Библиографическое описание:

Пьянова О. В., Волоскова Н. Н. Личностно-детерминированная стратегия речевого поведения субъекта // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 143-144.

В обществе личность всегда выполняет социальную роль, и в то же время ее реальное поведение всегда несет на себе отпечаток ее индивидуальности. Причем, эти индивидуальные вариации сами могут быть социально-типичными. Идентификация с ролью культурного общительного человека позволяет личности свободно варьировать свое поведение, расширяя тем самым сферу своего самоопределения (И.С. Кон, 1999; А.А. Бодалев, 1983; Е.Д. Божович, 2000; Д. Мацумото, 2002 и др).

Отечественные психологи отмечают неразрывную связь несводимых друг к другу общения и деятельности, выступающих в качестве базовых категорий психологической науки (С.Л. Рубинштейн, 2000; Б.Ф. Ломов, 1984). Важнейшим ориентиром человека при его деятельности в мире, диалоге человека с миром является язык. А.А. Леонтьев (1997) называет его языком личности, подчеркивая этим самым не только «значенческий», смысловой феномен языка, но и личностно детерминированную (субъектную) стратегию речевого общения.

Подтверждая эти положения, А.В. Брушлинский и В.А. Поликарпов (1999) указывают, что на любом уровне взаимодействия человека с миром сохраняется неразрывная взаимосвязь субъект-субъектных и субъект-объектных типов соотношений.

Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы оказывают воздействие на структуру личности в целом, являясь наиболее негативными для самых уязвимых членов общества – дошкольников, школьников, подростков (С.В. Алешин, 1990; Б.С. Братусь, 1995; В.Н. Дружинин, 1995; Ю.А. Александровский, 1996; В.П. Зинченко, 1996; Е.М. Черепанова, 1995; В.С. Пуховский, 1998).

Изначально неполноценная индивидуально-типологическая основа  человека (различные формы недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами социальной среды, детерминируют более адекватные или менее адекватные личностные реакции человека (Л.С. Выготский, 1960; Б.М. Теплов, 1961; В.М. Русалов, 1979; В.В. Ковалев, 1985).

Проявлениями конституционально-психотипологической предиспозиции в дошкольном и младшем школьном возрасте может быть астеническая, тревожная, дистимическая или иная декомпенсация в рамках структуры психотипа (Э.Г. Абакарова, 2002; М.И. Соловьева, 2006; К.Р. Капиева, 2006); конституционально-типологическая органическая предиспозиция ВНД в виде  дизонтогений (Г.Е. Сухарева, 1955; Г.Д. Смирнов, 1972; Н.В. Черепкова, 2003), расстройства поведения (В.В. Ковалев, 1955 и др.), стереотипность игр и нарушенное речевое развитие, приводящие к дезадаптации (А.И.Захаров, 1986; Л.И. Макадей, 2004), нарушения общения и патология личности (Ж.М. Глозман, 2002; Н.Н. Карташова, 2003).

На трудности в общении  личность реагирует некоторым типичным для себя способом в зависимости от основных установок, индивидуально-психологических особенностей, отношения к ситуации общения, индивидуальных стереотипов поведения и т.д. В результате возникают противоречия между операционально-техническими возможностями (и прежде всего речевыми средствами) и мотивами деятельности. В результате формируются механизмы психологической защиты, или, «средства прикрытия нарушенной деятельности общения» в виде изменений личности и возникновения «страха речи» (Б.В. Зейгарник, 1971).

Переживание неуспешности в учебе, коммуникативно-речевых проблем, проблем межличностного характера в семье и коллективе сверстников, а точнее, эмоциональная сторона самосознания становится основой мотивообразования у подростков, формирует индивидуальные стереотипы преодоления стресса и фрустрационных реакций, приводит к дезорганизации отношений личности с окружающими и самим собой, к изменениям «в смысловом поле» и превращения «динамики реальной ситуации» в «динамическую систему реального действия» (Л.С. Выготский, т.5, с. 250).

Мировоззренческий и культурный уровень вносят свою коррекцию в личностные переживания и поведенческие аномальные проявления, чаще всего, отражаясь в коммуникативно-речевой деятельности (И.А. Зимняя, 2001).

В последние десятилетия приобрел общественную значимость целый ряд практических областей, остро нуждающихся в теоретической и практической разработке именно так понимаемой психологии общения и, прежде всего, – общения речевого, которое определяется как сложный и многосторонний процесс. А.Н. Леонтьев (1948) писал, что всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и цели общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств» (с.48).

            Под углом зрения «деятельностного фрейма» Л.С. Выготский (1982) рассматривает речевые события, речевую деятельность как частный случай деятельности общения. При этом речевые действия и отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности и, в первую очередь – познавательную деятельность. В связи с этим язык по Выготскому, есть единство общения и обобщения.

Личность развивается как целое и ни одна функция (ни речь, ни память) не может развиваться самостоятельно, и лишь в целях научного анализа нами абстрагируется та или иная сторона развития (Л.С.Выготский, 1934). Конституционально-типологический анализ функций, проводимый в течение ряда лет, позволяет «голографически» представить развитие личности в целом.

            Пубертатный период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом. Связанный с созреванием всех функциональных систем организма, активным формированием личности, ее социализации, подростковый криз представляет сугубо динамическое состояние, в котором одной из существенных детерминант процесса дозревания (адолесценции) является речевое поведение.

            В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникативными противоречиями: желание интимности и психологическая защита, желание открытости общения и страх раскрыться, желание увидеть себя со стороны и страх неоправданных ожиданий, рассогласование самооценки и оценки других, желание прямого разговора и безоценочности и мягкости формулировок. Поэтому трудности коммуникативно-речевой деятельности вызывают личностные проблемы, самоопределение и самореализацию в жизни.

В связи с этим возникает необходимость выявления признаков конституционально-типологической и психотипологической предиспозиции субъекта. Объективная регистрация закономерностей формирования конституционально-психотипологической изменчивости возможна при условии многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б.Ф. Ломов, 1994), после чего возможна постановка проблемы об адекватной психологической помощи детям, школьникам, подросткам, т.е. с учетом возрастных особенностей.

Результаты исследований и собственные наблюдения позволяют сделать выводы о том, что речевое поведение отражает степень выраженности аномальной личностной изменчивости субъекта, проявляясь в межличностных отношениях со сверстниками, взрослыми, в структуре общения, уровне самосознания и сознания.

Тесные связи между структурами личности и процессом общения, как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности (актуалогенезе) позволяет постулировать, что нарушения возможностей общения должны неизбежно привести к изменениям личности, неадаптивному ее поведению на внутри- и межличностном уровне. И наоборот, патология личности не может, по мнению Ж.М. Глозман (2002), не повлиять на коммуникативные возможности субъекта, его речевое поведение.

Основные термины (генерируются автоматически): речевое поведение, речевое поведение, патология личности, патология личности, стратегию речевого общения, стратегию речевого общения, желание открытости общения, желание открытости общения, случай деятельности общения, случай деятельности общения, нарушения возможностей общения, нарушения возможностей общения, дезорганизации отношений личности, другу общения, дезорганизации отношений личности, другу общения, нарушения общения, общения речевого, нарушения общения, единство общения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос