях, свойствах личности, который наделен такими характеристиками, как способностью осуществляться, становиться реальностью. С другой стороны, нравственный потенциал это результат развития самой личности в специально созданных и поддерживаемых условиях образовательной среды вуза.

Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, нравственный потенциал социального работника концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

  • во-первых, отражает прошлое, т. е. представляет собой совокупность свойств, накопленных личностью в процессе социализации, обучения в вузе и обусловливающих его возможность к функционированию и развитию;

  • во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования студентом-будущим социальным работником наличных способностей и возможностей;

  • в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе предстоящей профессиональной деятельности социальный работник будет не только реализовывать свои наличные способности, но и приобретать все новые силы и способности.

Методологическими предпосылками изучения сущности нравственного потенциала социального работника и его развития явились также принципы и положения аксиологического, системного, личностного, деятельностного, гуманистического, акмеологического подходов.

Основные постулаты данных подходов определили своеобразие нравственного потенциала социального работника, обнаружив его многогранный динамичный характер, который интегрирует в себе содержательный, динамический и результативный аспекты и проявляется как целостное системное образование, обеспечивающее творческое самовыражение и самореализацию специалиста в профессии.

При всей целостности нравственного потенциала социального работника как педагогического, психологического феномена, возможно выделить в нем четыре основных компонента: ценностный, ресурсный, отношенческий, поведенческий.

В качестве показателей нравственного потенциала социального работника соответственно рассмотрены:

  • духовно-нравственные потребности и чувства и надситуативная активность;

  • ценностные ориентации и этические воззрения;

  • созидательность и гуманизм;

  • альтруистические поступки, ответственность.

Дальнейший научный поиск будет направлен на конкретизацию сути выявленных показателей нравственного потенциала и определение уровней его проявления у будущих социальных работников.


Литература:

  1. Братусь, Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 6–13.

  2. Денеко, М. В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / М. В. Денеко. − Спб., 2007. − 24 с.

  3. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 56–65.

  4. Марков, В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка /под ред. А. А. Деркача. -М., 2001. С. — 265.

  5. Холостова, Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Е. И. Холостова. — М.: РГСИ — 1993. — 229 с.

  6. Шмелева, Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа» / Н. Б. Шмелева. — М.: Дашков и К, 2009. — 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный работник, нравственный потенциал, потенциал, будущий социальный работник, личностный потенциал, профессиональная деятельность, социальная работа, индивидуально-психологическая особенность личности, нравственный потенциал личности, образовательная среда вуза.


Похожие статьи

Личностный потенциал как фактор успешной реализации...

Личностный адаптационный потенциал — это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья.

Социально-личностные предпосылки формирования...

Социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности будущего социального работника.

Социальная работа – неоднозначная, сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые...

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

- социальная и психологическая нестабильность и другие.

- социальная и профессиональная мобильность (отсутствие профессионального

Считаем необходимым развитие творческого потенциала молодежи как непременное условие эффективности труда.

Теоретические предпосылки профессиональной подготовки...

Вуз, как образовательная среда, предоставляет студентам пространство для личностного и профессионального самоопределения и развития ценностных ориентаций будущего социального педагога.

Социально-педагогический потенциал детских библиотек...

Социально-педагогический потенциал детских библиотек в профессиональном самоопределении подростков.

Социально-педагогический смысл профессионального самоопределения проявляется через процесс интеграции личности в...

Социальная роль в процессе формирования...

Социальная роль в процессе формирования духовно-нравственного становления личности студента.

Последнюю можно назвать функцией повышения нравственно-культурного потенциала общества.

Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности

Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий. Развитие педагогического потенциала социальных центров: управленческий аспект.

Психологические условия развития творческих способностей...

Общая характеристика нравственного потенциала социального работника. Психологическое изучение профессии социального работника и требования

Психологические особенности социального капитала образовательной организации.

Психологическая адаптация социального работника...

социальный работник, профессиональная деятельность, трудовая организация, адаптация личности, пожилой человек, работник, адаптационный период, ознакомительный этап, личностный ресурс...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Личностный потенциал как фактор успешной реализации...

Личностный адаптационный потенциал — это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья.

Социально-личностные предпосылки формирования...

Социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности будущего социального работника.

Социальная работа – неоднозначная, сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые...

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при...

- социальная и психологическая нестабильность и другие.

- социальная и профессиональная мобильность (отсутствие профессионального

Считаем необходимым развитие творческого потенциала молодежи как непременное условие эффективности труда.

Теоретические предпосылки профессиональной подготовки...

Вуз, как образовательная среда, предоставляет студентам пространство для личностного и профессионального самоопределения и развития ценностных ориентаций будущего социального педагога.

Социально-педагогический потенциал детских библиотек...

Социально-педагогический потенциал детских библиотек в профессиональном самоопределении подростков.

Социально-педагогический смысл профессионального самоопределения проявляется через процесс интеграции личности в...

Социальная роль в процессе формирования...

Социальная роль в процессе формирования духовно-нравственного становления личности студента.

Последнюю можно назвать функцией повышения нравственно-культурного потенциала общества.

Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности

Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий. Развитие педагогического потенциала социальных центров: управленческий аспект.

Психологические условия развития творческих способностей...

Общая характеристика нравственного потенциала социального работника. Психологическое изучение профессии социального работника и требования

Психологические особенности социального капитала образовательной организации.

Психологическая адаптация социального работника...

социальный работник, профессиональная деятельность, трудовая организация, адаптация личности, пожилой человек, работник, адаптационный период, ознакомительный этап, личностный ресурс...

Задать вопрос