Данная научная статья направлена на исследование и сравнительный анализ нормативных актов, регламентирующих административные и уголовные правонарушения в странах-участницах Таможенного союза.
В ходе исследования была проведена подробная аналитика соответствующих законодательных актов и определены основные аспекты, включая определение административных и уголовных правонарушений, установление ответственности, применение мер дисциплинарного воздействия и наказания, процедуру рассмотрения дел и судебную практику.
Авторами исследования сделаны выводы о существовании значительных различий в законодательстве членов Таможенного союза, что влияет на согласованность и эффективность применения административных и уголовных санкций в рамках этого интеграционного объединения.
Ключевые слова: административное законодательство, уголовное законодательство, Таможенный союз.
Прежде всего, актуальность темы определяется необходимостью гармонизации и унификации законодательства стран-участниц Таможенного союза в сфере административных и уголовных правонарушений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, административные правонарушения — это административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) [1].
Законодательство в области административной ответственности в странах-членах таможенного союза, представлено следующими актами:
1. Российская Федерация:
— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающий ответственность за нарушения административных правил и норм;
— Федеральный закон «Об административных процедурах», регламентирующий порядок рассмотрения и разрешения административных дел.
2. Республика Беларусь:
— Кодекс Беларуси об административных правонарушениях, который определяет понятие и правовой статус административных правонарушений, а также наказания за их совершение;
— Закон Республики Беларусь «О правоприменительной деятельности и административных процедурах», устанавливающий правила проведения административных процедур и правовой статус государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность.
3. Республика Казахстан:
— Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, в котором устанавливаются ответственность и наказания за совершение административных правонарушений;
— Закон Республики Казахстан «О правоприменительной деятельности и административных процедурах», регулирующий порядок рассмотрения административных дел и применения административных наказаний.
4. Республика Армения:
— Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях, определяющий ответственность и наказания за нарушение административных правил и норм;
— Закон Республики Армения «О правоприменительной деятельности и административных процедурах», устанавливающий порядок рассмотрения административных дел и правила применения санкций.
5. Киргизская Республика:
— Кодекс Киргизской Республики об административных правонарушениях, в котором определены понятие и виды административных правонарушений, а также предусмотрены наказания за их совершение;
Административное законодательство в государствах-членах Таможенного союза имеет определенные общие черты, однако существуют и различия в законодательстве каждого из государств.
Основные общие черты административного законодательства в государствах-членах ТС:
— в каждом из государств-членов ТС существуют законы, регулирующие порядок рассмотрения административных дел и применения административных наказаний.
— каждое государство-член ТС имеет свои нормы, устанавливающие виды и размеры административных санкций за совершение правонарушений. Эти санкции содержат штрафы, ограничение прав или лишение разрешений.
Но, несмотря на общие черты, существуют и различия в административном законодательстве каждого из государств-членов ТС:
— размеры штрафов и санкций за административные правонарушения различаются в каждом из государств-членов ТС.
— процедуры рассмотрения административных дел также имеют различия в каждом из государств-членов ТС.
Что касается таможенного законодательства, то здесь можно выделить следующие отличия:
— в Российской Федерации самые строгие санкции установлены административным законодательством. Кроме штрафа, суд может применить конфискацию оружия или предмета, связанных с административным правонарушением. В Кодексе Республики Казахстан указано, что изъятые товары вернутся нарушителю только при добровольной оплате таможенных платежей в двойном размере, включая пени.
— существует различный перечень субъектов, на которых налагаются санкции. Во всех странах Евразийского экономического союза, за исключением Казахстана, санкции дифференцированы для физических и юридических лиц. [3].
Таким образом, хотя административное законодательство в государствах-членах Таможенного союза имеет общие черты, оно также имеет различия, связанные с особенностями каждой из стран.
Рассмотрим таблицу основных положений уголовного законодательства в государствах-членах Таможенного союза.
Таблица 1
Уголовное законодательство стран-членов ТС
Государство |
Основные положения уголовного законодательства |
Российская Федерация |
Уголовный кодекс Российской Федерации включает разделы, регулирующие различные виды преступлений, включая убийство, мошенничество, наркотики и т. д. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в нем содержатся положения о наказаниях и судебном процессе |
Республика Казахстан |
Уголовный кодекс Республики Казахстан аналогичен Российскому уголовному кодексу в своей структуре. В нем описываются различные виды преступлений, включая уголовные преступления против жизни, здоровья, имущества и так далее |
Республика Беларусь |
Уголовный кодекс Республики Беларусь также содержит основные положения уголовного законодательства. Он охватывает разнообразные преступления и наказания, включая преступления против личности, имущества, общественной безопасности и многое другое |
Киргизская Республика |
В Киргизской Республике преступления и наказания регулируются Уголовным кодексом Киргизской Республики. В нем также описываются виды преступлений, включая преступления против жизни, здоровья, имущества и т. д. Более конкретные положения можно найти в тексте кодекса |
Уголовное законодательство стран-членов Таможенного союза (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь и Киргизская Республика) имеет сходные особенности.
Например, изучение сопоставимых норм уголовных кодексов Армении, Казахстана, Кыргызстана и России об ответственности за коммерческий подкуп, позволило выявить различия, касающиеся отдельных признаков состава рассматриваемого вида преступления:
— в Армении и Беларуси, подкуп в коммерческой сфере рассматривается как преступление против экономической деятельности, а не против интересов организаций и предприятий.
— в России, в соответствии с международными конвенциями, ответственность за обещание или предложение коммерческого подкупа является самостоятельным преступлением, в отличие от других государств-членов ЕАЭС [2].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в рамках ЕАЭС сегодня фактически не действует эффективный правовой механизм, который бы обеспечивал формирование и реализацию единообразного отношения к оценке степени общественной опасности и, соответственно, оптимальной наказуемости различных форм подкупа в частном секторе.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/
- Аснис А. Я. Проблема согласованной уголовно-правовой политики государств-членов ЕАЭС в сфере борьбы с коммерческим подкупом // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-soglasovannoy-ugolovno-pravovoy-politiki-gosudarstv-chlenov-eaes-v-sfere-borby-s-kommercheskim-podkupom (дата обращения: 15.12.2023).
- Клейменова А. Н. Сравнительно-правовой анализ административной ответственности в области таможенного дела в евразийском экономическом союзе // Административное и муниципальное право. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-administrativnoy-otvetstvennosti-v-oblasti-tamozhennogo-dela-v-evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze (дата обращения: 15.12.2023).