Автором рассматривается общая концепция современной классификации преступлений, совершаемых в форме убийства. По результатам исследования рассматриваются общие современные проблемы квалификации убийства, как состава преступления. Предлагаются решения выявленных проблем квалификации.
Ключевые слова: убийство, простой состав убийства, состав преступления, виды убийства, квалифицированный состав.
Действующее отечественное уголовное законодательство содержит множество составов, напрямую, либо косвенно связанных с простым убийством, квалифицирующимся по ч.1 ст.105 УК РФ [1].
Совершение смерти по согласию потерпевшего не освобождает от уголовной ответственности. В случае данных ситуаций, действующее законодательство содержит точку зрения, при которой такое деяние квалифицируется убийством без каких-либо обстоятельств, которые могут усугубить или смягчить его характер.
К другим формам простого убийства можно отнести убийство, совершаемое из-за страха перед несуществующей опасностью, нарушение правил службы охраны, проведение эксперимента, безвозвратные убийства без явных мотивов, убийства, связанные с некрофилией, ритуальные убийства и криминальный каннибализм.
Согласно теории и практике, к преступлениям, за которые предусмотрена ответственность по части 1 статьи 105, относятся:
– убийство, вызванное ревностью, может быть совершено в отношении одного из супругов или в результате соперничества, реального или мнимого (не подтверждённого);
– убийство, совершенное в качестве мести (за исключением тех форм мести, которые влекут более строгое наказание согласно пунктам «б«и «л«части 2 статьи 105 УК РФ). Этот вид убийства характеризуется желанием отомстить за предшествующее поведение жертвы или ее близких;
– убийство, возникшее в результате конфликта или стычки (если нет явных признаков хулиганства).
В условиях прошлых вариаций отечественного уголовного закона, решение и признании человеческой эвтаназии некриминальным деянием, как и сейчас, не было принято. Сейчас в России эвтаназия запрещена и считается преступлением. данное деяние не было принято законодателем и, следовательно, в соответствии с действующим УК РФ оно рассматривается как простое убийство.
Кроме того, к другим категориям, подпадающим под пункт 1 статьи 105, относится также преднамеренное причинение смерти из-за страха, зависти, а также по мотивам, которые можно назвать темными.
В действующем уголовном законодательстве имеется тринадцать пунктов, которые регламентируют различные виды квалифицированного убийства в статье 105 УК РФ. За совершение этих преступлений предусмотрена одна и та же санкция [2].
В Пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 года № 1 " О судебной практике по делам об убийстве» (статья 105 Уголовного кодекса Российской Федерации) [3] позиция, выраженная в тексте, заключается в том, что согласно законодательству Российской Федерации, убийство двух или более лиц, совершенное вместе или в разное время, не рассматривается как несколько отдельных преступлений, а должно квалифицироваться по пункту «а«части 2 статьи 105 Уголовного кодекса РФ. При этом, если у виновного есть основания, убийство может быть также квалифицировано по другим пунктам данной статьи, но только в случае, если он ранее не был осужден за ни одно из этих убийств.
В соответствии с первой частью статьи 105 Уголовного кодекса РФ, под понятием убийства понимается намеренное причинение смерти другому человеку. Согласно данному закону, действия лица квалифицируются как убийство в случае, если отсутствуют условия, указанные в статьях 106–108 Уголовного кодекса РФ, которые утяжеляют обстоятельства. Такое преступление обычно называется «простым» убийством.
Следует отметить, что разнообразие видов состава убийства указывает, в первую очередь, на вопрос о необходимости состава простого состава убийства. Количество тех составов убийства, которые утверждены прямо действующим законодательством в ч.2 ст.105 УК РФ. Более того, перечень смежных составов преступления, ещё сильнее расширяет перечень деяний, составной основой которых является умышленное причинение смерти другому лицу. Таким образом, считаем устаревшим концепцию понимания убийства, как простого и осложнённого, с учётом множества факторов, которые в большинстве случаев, обнаруживаются в ходе расследования. Так или иначе, подавляющее большинство видов убийства можно отнести к определённой группке составов, осложнённых дополнительными обстоятельствами произошедшего.
Современный формат категоризации преступлений, совершаемых в форме причинения смерти другому лицу, в целом, отражает возможность реализации подхода, при котором классическое разделение на особые составы и обобщающий простой может быть упразднено. Данный подход, как нам кажется, позволит адаптировать практику квалификации убийства с учётом актуального состояния законодательства, содержащего множество квалифицируемых видов и подвидов составов убийства. С точки зрения особенностей квалификации убийства, современное разделение на простой и сложный составы кажется перегруженным, осложнённым лишними деталями и аспектами. При квалификации, так или иначе, возникают сложности с определением принадлежности совершаемого убийства, создаётся ситуация некого задания, определённого вызова, при котором лицо, осуществляющее следствие по уголовному делу, прилагает силы не для единовременно правильной квалификации преступления, а для выявления факта наличия, либо отсутствия обстоятельств, позволяющих вывести выявленный состав из категории простого убийства.
В действующем законодательстве простое убийство от квалифицированного отделяет именно факт отсутствия установленных законодателем квалифицирующих признаков. «Простота» убийства обозначает, что оно было совершено неким «спонтанным» образом, без особых признаков. Но, как следует из практики квалификации таких преступлений, в большинстве случаев, так или иначе, можно увидеть некую совокупность признаков субъективной стороны, которая потенциально могла бы составлять основу для квалифицированного состава преступления. Так или иначе, на практике всегда будут определяться особенности, отсылающие преступление к определённой группе, даже не квалифицируемой по действующему уголовному законодательству. Исходя из этого, считаем логичным поставить под сомнение целесообразность классификации убийства на «простое» и «квалифицированное», поскольку при детальном обзоре практики, возможностей установления именно простого убийства практически не остаётся и кажется целесообразным формирование более обобщённой квалификации убийств, без выделения «простого и всех остальных».
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. ст. 2954, Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.09.2022
- Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 6. ст. 867,
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 N 1 (ред. от 03.03.2015) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" // Российская газета. 1999. N 24.