Автор: Тарасов Павел Юрьевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (5) май 2009 г.

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Тарасов П. Ю. Профессиональная подготовка будущих режиссеров театрализованных представлений // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 209-211.

В настоящее время российская  система профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений представлена следующими направлениями: сфера среднего, высшего образования, а также курсы переподготовки и  повышения квалификации.

В Российской педагогической энциклопедии под профессиональным образованием понимают  социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Система профессиональной подготовки создает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействует достижению гуманистических и демократических целей общества. Целью системы профессиональной подготовки является создание творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к особенностям избранной сферы деятельности [5, с. 211].

А.Г.Казакова в своей работе раскрывает в качестве цели педагогов в процессе профессиональной подготовки формирование нового поколения специалистов с высоким уровнем общей профессиональной культуры, интеллектуального развития; мобильных и конкурентоспособных [10, с. 102].

В.А. Сластенин выявил в процессе профессиональной подготовки наибольшую ценность - формирование у студентов развитого профессионального мышления [6, с. 25]. П.И. Пидкасистый раскрывает понятие профессиональной подготовки как обучение, имеющее своей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. При этом она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся и может быть получена как в образовательных учреждения начального, среднего, так  и высшего профессионального образования [4, с. 97].

С.М. Вишнякова выявляет отличительную черту профессиональной подготовки – направленность получаемых знаний, умений и навыков, формированием и совершенствованием тех личностных установок и качеств, которые соответствуют  требованиям, предъявляемым к осваиваемой профессии [1, с. 264].

Раскрывая требования научно-технического прогресса, Л.Д. Столяренко  в своих работах считает необходимым воспитание у современных специалистов в процессе их профессиональной подготовки способа мышления, обеспечивающего познавательную самостоятельность, поисковые умения на высоком уровне обобщения, способность применять знания в незнакомых ситуациях, включать их в новые системы для расширения границ познания. Однако традиционная система профессионального обучения не обеспечивает формирования такого способа мышления [8, с. 468].

Профессиональная подготовка имеет строго научную структуру, зафиксированную в таких основных государственных документах, как Закон РФ «Об образовании», государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы.

Государственный образовательный стандарт уточняет и дополняет требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать режиссер театрализованных представлений. В процессе профессиональной подготовки, согласно государственному образовательному стандарту, режиссер театрализованных представлений получает знания об истории и теории классической режиссуры, драматургии и мастерства актера, учится понимать природу конфликта – главного двигателя действия сценического искусства; изучает специфические особенности режиссуры и драматургии праздничных действ, их синтетическую природу, включающую разнообразные виды и жанры художественного творчества;  осваивает характерные черты «театрализации» как творческого метода перевода жизненного документального материала в художественно-образную сценическую форму.

Основными профессиональными умениями, которыми должен обладать режиссер театрализованных представлений согласно государственному стандарту, являются умения в яркой художественной форме создать оригинальный режиссерский замысел будущей постановки; способность реализовать свой художественный замысел, применять полученные знания в методологии художественно-педагогической и научно-педагогической деятельности.

Также стоит выделить владение  режиссером театрализованных представлений практическими навыками режиссуры и мастерства актера, способами применения разнообразных художественных средств художественной выразительности при постановке театрализованных представлений; приемами творческого монтажа художественного материала различных форм и жанров в целостное театрализованное действо; новейшими технологиями, применяемыми в постановочной деятельности; методами режиссерского анализа произведений драматургии, музыки, литературы, изобразительного искусства и т.п.; законами композиции и художественной формы.

            Особое значение отводится наличию у режиссеров театрализованных представлений развитого чувства темпо-ритма, а также педагогических и организаторских способностей [2].

Процесс обучения в вузе строится, в основном, на активизации процесса обучения и самостоятельной работе студента, установлении партнерских отношений, обратной связи между педагогом и студентами. Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения  специалистов других направлений. В свою очередь, чтобы обеспечить качественную подготовку режиссеров театрализованных представлений, являющейся творческой профессией, на первый план выходит применение методов, методик и технологий, основной  целью которых является формирование нестандартно мыслящей личности. Для обеспечения качественной подготовки специалиста творческой специальности необходимо проанализировать накопленный опыт по созданию и проведению театрализованных представлений и народных праздников, создать теоретические и научные принципы на основе осмысления постановочных решений и приемов, интересных находок в области драматургии, режиссуры и исполнительского мастерства [9, с. 3].

В нашей стране существует целая сеть учебных заведений, воспитывающих будущих режиссеров, в том чисел режиссеров театрализованных представлений: это и Московский и Сант-Петербургский университеты культуры, Восточно-Сибирский институт культуры, это и театральное училище им. Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова, Российская академия театрального искусства, ряд других учебных заведений.

Программа всех этих учебных заведений в своей основе опирается на систему Станиславского. И это естественно, потому что, чем дальше развивается не только российское, но и мировое театральное искусство, тем более убедительным становится величайшее наследие, оставленное нам  К.С.Станиславским. Поэтому профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в настоящее время осуществляется на основе изучения  курса классической режиссуры, в первую очередь – творческого, педагогического опыта и театральной теории К.С.Станиславского, Вл.И. Немирович-Данченко.

Режиссер, должен философски относиться к своей профессиональной деятельности. Уметь в своей работе осветить актуальные проблемы, волнующие общественность в данное время. А воплотить это возможно, только хорошо проанализировав действительность: те реалия и насущные проблемы, которые волнуют общество. В свою очередь, режиссер-педагог, преподающий в вузе,  должен обладать всем спектром профессионального мастерства, в основе которого лежат способности аналитика. Функции режиссера театрализованных представления чрезвычайно велики и разнообразны, так как  ему приходится осуществлять весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки  театрализованного представления.

По мнению Б.Е. Захавы, необходимым условием для подготовки режиссеров театрализованных представлений является наличие у студентов творческой наблюдательности, фантазии и воображения, чувство времени и чувство пространства, чувство ритма, как основы для формирования аналитических умений [3, с. 302].

Роль педагога-режиссера заключается в помощи способному студенту раскрыть свои возможности, систематизировать свои знания, навыки и умения, направить их в нужное творческое русло, натолкнуть на интересные режиссерские решения, предостеречь от опасных заблуждений [9, с. 6].

Специфику профессиональной подготовки режиссеров этого направления обуславливает синтетическая природа театрализованных представлений, так как свою задачу педагоги видят в воспитании и формировании у студента профессиональных навыков.

Кроме того, стоит сказать, что режиссура театрализованных представлений, в отличие от академической режиссуры, не так давно оформилась в отдельную систему знаний. Так театрализованному представлению свойственна массовость: обычно задействовано большое количество участников представления, в том числе и зрителей; и как следствие, само представление происходит на открытом пространстве, большой площадке.

Главной задачей в процессе  профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений является создание педагогических условий для целостного профессионально-ориентированного процесса в работе над театрализованным представлением. Когнитивный процесс, характерный для начального периода обучения в высшей школе, предполагает приобретение, применение и преобразование опыта  театральной педагогики.

В.А. Сластенин придерживается мнения, что совокупность профессионально обусловленных требований к режиссеру определяется как профессиональная готовность к профессиональной  деятельности. В ее составе можно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой –  научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма [6, с. 21].

Деятельность педагога-режиссера – сложное образование, характеризующееся многоаспектностью, разнообразием связей и отношений составляющих её элементов. Аналитические умения педагога-режиссера является одним из базисных элементов педагогической деятельности, лежащей в основе построения эффективного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Если говорить о профессиональной компетентности режиссера-педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности, позволяющие режиссеру самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические и режиссерские задачи. Необходимым для решения тех или иных задач предполагается знание теории, умение и готовность применять их положения на практике.

Таким образом, под профессионально-педагогической компетентностью режиссера можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению  деятельности.

Режиссер – человек, дающий надлежащее направление творческому процессу в целом. Правильная организация режиссером-педагогом восприятия материала студентами во многом обеспечивает его понимание, осмысление. Полученная и переработанная с помощью аналитических умений информация должна быть сохранена и в дальнейшем преобразована в рабочий материал, выносимый на сцену как результат  профессиональной деятельности.

Одна из важнейших задач стоящих перед режиссером в процессе профессиональной подготовки –  научить студентов приемам мыслительной деятельности: самостоятельно производить мыслительные операции –  анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию, систематизацию –  и с их помощью получать продукты мыслительной деятельности –  понятия, суждения, умозаключения, целостные образы, идеи. А для этого, по мнению М.Л.Сосновой в своей профессиональной деятельности режиссер должен владеть всеми ведущими типами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим [7, с. 319].

Библиографический список:

1.                  Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. 535 с.

2.                  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 053300 Режиссура театрализованных представлений и праздников. – М.: 2003.

3.                  Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Учеб. пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства. Изд. 4-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. – 334 с.

4.                  Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 408 с.

5.                  Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./Под ред. В.В.Давыдова – М.: Большая российская энциклопедия, 2 том, 1999.

6.                  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 512 с.

7.                  Соснова М.Л. Искусство актера: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2007. – 432с.

8.                  Столяренко Л.Д.Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — С.468

9.                  Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1985. – 73 с.

10.              Ученые записки. Вып. 23 / Науч. ред. Киселева Т.Г., Черниченко В.И., Ярошенко Н.Н. – МГУКИ, 2001.

 

Основные термины (генерируются автоматически): театрализованных представлений, театрализованных представлений, режиссеров театрализованных представлений, режиссеров театрализованных представлений, профессиональной подготовки, профессиональной подготовки, процессе профессиональной подготовки, процессе профессиональной подготовки, подготовки режиссеров театрализованных, режиссер театрализованных представлений, профессиональной подготовки режиссеров, профессиональной подготовки режиссеров, подготовки режиссеров театрализованных, режиссер театрализованных представлений, Профессиональная подготовка, подготовка режиссеров театрализованных, профессиональной деятельности, подготовка режиссеров театрализованных, Профессиональная подготовка, профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос