В статье авторы исследуют процесс взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников, определяют его состав, этапы и уровни развития.
Ключевые слова: взаимодействие школы и семьи, воспитательный процесс, совместная деятельность.
В настоящее время проблема воспитания младших школьников, организация их деятельности по достижению личностных результатов является наиболее актуальной проблемой образования. Это отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где очень четко описаны требования к личностным результатам и условиям их достижения обучающимися.
В то же время, отметим, что воспитание — это процесс, результаты которого зависят от многих факторов и, в первую очередь, от обстановки в семье. Поэтому для учителя очень важно установить взаимосвязь с семьей обучающегося, направленную на достижение целей воспитания.
Проблема взаимодействия семьи и школы исследуется во многих научных трудах. Семейное воспитание рассматривалось Я. А. Коменским, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник, включая взаимодействие школы и семьи в систему школьного воспитания, отмечали, что согласованность различных сторон воспитательного процесса способствует оптимизации воспитательной работы, повышению её эффективности.
Формы организации взаимодействия школы и семьи представлены в трудах Т. П. Гавриловой, И. В. Гребенникова, Л. Н. Захаровой, P. M. Капраловой, В. А. Маишевой, И. С. Марьенко.
Все изложенное позволяет утверждать, что проблема взаимодействия участников воспитательного процесса в педагогике разработана глубоко. В то же время отметим, что воспитание рассматривается в приведенных исследованиях, в основном, как процесс воздействия субъекта (коллектива, учителя, родителей) на объект (ребенка) с целью формирования у него заданных качеств. С позиций деятельностного подхода обучающийся является не только объектом, но и субъектом воспитания. Поэтому выделим три стороны взаимодействия участников педагогического процесса в инновационной школе: учитель — ученик, учитель — родители, родители — дети.
Взаимодействие педагогов, родителей и обучающихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных аспектах: между учениками, между взрослыми и обучающимися (между родителями и детьми, педагогами и детьми), между взрослыми (между учителями и между учителями и родителями). Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждый из этих аспектов имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Системообразующая роль принадлежит взаимодействию педагогов и обучающихся. Однако характер этого взаимодействия во многом зависит от взаимодействия между взрослыми участниками образовательного процесса.
Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. [2]
Для каждой из приведенных характеристик целесообразно определить уровни, поскольку воспитание является динамическим процессом, его характеристики постоянно меняются, совершенствуются или, наоборот, деградируют.
Рассмотрим уровни этих характеристик подробнее.
В литературе различают три уровня взаимопонимания в зависимости от степени совпадения ценностных отношений.
Начальным, низким уровнем взаимопонимания считается ситуация, когда мало совпадений между личностными и индивидуальными характеристиками субъектов взаимодействия и уровнем их взаимооценки личностных качеств оппонента. Средний уровень характеризуется большим количеством таких совпадений. На этом уровне наблюдается взаимная удовлетворенность людей их эмоциональным отношением друг к другу, когда они «уважают друг друга», что исключает необходимость прибегать к суррогатным средствам достижения согласия и взаимопонимания. Характеристикой высокого уровня является значительная степень взаимного доверия и открытости общающихся. 1
Для взаимоотношений уровни можно выделить на основании наличия общей цели, общих интересов, осознания общей ответственности за результаты деятельности: низкий уровень — общая цель отсутствует, нет общей деятельности, но некоторый взаимный интерес присутствует; средний уровень характеризуется наличием общей цели, общего интереса, наблюдается взаимодействие между субъектами, нет осознания общей ответственности за результаты деятельности; на высоком уровне есть осознанная всеми общая цель, есть общие интересы, осуществляется взаимодействие на всех уровнях деятельности, взаимная ответственность за результаты деятельности.
Уровни взаимодействия характеризуются следующим образом: низкий уровень — это уровень конфликтов и конфронтации, средний — уровень соперничества и конкуренции, высокий — уровень сотрудничества.
Понятно, что при организации взаимодействия учитель должен стремиться к достижению высокого уровня всех названных показателей, что является длительным процессом. Поэтому целесообразно разбить его на этапы и направления. На рис. 1 приведены направления организации взаимодействия школы и семьи, определенные в соответствии с целями взаимодействия.
Рис. 1. Направления и этапы организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников
Взаимодействие школы и семьи на уровне партнерства как результат организации этого процесса характеризуется следующими признаками:
– Добровольность родителей, выражающаяся в осознанности участия в воспитательном процессе, понимание своих возможностей и ресурсов для такого участия.
– Долговременность, то есть стремление к продолжительному и системному взаимодействию, позволяющему осуществлять совместные проекты стратегического значения.
–Взаимная ответственность.
Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. Вместе с тем необходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется прежде всего развитием личности педагогов и школьников, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились. Нами был проведен анализ предлагаемых разными авторами показателей эффективности взаимодействия, его результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни взаимодействия участников образовательного процесса в совместной деятельности
Уровни |
Характеристики уровней совместной деятельности |
||
Взаимопонимание |
Взаимоотношения |
Взаимодействие |
|
Начальный |
Понимания общей цели нет, обоюдный интерес друг к другу, ценностные установки у школы и семьи совпадают не всегда |
Проявление такта, возможна конкуренция во влиянии на ребенка у родителей и школы |
Воздействие со стороны одного объекта, деловые контакты эпизодичны |
Сотрудничество |
Понимание общей цели, совпадение установок на совместную деятельность, совпадение в оценках и самооценках, |
Внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, сопереживание, сочувствие; поддержка и взаимоподдержка |
Деловые контакты постоянные, однако, не всегда проявляется сработанность на высоком уровне. |
Партнерство |
Понимание общей цели, совпадение установок на совместную деятельность принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; высокая степень взаимного доверия и открытости общающихся; отсутствие каких-либо тайн друг от друга, которые бы существенно затрагивали интересы партнеров. |
Эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей. |
Долговременность, добровольность осуществляемого взаимодействия, высокая срабатывамость и оперативная координация совместных действий |
Отметим, что совместная деятельность педагогов, родителей и обучающихся является одним из организационно-педагогических условий повышения качества обучения. Обоснуем это утверждение.
Во-первых, участие родителей в делах школы делает для них учебно-воспитательный процесс и процесс внедрения инноваций более понятным, позволяет увидеть полезность происходящих преобразований, стать субъектами инноваций вместе с педагогическим составом, то есть равноправными партнерами. Очевидно, что в этом случае усиливается поддержка нововведений со стороны общественности (по сути, социального заказчика), устраняется излишний формализм в инновациях.
Во-вторых, общие цели родителей и детей, их совместная деятельность способствует усилению взаимопонимания между участниками учебно-воспитательного процесса, созданию атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки — а это является важнейшим условием успешности внедрения инноваций, выдвижения новых идей. Следствием этого может явиться снижение школьной тревожности, числа конфликтов между родителями и детьми и т. п.
В-третьих, возрастают возможности в более подробной и полной проработке деталей инновационного проекта (например, появляется возможность осуществлять более широкую предпрофильную деятельность, поскольку среди родителей можно найти представителей многих профессий, способных эмоционально и профессионально охарактеризовать свою деятельность; помочь ученикам в выполнении проектов, требующих исследований в области их профессиональных интересов).
В-четвертых, высвобождается время у педагогов для общего руководства и координации совместных действий, поскольку некоторые виды работ выполняются родителями на добровольной основе. А это дает возможность педагогу больше времени уделять самообразованию, творчеству и т. п.
Литература:
- Социальная психология личности: учебное пособие для вузов/ Е. П. Белинская, О. А. Тихомарицкая. — М.: Издательство Аспект-пресс, 2001. — 327 с.
- Юбозов, Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия / Психология межличностного познания; под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981. — 92 с.
- Елистратова, С. И. Взаимодействие учителей, родителей и учащихся как фактор повышения качества обучения в общеобразовательной школе / С. И. Елистратова. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchiteley-roditeley-i-uchaschihsya-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obucheniya-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 31.12.2023).