Автор: Семкин Александр Викторович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (5) май 2009 г.

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Семкин А. В. Разработка методики диспетчеризации материальных потоков машиностроительного предприятия // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 76-81.

Организация производства на современном автомобилестроительном предприятии без учета логистических процессов основного производства, в частности, сборки изделия, может привести к достаточно значимым потерям. Именно поэтому оптимизации производственных процессов за счет моделирования и внедрения логистической поддержки уделяется все большее внимание.          

Наиболее выгодное и эффективное направление снижения издержек заключается в одновременном совершенствовании производственной системы и выстраивании оптимальных логистических процессов. Для проведения мероприятий, направленных на снижение издержек в этом направлении, необходимо использовать приемы математического моделирования и современные разработки в области информационных технологий.

Существует несколько определений понятия логистического процесса. Наиболее широкая трактовка понимает под логистическими процессами управление, движение и оборот всех видов потоков (материальных, людских, энергетических и др.), существующих в производственных системах.

Значительного эффекта от оптимизации процессов производства и логистических процессов можно достичь в области управления материальными потоками предприятия. Это связано с тем, что затраты, связанные с поставкой, сопровождением и хранением товарно-материальных ценностей составляют примерно 70% от общих затрат предприятия.

В материально-техническом снабжении можно выделить шесть основных определяющих критериев:

1.      Материальный поток – необходимые товарно-материальные ценности (ТМЦ) (n);

2.      Качество – необходимое качество ТМЦ (q);

3.      Количество – необходимое количество ТМЦ (v);

4.      Время – определенное время, в которое должны быть доставлены ТМЦ (t);

5.      Место – место, в которое должны быть доставлены ТМЦ (x);

6.      Затраты – ТМЦ должны быть доставлены с минимальными затратами (s).

Проведя ранжирование настоящих критериев с учетом имеющейся ситуации в Российском автопроме, можно прийти к выводу, что наиболее значимыми являются:

1.      Время;

2.      Затраты;

3.      Качество.

Выбор времени в качестве определяющего критерия объясняется необходимостью производства в соответствии с планом, что обеспечит поставку на рынок в нужный момент собственной продукции. Таким образом, необходимо определить допустимое отклонение t, которое не принесет убытков предприятию. Это значит, что необходимо рассчитать время, затраченное на производство продукции с использованием ТМЦ из страхового запаса.

,

где tдоп – время допустимое, учитывающее расчетное время tрас, получившееся в результате расчета плана производства, и допустимое отклонение ∆t.

Критерий «время» является определяющим для планирования производства, что дает возможность обеспечить заказы потребителей точно в срок, как следствие - это надежность и повышение имиджа.

Основной характеристикой выпускаемой продукции является доля соответствующих заданному качеству изделий:

,

где D – число несоответствующих заданному качеству изделий в партии готовой продукции объемом N изделий. Величина q неизвестна и ее следует определять для каждого выпускаемого изделия путем контроля качества.

Идеальным является случай, когда q = 1, т.е. все производимые изделия соответствуют заданным требованиям.

Обеспечив выполнение в заданное время продукции с определенным качеством необходимо учесть, что себестоимость изготавливаемой продукции должна быть минимальна, иначе производство неэффективно. Другими словами, необходимо обеспечить производство требуемыми ТМЦ заданного качества в нужное время по минимальной цене.

,

где sj – стоимость производства j-ого вида готовой продукции, ∆s –отклонение от минимальной цены

Для определения соответствия по критерию «затраты», необходимо, чтобы выполнялось условие:

,

где - допустимое превышение стоимости производства, которое определяется индивидуально для каждой производимой позиции.

Схематично процесс движения материальных потоков представлен на рис.1.

Рис.1. Процесс управления материальными потоками производства

Следует учесть, что совершенствование и оптимизация процесса управления материальными потоками предприятия зависит от вышеописанных определяющих критериев.

Как правило различают два принципа управления материальными потоками:

- выталкивающая система управления материальными потоками основана на прогнозировании размера запасов сырья, материалов, деталей для каждого звена логистической цепи;

- вытягивающая система предполагает сохранение минимального уровня запасов на каждом этапе производства и движения заказа от последующего участка к предыдущему.

Исходным значением для рассматриваемого процесса должна служить потребность цеха в номенклатурной позиции на день Ki. Исходя из значения Ki, определяется потребность в каждый момент времени ki(t). Цех-потребитель направляет заявку на поставку нужного количества материальных ценностей, и в тот момент, когда накопится такое количество заявок, которое будет наиболее выгодно доставить (Vопт) – необходимо осуществить поставку. Непрерывность производственных процессов обеспечивается наличием в производственной кладовой страхового запаса.

Количество заявок на поставку ТМЦ, накапливающихся в очереди, постоянно растет с определенной интенсивностью ξ, равной среднему числу заявок, поступивших в единицу времени.

 

 

Необходимо определить время tопт, в которое нужно будет удовлетворить заявки (Vопт). Или другими словами - просчитать или спрогнозировать такое состояние системы Sопт,при котором нужно осуществить выполнение заявок (Vопт).

Для этого необходимо определить значение ξ, при котором будет достигаться выполнение заданных критериев (время, качество и стоимость).

Исходные данные:

  • Интенсивность поступления заявок в течение дня не должна быть меньшей значения ξmin:

 , где T – количество часов смены;

Т.е. должно выполняться условие:

Если ξi< ξmin, тогда ξi= ξmin;

  • Интенсивность поступления заявок не должна превышать допустимую пропускную способность цеха ξmax

Т.е. должно выполняться условие:

Если ξi> ξmax , тогда ξi= ξmax;

  • В момент времени t=0 значение ξ0 принимается равным ξопт (оптимальная интенсивность поступления заявок, которая определяется техническими службами предприятия исходя из параметров имеющегося оборудования, энергоемкости и т.п.) в случае выполнения условия ξminξопт. Если ξmin > ξопт тогда значение ξ0 принимается равным ξmin;
  • Так же известно, что интенсивность поступления заявок ξµ, где

µ -интенсивность исполнения заявок;

Пусть известно значение ξi-1, тогда значение ξi должно определяться в соответствии со следующей системой:

 

Осуществив таким образом расчет параметра ξ получается модель, реализующая комбинированную систему управления материальными потоками (одновременно предусматриваются и реализуются выталкивающий и вытягивающий принципы).

Это позволит достичь следующих эффектов:

  • Оптимальная равномерная нагрузка;
  • Возможность корректировки производства в течение рабочего дня или смены (при необходимости);
  • Возможность учета темпа производства дня или смены, для которых ведется расчет;
  • Учет человеческого фактора в производстве;
  • Реальные расчеты незавершенного производства;
  • Упрощение системы планирования и внесения изменений в план производства;
  • Наибольшее сокращение издержек за счет управления материальными потоками;
  • Возможность учета и управления несоответствующей продукцией (как следствие – возможность повышения качества выпускаемой продукции);
  • Возможность оперативного учета остатков материальных ценностей на складах.

Для каждой номенклатурной позиции определяется оптимальный размер партии для перевозки (Vопт) и уровень страхового запаса (Vстрах) показанные на рис.2 сплошной и штриховой линиями соответственно.

Рис.2. Динамика запасов

Необходимо, чтобы в кладовой цеха был страховой запас (Vстрах), позволяющий обеспечить непрерывное производство. Следует учесть, что поставку ТМЦ в кладовую цеха нужно осуществлять тогда, когда остатки в ней приближаются к значению страхового запаса.

Пусть S – величина страхового запаса номенклатурной позиции в кладовой цеха,

P – единица измерения номенклатурной позиции (партионность),

тогда

 

,

откуда

 

,      

 

,

следовательно

 

,

 

откуда

      (1)

Необходимо также учесть время доставки: tд < ts

Известно, что общее количество ТМЦ в кладовой цеха составляет:

 

Из графика, отражающего динамику запасов, следует:

        (2)

 

Можно сделать предположение, что:

 

,

 

Учитывая формулы (1) и (2):

 

или:

 

 

Т.о. устанавливается зависимость величины Vстрах от ξ.

Данная модель является максимально приближенной к реальной ситуации и учитывает особенности производственного процесса сборки изделия непосредственно в момент работы.

Параметры ξ и µ рассчитываются системой исходя из текущего темпа производства. Величина страхового запаса рассчитывается так, чтобы обеспечить потребность производства и непрерывность производственного процесса.

Таким образом, организация на автомобилестроительном предприятии производственного процесса сборки изделия и логистических процессов с учетом рассмотренных приоритетных критериев, позволит максимально снизить издержки и способствовать повышению конкурентоспособности изделий предприятия на рынке.

 

Литература:

1.      Ардатова М.М. Логистика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 272 с.

2.      Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского – СПб.: Питер, 2003. – 176 с.

3.      Орлов А.И. Теория принятия решений: учебник Д 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Экзамен, 2006. – 573 с.

4.      Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 160 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): управления материальными потоками, управления материальными потоками, страхового запаса, страхового запаса, логистических процессов, логистических процессов, материальными потоками предприятия, материальными потоками предприятия, материальных потоков, материальных потоков, материальных потоков машиностроительного, материальных потоков машиностроительного, потоков машиностроительного предприятия, потоков машиностроительного предприятия, допустимое отклонение ∆t, допустимое отклонение ∆t, материальными потоками производства, материальными потоками производства, номенклатурной позиции, номенклатурной позиции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос