Данная статья представляет собой обширный обзор стратегий минимизации рисков в перевозках опасных грузов по автодорогам. Она содержит анализ классификации грузов повышенной опасности, описывает особенности каждого класса с точки зрения рисков и угроз, предоставляет статистические данные о происшествиях, а также обсуждает наиболее частые проблемы при транспортировке. В статье представлен обзор нормативно-правовой базы и международных стандартов, регулирующих перевозки. Особое внимание уделяется стратегиям снижения рисков, таким как планирование маршрутов, обучение персонала и использование современных технологий для повышения безопасности транспортировки. Подчёркивается важность технического оснащения транспортных средств и систем безопасности, а также роль кадастровых инженеров в анализе маршрутов и разработке рекомендаций для улучшения безопасности. Заключительная часть статьи включает анализ успешных практик и инновационных подходов, а также представляет перспективы развития.
Ключевые слова: безопасность перевозок, опасные грузы, автодорожная логистика, риски транспортировки, транспортная безопасность, стратегии рискового управления, маршрутизация грузов, технологии безопасной перевозки.
This article provides an extensive overview of risk minimization strategies for the transport of dangerous goods by road. It contains an analysis of the classification of high-risk cargo, describes the characteristics of each class in terms of risks and threats, provides statistical data on incidents, and also discusses the most common problems during transportation. The article provides an overview of the legal framework and international standards governing transportation. Particular attention is paid to risk mitigation strategies such as route planning, personnel training and the use of modern technologies to improve transportation safety. The importance of technical equipment of vehicles and safety systems is emphasized, as well as the role of cadastral engineers in analyzing routes and developing recommendations for improving safety. The final part of the article includes an analysis of successful practices and innovative approaches, and also presents development prospects.
Keywords: transportation safety, dangerous goods, road logistics, transportation risks, transport security, risk management strategies, cargo routing, safe transportation technologies.
Перевозка опасных грузов представляет собой неотъемлемый компонент современной транспортной системы, сопряженный с значимостью обеспечения безопасности и непосредственного влияния на окружающую среду, общественное благополучие и экономическую устойчивость. Гарантирование безопасности при передвижении данных материалов лежит в основе защиты окружающего мира, безопасности общества и поддержании стабильности в экономике. Возможный риск, связанный с транспортировкой опасных веществ, несет в себе потенциал причинения серьезных негативных последствий как для экосистемы, так и для человеческой жизни. В данном контексте интегральной защиты при перевозке опасных грузов по автодорогам приобретает первостепенное значение в общественном сознании и требует эффективных стратегий, направленных на минимизацию рисков и установление безопасных процедур в этой сфере.
Автор этой статьи обладает многолетним опытом и экспертизой в области безопасности на дорогах. В роли кадастрового инженера он имеет понимание географических и транспортных аспектов, связанных с маршрутами перевозки рискованных грузов. Его практические знания и компетентность позволяют рассмотреть проблематику транспортировки опасных материалов с точки зрения оценки угроз, обеспечения безопасности маршрутов и анализа воздействия на инфраструктуру. В качестве специалиста по безопасности дорожного движения автор предоставляет углубленный взгляд на технические и инновационные аспекты, направленные на повышение безопасности при транспортировке грузов. Его авторитетное мнение имеет важное значение для разработки действенных стратегий снижения рисков в этой сфере.
Перевозка опасных материалов и грузов представляет риск для здоровья, жизни людей, окружающей среды и материальных ценностей. Опасные грузы — это вещества или материалы, способные причинить вред или ущерб во время транспортировки из-за своих свойств. Для контроля за автогрузами используется соглашение, инициированное Организацией Объединенных Наций (ООН), известное как ДОПОГ (Дорожные перевозки опасных грузов) [6]. Документ является основой для регулирования и применяется в европейских странах, включая Россию.
Определение грузов как опасных происходит на основе их характеристик и свойств, представляющих угрозу во время передвижения. Каждое опасное вещество имеет свой уникальный идентификационный номер, привязанный к списку опасных веществ ООН. Этот номер служит для точного определения вещества и принятия соответствующих мер предосторожности в соответствии с классификацией. Очевидно, что перевозка опасных грузов требует соблюдения строгих мер безопасности, чтобы предотвратить риски и обеспечить сохранность окружающей среды и общественной безопасности.
Классификация опасных грузов
Классификация опасных грузов основана на разнообразные виды опасностей, включая взрывоопасность, огнеопасность, токсичность, коррозивность, радиоактивность и способность к окислению.
Основные требования при транспортировке предписывают нанесение соответствующей маркировки на упаковки или контейнеры перед отправкой. Отправитель несет прямую ответственность за этот этап. Маркировка должна строго соответствовать стандартам, быть четкой и долговечной, чтобы идентифицировать перевозимые опасные грузы в случае необходимости.
Правила ДОПОГ строго предписывают использование специализированного транспорта и требуют, чтобы водители проходили обучение и имели соответствующие свидетельства для перевозки опасных грузов. В России действуют также другие нормативные акты, устанавливающие требования к квалификации водителей, их правам по перевозке опасных грузов, а также к ряду других организационных и технических аспектов. [6].
При транспортировке опасных грузов требуются строгие меры безопасности. Основными из них являются:
- Соблюдение требований оборудования автомобиля согласно правилам ДОПОГ и получение соответствующего свидетельства в ГБДД.
- Прохождение обучения в специализированных учебных заведениях для водителей и получение свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов.
- Оформление специальных сопроводительных документов.
Эти меры необходимы для обеспечения безопасной и правильной перевозки опасных грузов в соответствии с установленными стандартами и требованиями.
Особое внимание уделяется маркировке грузов 1, 2 и 7 классов опасности, где требуется обязательное указание отгрузочного наименования. Существует система информирования о характере опасности грузов, включающая:
— Аварийную карточку, заполняемую производителем груза по унифицированному образцу, перечисляющую необходимые мероприятия для ликвидации последствий ДТП.
— Специальные информационные таблички, устанавливаемые на передней и задней частях транспортных средств.
— Информационную карту с расшифровкой кодовых мер, указанных на информационных табличках. Эта карта должна находиться в органах, ответственных за ликвидацию аварийных последствий. [16, с. 42]
Вещества и изделия классифицируются в зависимости от вида опасности, которым они подвержены. Рассмотрим специфические риски и особенности каждого класса грузов с точки зрения угроз и рисков в зависимости от вида опасности, которым они подвержены.
Класс 1 — Взрывчатые вещества.
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Класс 1
Подкласс 1.1. Относится к веществам и изделиям, характеризующимся высокой склонностью к массовому взрыву. Они имеют тенденцию к мгновенному и полному взрыву, представляя серьезную угрозу как для процесса перевозки, так и для окружающей среды.
Подкласс 1.2. Описывает материалы и продукты, которые могут распыляться, но не представляют опасности массового взрыва. Характеризуются средним уровнем риска в процессе транспортировки и требуют соответствующих мер предосторожности.
Подкласс 1.3. Присутствуют вещества и изделия, угрожающие возможностью возгорания с небольшой вероятностью разрыва или распыления. Имеют умеренную угрозу.
Подкласс 1.4. Включает вещества и изделия, лишенные значительной опасности для окружающей среды и перевозки. Представляют минимальный уровень угрозы и требуют небольших мер предосторожности.
Подкласс 1.5. Вещества обладают очень низкой чувствительностью к массовому взрыву, что снижает вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации до крайне низких значений.
Подкласс 1.6. включает изделия с крайне низкой чувствительностью к массовому взрыву и не представляющие опасности взрыва в процессе транспортировки. [12, с. 18]
Класс 2 представляет газы, сжатые, охлажденные для сжижения или растворённые под давлением, соответствующие по крайней мере одному из следующих условий:
Рис. 2. Класс 2
Подкласс 2.1. газов относится к веществам, способным к самовоспламенению, что является серьезной опасностью при их контакте с источниками огня или тепла.
Подкласс 2.2. характеризует газы, лишенные способности к самовоспламенению и отсутствием ядовитых свойств, что снижает риск самовозгорания и токсичности.
Подкласс 2.3. газы, являются токсичными и могут представлять опасность для здоровья при контакте с кожей, вдыхании или попадании в глаза.
Подкласс 2.4. газов относится к веществам, способным воспламеняться и обладающим ядовитыми свойствами, что увеличивает риск пожара и угрозу для здоровья.
Подкласс 2.5. описывает химически нестабильные газы, которые могут вызвать нежелательные химические реакции или взаимодействия.
Газы в подклассе 2.6 характеризуются одновременной химической нестабильностью и токсичностью, что повышает риск их использования или хранения. [12, с. 22]
Класс 3 включает в себя легковоспламеняющиеся жидкости, их смеси, а также жидкости, содержащие твёрдые вещества в растворе или суспензии, которые испускают легковоспламеняющиеся пары с температурой вспышки в закрытом тигле до 60°C.
Рис. 3. Класс 3
Подкласс 3.1. Жидкости с низкой температурой вспышки (ниже 60°C), либо жидкости с температурой вспышки ниже -18°C, либо имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, за исключением легковоспламеняемости.
Подкласс 3.2. Жидкости со средней температурой вспышки, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле от -18°C до +23°C.
Подкласс 3.3. Жидкости с высокой температурой вспышки, где температура вспышки находится в диапазоне от +23°C до +60°C включительно. Основной риск состоит в возгорании. [10, с. 19]
Класс 4 включает легковоспламеняющиеся вещества и материалы, за исключением тех, что отнесены к классу взрывчатых. Эти вещества легко воспламеняются от внешних источников, таких как трение, влага, химические изменения или нагрев.
Рис. 4. Класс 4
Подкласс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, которые быстро воспламеняются при воздействии внешних источников (искр, пламени, трения) и активно горят. Основной риск — пожар, а дополнительный — термическая нестабильность, что может привести к взрыву.
Подкласс 4.2. Самовоспламеняющиеся вещества, которые могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться при обычных условиях транспортировки. Основная опасность — самовозгорание.
Подкласс 4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы. Основная опасность — возгорание газов (например, карбид кальция).
Класс 5 включает окисляющие вещества и органические пероксиды, которые легко выделяют кислород, поддерживают горение и могут вызвать самовоспламенение или взрыв при определенных условиях или в смеси с другими веществами.
Рис. 5. Класс 5
Подкласс 5.1. Окисляющие вещества, которые сами по себе не горят, но могут усилить горение других материалов, выделяя кислород. Основная опасность — способность к окислению.
Подкласс 5.2. Органические пероксиды, чаще всего горючие, которые также обладают окислительными свойствами и могут взаимодействовать опасно с другими веществами. Многие из них подвержены легкому самовоспламенению и чувствительны к теплу и механическим воздействиям. Основная опасность — термическая нестабильность, что повышает риск взрыва при нагреве [12, с. 26].
Класс 6 включает ядовитые и инфекционные вещества, которые могут вызвать отравление, заболевание или даже смерть при контакте с организмом.
Рис. 6. Класс 6
Подкласс 6.1. Ядовитые (токсичные) вещества, которые могут вызвать отравление при вдыхании паров или пыли, а также при попадании внутрь организма или контакте с кожей. Основная опасность — ядовитость.
Подкласс 6.2. Вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, которые представляют опасность для людей и животных. Основная опасность — инфекционный риск.
Класс 7 включает радиоактивные вещества, у которых удельная активность превышает 70 килобеккерелей на килограмм.
Рис. 7. Класс 7
Основная опасность состоит в сильном радиоактивном излучении, которое они испускают.
Класс 8 объединяет едкие и коррозионные вещества, которые способны нанести вред коже, слизистым оболочкам, вызвать коррозию металлов и повредить транспортные средства или грузы. Они также могут вызвать пожар при контакте с органическими материалами или некоторыми химическими веществами.
Подкласс 8.1. Включают кислоты.
Подкласс 8.2. Щелочи.
Подкласс 8.3. Различные едкие и коррозионные вещества.
Рис. 8. Класс 8
Основная опасность, которую они представляют, состоит в их едкости и коррозионных свойствах.
Класс 9 включает вещества с относительно низкой опасностью при транспортировке, не отнесённые к предыдущим классам, но требующие соблюдения определённых правил перевозки и хранения.
Рис. 9. Класс 9
Подкласс 9.1. Охватывает твёрдые и жидкие горючие материалы, которые по своим свойствам не попадают под 3-й и 4-й классы, но при определённых условиях могут быть опасными с пожарной точки зрения, например, горючие жидкости с температурой вспышки от +60 °C до +100 °C в закрытом сосуде, а также волокна и аналогичные материалы.
Подкласс 9.2. Включает вещества, которые при определённых условиях становятся едкими и коррозионными.
В этом классе нет доминирующей главной опасности, однако, как пример, можно упомянуть материалы, такие как пластик, который при сгорании выделяет сильный яд — диоксин.
Классификация опасных грузов представляет собой систему категоризации материалов, основанную на их характеристиках и опасностях при транспортировке. Различные классы грузов, такие как взрывчатые вещества, ядовитые материалы, горючие жидкости, радиоактивные элементы и другие, имеют свои уникальные особенности и специфические риски, влияющие на безопасность транспортировки и окружающую среду. Изучение каждого класса грузов с точки зрения их рисков и угроз позволяет эффективно принимать меры предосторожности и обеспечивать безопасность в процессе перевозки. [12, с. 28].
Анализ рисков в перевозке опасных грузов
Около 800 миллионов тонн опасных грузов перевозится годовым оборотом по России, при этом около 65 % из них перемещается автомобильным транспортом. Это подразумевает использование более 200 тысяч транспортных средств, предназначенных для таких видов перевозок. С каждым годом эти показатели растут. В РФ из-за огромной территории выявляется особенность в распределении мест добычи или производства и мест потребления опасных грузов. Такие грузы ежедневно нужны множеству предприятий, включая черную и цветную металлургию, машиностроение, оборонную промышленность, медицину, строительные компании, заправочные станции, аэропорты и другие.
Транспортировка опасных грузов требует высокой ответственности, чтобы избежать аварий, которые могут причинить значительный экологический ущерб. Это включает в себя поддержание правовой информации, соблюдение правил перевозки, обучение персонала, маркировку грузов и документацию. Несоблюдение этих требований влечет за собой серьезные штрафы для перевозчиков и грузовладельцев.
Оформление необходимых разрешений для транспортировки достаточно сложный и долгий процесс. В России наблюдается дефицит компаний, обладающих правом на такие перевозки, и недостаток подвижного состава, что создает проблемы в контроле за перевозками. Это способствует возникновению незаконных перевозок, негативно сказывающихся на транспортной экономике. Низкая цена, предложенная перевозчиками, часто привлекает грузовладельцев [17, с. 41]
Ответственность за получение разрешений на поставку опасных материалов лежит на перевозчике, который обязан предоставить соответствующую документацию и информацию в территориальные органы дорожного надзора.
Транспортировка опасных грузов требует строгих стандартов безопасности, регулируемых европейским соглашением (ДОПОГ) и национальными нормами. Контроль за соблюдением этих норм осуществляется в Министерством транспорта РФ, где проверяется пригодность транспортных средств для перевозок опасных грузов [6].
Каждый инцидент, связанный с нарушениями, имеет различные последствия из-за риска попадания опасных веществ в воздух, почву и воду. Чтобы избежать рисков и снизить негативные последствия, необходимо обращаться к специалистам, знакомым с мерами предосторожности в таких ситуациях.
Для незаконной перевозки часто используют «спецталон» — специальное предписывающее документ на транспортное средство, не дающее право на проверку на дороге. Это существенно снижает стоимость за счет обхода досмотров автомобилей. Такая практика препятствует развитию компаний, уполномоченных на транспортировку, так как она исключает необходимость в специализированном оборудовании и приводит к ограниченным финансовым возможностям [14, с. 51].
Транспортировка ОГ несет дополнительные риски, такие как возможность взрыва, пожара, ущерба для жизни и здоровья людей, а также нанесение ущерба экологии. Следовательно, приоритет в организации таких перевозок заключается в обеспечении безопасности и сохранности грузов.
Многие страны и международные организации разработали системы для ликвидации аварийных ситуаций, связанных с перевозками опасных грузов. Нормы безопасности при таких ситуациях, основанные на аварийных карточках и знаках опасности на транспортных средствах, действуют уже долгое время.
Для предотвращения возможных ущербов автотранспортом требуется решение практических задач: управление перевозочным процессом, регулирование перевозок, управление ими и ликвидация последствий аварий.
Важно отметить, что статистика чрезвычайных ситуаций с опасными грузами указывает на то, что большинство водителей погибают во время таких аварий. Однако данные о статистике аварий по автомобильным дорогам Российской Федерации из открытых источников не предоставляются [20].
Статистические данные устарели и несут недостаточные сведения на рисунке 10.
Рис. 10. Статистические данные ГИБДД РФ за 2017
В 2017 году случаи ДТП с участием грузовых автомобилей составили 10986, что представляет 6,5 % от общего числа аварий. Большинство ДТП связаны с нарушением Правил дорожного движения: управление в нетрезвом состоянии, переход дороги в непредназначенных местах, игнорирование дорожных знаков и другие подобные нарушения.
Исследования, проведенные Международным союзом автомобильного транспорта, выявили, что 85,2 % ДТП с грузовыми автомобилями происходят из-за человеческого фактора. Остальные причины, такие как техническая неисправность, проблемы с инфраструктурой или погодные условия, встречаются гораздо реже — каждая из них составляет около 5 % от общего числа случаев. Виновниками ДТП по причине человеческого фактора являются как водители грузовых автомобилей (25 % случаев), так и другие участники дорожного движения [18].
Рис. 11. Основные причины ДТП с участием грузового автомобиля для всех пользователей автодорогами
Статистические данные в области играют особую роль в анализе безопасности автотранспорта. Для оценки ситуации и обеспечения безопасности автомобильных перевозок требуется учет нескольких ключевых факторов:
Во-первых, необходимо учитывать объем транспортируемых опасных грузов по классам опасности. Это позволяет определить характер перевозок в зависимости от степени опасности.
Во-вторых, важно знать количество зарегистрированных транспортных средств, имеющих разрешение на перевозку ОГ. Это позволяет контролировать количество разрешенных поставок и типы транспорта.
Третий аспект — данные о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с участием ТС, перевозящих опасные грузы. Информация о числе, причинах и типах происшествий помогает анализировать проблемные места и потенциально небезопасные ситуации.
Четвертый фактор — состояние водителей и экипажа ТС в момент ДТП. Информация об их состоянии во время происшествий лежит в основе предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Пятый аспект — количество утерянного груза и последствия ДТП. Эти данные отображают масштабы происшествий и их воздействие на безопасность, помогая оценить степень ущерба [15].
Однако, следует отметить, что официальная статистика аварий с опасным грузом оказалась недостаточной и ограниченной. Предоставленные данные отдельными ведомствами характеризуются недостаточной полнотой и охватом периода, что мешает проведению полноценного анализа и определению путей предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Нормативно-правовая база
— Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Этот закон определяет основные положения о безопасности дорожного движения и регулировании перевозок, включая правила перевозки опасных грузов через автомобильные дороги [2].
— Правила перевозок грузов автотранспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200: документ содержит специфические правила и требования, связанные с перевозкой опасных грузов автотранспортом [7].
— Приказ Минтранса России от 30.04.2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»: Этот приказ устанавливает дополнительные меры по обеспечению безопасности перевозок, включая опасные грузы [3].
— Приказ Минтранса России от 11.04.2022 г. № 127 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов»: приказ, определяет порядок выдачи разрешений на перевозку опасных грузов [1].
— Постановление Правительства РФ от 26.09.2008 г. № 761 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов» устанавливает обязательные требования и правила для безопасной перевозки опасных грузов различными видами транспорта, включая дорожный транспорт [5].
— Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет меры защиты и безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, включая аварии при перевозке опасных грузов [7].
Международные стандарты:
— Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR): соглашение содержит общие стандарты и правила для безопасной международной перевозки опасных грузов. В России действует утвержденный ООН ДОПОГ Том 1 и Том 2 с 1 января 2023 года [6].
Эти законы и международные стандарты являются основой для регулирования перевозок опасных автогрузов в России и обеспечивают безопасность, соответствие требованиям и стандартам как внутри страны, так и в контексте международных перевозок.
Стратегии минимизации рисков
Перевозка опасных грузов представляет собой процесс, связанный с множеством сложностей и требующий строгого соблюдения правил и нормативов. Требования ДОПОГ направлены на обеспечение безопасной перевозки, защиту людей и окружающей среды.
Планирование маршрута для перевозки материалов с повышенным риском требует комплексного подхода. Это начинается с анализа всех возможных путей транспортировки с учетом типов опасных веществ, его особенностей, дистанции, а также состояния дорожной инфраструктуры. Специалисты обязаны учитывать различные факторы, такие как минимизация рисков столкновения с другими небезопасными грузами, избегание проезда через населенные пункты и обеспечение безопасности на пути следования.
Выбор транспортных средств также играет немаловажную роль. Он включает в себя не только сам транспорт, но и необходимое оборудование для безопасной перевозки, такое как специализированные контейнеры или системы предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Важным моментом является соблюдение всех законодательных норм и правил, регулирующих перевозку опасных грузов. Это включает соблюдение местных и международных правил, направленных на обеспечение безопасности и защиту окружающей среды [17, с. 125].
Согласование маршрута с органами ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения) и Минтранса (Министерства транспорта) обязательно в случае перевозки особо опасных грузов, а также при планировании движения в сложных дорожных условиях, где видимость низка или наличие гололеда. Это также необходимо при перевозке крупных партий грузов или колоннами автотранспорта.
Важно учитывать, что согласование маршрутов должно осуществляться заранее, обычно не позднее, чем за 10 дней до отправления автотранспорта. В случае отрицательного ответа на запрос о согласовании, возможно внесение корректив и предоставление новых данных для пересмотра маршрута. После получения разрешения на перевозку, транспортная компания обязана предоставить полный комплект документов.
Проведение безопасных и эффективных перевозок опасных грузов в значительной степени зависит от компетентности и профессионализма персонала, принимающего участие в этом процессе. Особое внимание уделяется обучению и подготовке [21, с. 82].
Качественная подготовка персонала, вовлеченного в транспортировку опасных грузов, играет важнейшую роль в гарантировании безопасности и надежности этого процесса. Для водителей, осуществляющих такие перевозки, необходимо специальное обучение, обеспечивающее необходимые знания и умения для безопасного выполнения их обязанностей.
Одним из основных требований к этим водителям является наличие специального разрешения или сертификата, подтверждающего их квалификацию. Для получения таких документов водители должны пройти специализированное обучение и успешно пройти проверку знаний и навыков в области безопасности при перевозке опасных грузов.
Профессиональная подготовка водителей включает изучение всех правил и требований, связанных с транспортировкой опасных грузов, а также основных категорий опасных веществ, их упаковки и маркировки. Водители также должны ознакомиться с процедурами реагирования на чрезвычайные ситуации и уметь предотвращать потенциальные угрозы.
Кроме того, обучение работников также охватывает дополнительные группы сотрудников, включая экспедиторов, охрану, дозиметристов, кладовщиков и грузчиков. Они обязаны иметь соответствующие свидетельства, подтверждающие их квалификацию и право на осуществление работ с опасными грузами.
Важной частью обучения является ознакомление персонала с правилами, процедурами и действиями, которые необходимо предпринять при возникновении инцидентов или аварийных ситуаций. Это включает инструктаж по проведению первой медицинской помощи, обеспечению безопасности на месте инцидента и своевременной связи с соответствующими аварийными службами [13].
Современные технологии и обучающие программы, такие как виртуальная реальность и симуляторы, также включаются в процесс обучения персонал. Они позволяют создавать реалистичные сценарии и тренировать работников на различных сценариях безопасности.
Курсы обеспечивает необходимые знания и умения для эффективного выполнения обязанностей, снижает риски возникновения аварий и инцидентов. Стремление к постоянному обновлению и совершенствованию обучающих программ является ключевым аспектом в данной сфере.
Инновационные технологии сыграли основную задачу в повышении безопасности при транспортировке ОГ автомобильным транспортом. Эти технологии действенно снижают риски возникновения аварий и обеспечивают более успешное управление безопасностью на всех этапах перевозки.
Одной из передовых инноваций является система мониторинга и контроля за условиями транспортировки. С помощью специальных датчиков отслеживаются параметры, такие как температура, влажность и давление. Это обеспечивает оперативное реагирование на нарушения и помогает предотвращать аварийные ситуации.
Еще одной важной инновацией является система автоматического контроля скорости и расстояния между транспортными средствами. Эта система предотвращает столкновения и уменьшает риски аварий, используя передовые технологии, такие как радары и камеры для определения скорости и дистанции между автомобилями.
Также значимым новым решением является система предупреждения о нарушениях правил перевозки ОГ. Эта система автоматически обнаруживает нарушения и информирует водителя о необходимости исправления ситуации, например, неправильной фиксации груза или нарушениях правил маркировки вредных материалов [10, с. 87].
Другая инновация, способствующая безопасности при перевозке опасных грузов, это система автоматического контроля усталости водителя. Она анализирует поведение водителя и определяет признаки усталости или отвлечения, предупреждая о необходимости перерыва при выявлении таких признаков.
Технические аспекты безопасности
При перевозке опасных грузов соблюдение нормативов и правил перевозки, установленных ДОПОГ обязательно. Каждый класс опасных грузов подчиняется определенным стандартам для их безопасной перевозки, которые подробно описаны в ДОПОГ и ГОСТ. Однако данные нормы не касаются транспортировки опасных веществ в пределах производственных предприятий, где требуется лишь соблюдение специальной технологической схемы. Рассмотрим автомобиль для перевозки опасных веществ (рисунок 12).
Рис. 12. Оборудование автомобиля для перевозки ОГ
Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, обязаны быть оборудованы специальными мерами безопасности. Прочная металлическая цепочка используется для заземления, обеспечивая изоляцию груза. Труба глушителя должна быть выведена перед радиатором. В случае технических ограничений она может быть установлена справа, вне зоны топливного соединения [6].
Бензобак обязательно изолируется от двигателя, электропроводки и аккумулятора. Иногда применяются металлические щитки для защиты бака.
Автомобили окрашиваются в специальные цвета и украшаются предупреждающими изображениями для обозначения уровня опасности. Например, транспорт, перевозящий воспламеняющиеся вещества, окрашивается в оранжевый цвет; самовозгорающиеся материалы на бело-красных машинах; газовые продукты на синем транспорте.
Проводка должна быть проверена на работоспособность, защищена от перегрева и механических повреждений. Оболочка проводов изготавливается по технологии без швов и также защищается от воздействия внешних факторов.
Транспортные средства с фургоном должны иметь закрытый корпус с отдельной вентиляцией. Трубопроводы должны быть усилены специальными элементами для защиты.
В соответствии с требованиями, в грузовых машинах должно быть специальное оборудование: огнетушители, фиксирующие устройства и противооткатные упоры, предупреждающие знаки и осветительные маячки, а также набор ADR [11].
Техническое оснащение ТС предполагает обеспечение безопасности и результативности перевозок. Это не просто набор обязательных правил, но и залог надежной защиты окружающей среды и людей от возможных аварий и СЧ.
Каждая мера, каждое специальное оборудование на автомобиле, направлены на минимизацию рисков и обеспечение безопасной транспортировки ОГ. Надлежащее размещение и оборудование баков для грузов, особое окрашивание автомобилей, обеспечение надежной электропроводки, использование предупредительных знаков и огнетушителей — все это лишь часть системы, способствующей устойчивости и безопасности перевозок.
Техническое оснащение также обеспечивает соответствие стандартам и требованиям, что позволяет контролировать и поддерживать уровень безопасности в процессе транспортировки. Это необходимо не только для соблюдения законодательства, но и для создания надежной среды работы водителей и обслуживающего персонала. Безопасность тесно связана с правильным и соответствующим оборудованием ТС. Это становится основным звеном цепи, обеспечивающей сохранность и защищенность во время доставки, создавая основу для успешного выполнения задач и минимизации рисков возможных ЧС.
В Российской Федерации система безопасности автомобильной транспортировки опасных грузов (АТОГ, рисунок 13) включает в себя Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), которые осуществляют надзор и контроль за безопасностью в сфере транспорта. Среди данных органов особую роль играют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и МЧС России (Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС)).
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) отвечает за надзор и контроль в области безопасности транспорта, включая автомобильную транспортировку опасных грузов. Этот орган осуществляет меры по обеспечению безопасности дорожного движения, контролирует выполнение требований по перевозке опасных грузов, и оценивает соответствие процедур и стандартов безопасности.
МЧС России, включая НЦУКС, имеет ответственность за координацию действий в случае возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая инциденты, связанные с опасными грузами и автомобильным транспортом. НЦУКС включает в себя систему контроля и оперативного реагирования на возможные угрозы, связанные с перевозками опасных грузов, и принимает меры по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций [10, с. 89].
Рис. 13. Структура управления безопасностью автомобильной транспортировки опасных грузов в РФ
Системы безопасности в перевозках опасных грузов полагаются на передовые технологии и инфраструктуру для обнаружения, мониторинга и управления опасными ситуациями. Эти системы включают в себя разнообразные технологии, направленные на наблюдение, контроль и реагирование на любые отклонения в процессе перевозок.
Одной из ключевых систем являются спутниковые системы навигации, такие как ГЛОНАСС и GPS, обеспечивающие точное определение местоположения транспортных средств. Это критически важно для координации и контроля за перемещением опасных грузов.
Технологии телематики и телекоммуникаций также играют решающую роль, предоставляя данные о состоянии транспорта и груза, включая скорость, направление и температуру груза.
Использование RFID-меток и электронных пломб позволяет не только отслеживать груз, но и контролировать его целостность и безопасность.
Системы экстренного реагирования, вроде «ЭРА-ГЛОНАСС», эффективно взаимодействуют с системой «112» МЧС России. В случае аварии водитель может установить связь через эту систему, что инициирует экстренное реагирование. Эти системы автоматически обнаруживают аварийные ситуации и передают данные в службы экстренного реагирования, даже если водитель не в состоянии сообщить об аварии. Это значительно повышает оперативность предоставления помощи в чрезвычайных ситуациях, уменьшая потенциальные угрозы для окружающих и инфраструктуры [11].
Роль кадастрового инженера в обеспечении безопасности
Безопасность перевозки опасных грузов является ключевым аспектом современной логистики. Развитие технологий и рост объемов перевозок создают необходимость в обеспечении высоких стандартов безопасности. Его вклад начинается с глубокого анализа географических особенностей маршрутов, включая тип местности, климатические условия и проход через населенные пункты и природные резерваты. Это помогает выявить потенциально опасные участки. Далее, инженер оценивает состояние инфраструктуры, доступность экстренных служб и возможности для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Собранные данные позволяют провести анализ рисков, выявить потенциальные опасности на маршруте, такие как узкие участки, геологические особенности или реки, способные повлиять на безопасность перевозки. На основе этих данных кадастровый инженер предлагает альтернативные маршруты, оптимизируя пути для минимизации воздействия на окружающую среду и общественную безопасность.
Они также могут использовать современные геоинформационные системы (ГИС) для визуализации данных, анализа траекторий и моделирования сценариев для оценки последствий различных маршрутов. Этот анализ способствует определению наиболее безопасных и эффективных путей для перевозки опасных грузов, снижает риски чрезвычайных ситуаций и помогает разрабатывать стратегии обеспечения безопасности в перевозках [9].
Разработка рекомендаций по оптимизации маршрутов для повышения безопасности при транспортировке требует глубокого анализа, технических знаний и понимания основных факторов, влияющих на безопасность автомобильных маршрутов. Кадастровый инженер в этом процессе предлагает несколько ключевых путей оптимизации:
- Первый этап — это детальная идентификация всех потенциальных рисков на существующих маршрутах. Включает в себя изучение географических особенностей, инфраструктуры дорог, протяженности маршрута через населенные пункты, а также возможных природных и техногенных угроз.
- Инженер проводит анализ нескольких вариантов маршрутов с учетом различных факторов, таких как безопасность, протяженность, вместимость и доступность экстренных служб. Он оценивает возможные преимущества и недостатки каждого варианта.
- Использование геоинформационных систем позволяет визуализировать различные аспекты маршрутов, проводить анализ рисков, моделировать возможные последствия и прогнозировать потенциальные чрезвычайные ситуации.
- На основе собранных данных и анализа инженер формулирует рекомендации по оптимизации маршрутов. Это могут быть рекомендации по изменению части маршрута, выбору альтернативных дорог, привлечению дополнительных экстренных служб или технические рекомендации для улучшения безопасности дорог.
- При разработке рекомендаций также учитываются социальные и экологические аспекты, чтобы максимально сбалансировать безопасность с учетом интересов местных сообществ и экологической устойчивости.
- После внедрения рекомендаций инженер осуществляет постоянный мониторинг процесса, чтобы оценить результативность изменений и, при необходимости, вносит коррективы для улучшения безопасности пути.
Все эти шаги способствуют разработке фундаментальных и действенных рекомендаций по оптимизации маршрутов для повышения безопасности перевозки опасных грузов.
Примеры успешных практик
Кейс-стади успешных стратегий перевозки опасных грузов предоставляет примеры, демонстрирующие эффективные методы обеспечения безопасности и эффективности в этой области.
DHL в Германии, DHL разработал инновационные технологии и стратегии для безопасной доставки опасных грузов. Их подход включает жесткие нормы безопасности, обучение персонала и использование передовых систем мониторинга для отслеживания и обеспечения безопасности грузов на всех этапах транспортировки.
«Hazardous Cargo» в США, логистическое агентство специализируется на транспортировке опасных веществ и грузов. Они активно используют технологии ГИС для планирования маршрутов, учитывая параметры безопасности и экологической устойчивости. Их стратегии также включают непрерывный мониторинг и коммуникацию между водителями и диспетчерами [20].
«Transneft» в России, одной из ключевых компаний, занимающихся транспортировкой опасных грузов в России. Они разработали строгие стандарты и системы управления качеством, чтобы обеспечить безопасность и надежность транспортировки нефтепродуктов по всей стране. Их стратегии включают регулярное обновление технического оборудования и обучение сотрудников по безопасности.
«ExxonMobil» в Азии, компания инвестировала в передовые системы мониторинга и обучение работников, чтобы управлять рисками и обеспечивать безопасность при транспортировке нефтепродуктов. Они активно сотрудничают с государственными органами и организациями по охране окружающей среды для соблюдения всех стандартов и нормативов [20].
Эти кейсы отражают разнообразные стратегии, включающие использование передовых технологий, строгие стандарты безопасности.
Инновационные подходы
Автоматизированная информационно-справочная система (АИСС) «Опасные грузы» в России, разработанная научно-исследовательским центром НВСЦ «ТРАНСГРУЗ», АИСС представляет подробный справочник по опасным грузам, основанный на правилах перевозок и правилах безопасности. Это внедрение значительно повысило безопасность транспортировок, однако, на текущий момент требуются более совершенные системы, способные решать ряд дополнительных задач.
Одной из успешных стратегий является объединение и интеграция информационных систем всех ведомств и структур автомобильного транспорта. Это позволяет улучшить координацию между вовлеченными сторонами, уменьшить человеческий фактор при возникновении аварийных ситуаций и управлять перевозочным процессом более эффективно [13].
Программа 4logist обеспечивает максимальную результативность и минимизацию рисков в грузоперевозках автотранспортом. Её использование позволяет:
— Онлайн-планирование. Подробные графики использования машин и автопарка, контроль загрузки транспортных средств, управление графиком работы водителей и расчет рентабельности выбранных маршрутов. Также, программа помогает подобрать наиболее выгодные заказы и обеспечивает контроль исполнения обязательств по договорам.
— Управление заказами. Возможность создавать и обрабатывать необходимые документы онлайн, включая бухгалтерские счета и другие документы, связанные с грузоперевозками.
— Финансовый контроль. Расчет стоимости заказа, общих затрат на технику и контроль финансовых операций, включая платежи, зарплаты, командировочные для сотрудников.
— Оптимизация логистического процесса. Объединение и систематизация баз контрагентов, общение с работниками удаленно, что значительно упрощает ведение бизнеса и улучшает оперативность решений.
В области перевозки опасных грузов существует ряд программных решений как в России, так и за рубежом, предназначенных для эффективного управления и обеспечения безопасности перевозок [10].
Программное обеспечение в России:
- «Эксперт ОГ» — одно из ведущих программных средств для работы с опасными грузами в России. Оно включает информацию о классификации опасных грузов, нормативной базе, инструкциях по обращению, рекомендациях по безопасной транспортировке и другую полезную информацию.
- «Экспресс-ОГ» — программа, предоставляющая доступ к базе данных опасных грузов, их классификации, характеристикам и протоколам обращения. Это программное обеспечение также может включать решения для оформления транспортных документов.
- «Грузовед» — платформа для оформления транспортных накладных, включающая функции учета и классификации опасных грузов в соответствии с международными и национальными стандартами.
- Идентификация опасных грузов. Сервис помогает идентифицировать опасные грузы в соответствии с их классификацией. Он может включать базу данных опасных материалов и инструкции по безопасной перевозке, предоставляя информацию для правильного определения и обращения с различными типами опасных веществ.
- Навигатор по таблице А ДОПОГ. Предоставляет удобный навигатор для работы с таблицей классификации опасных грузов (таблица А ДОПОГ), позволяя пользователям быстро и точно определять класс опасности различных материалов и устанавливать соответствующие меры предосторожности.
Программное обеспечение за рубежом:
- «Dangerous Goods Manual» — мобильное приложение для iOS и Android, предоставляющее информацию о классификации, обработке и перевозке опасных грузов в соответствии с международными стандартами.
- «DGOffice» — программное обеспечение, разработанное для обработки, классификации и управления опасными грузами. Оно включает в себя функции для создания документов и предоставления консультаций по безопасности.
- «TRANSPORT Label Generator» — онлайн-сервис для генерации этикеток и маркировки опасных грузов в соответствии с международными требованиям. [20].
Перечисленные программные продукты предоставляют широкий спектр функций, включая доступ к базам данных о классификации опасных грузов, создание документации, обеспечение безопасности и соответствие требованиям регулирующих органов. Они направлены на повышение безопасности и эффективности транспортировки материалов. Инструменты позволяют сделать транспортный бизнес более прибыльным и конкурентоспособным за счет оптимизации процессов, улучшения контроля и управления всеми аспектами грузоперевозок.
В 2024 году сфера грузовых перевозок будет преобразована за счет инновационных технологий, что станет краеугольным камнем для оптимизации и повышения безопасности в этой отрасли.
Датчики. Использование передовых датчиков позволит в режиме реального времени отслеживать условия груза. Они будут контролировать температуру, влажность, уровень вибрации и другие параметры, что станет ключевым для поддержания целостности и качества груза на протяжении всего пути перевозки.
Телематика. Действенное использование телематических систем позволит получать детальную информацию о состоянии и местоположении транспортных средств. Это обеспечит управление маршрутами, улучшит планирование и координацию доставки, а также повысит успешность работы водителей.
Искусственный интеллект. ИИ будет играть важную роль в анализе данных и прогнозировании возможных рисков на маршруте. Алгоритмы машинного обучения помогут предотвращать аварийные ситуации, предсказывать вероятность возникновения проблем и адаптировать маршруты в реальном времени для минимизации рисков.
Технология блокчейн обеспечит высокий уровень безопасности и прозрачности в процессе транспортировки. Она позволит создать неподдельный источник данных о грузе, его местоположении и состоянии, что снизит возможность мошенничества и укрепит доверие между участниками логистической цепочки.
Эти инновации будут неотъемлемой частью будущего грузовых перевозок, обеспечивая точное отслеживание, предсказание и контроль, что значительно улучшит результативность, безопасность и надежность всей логистической инфраструктуры.
Заключение
В контексте исследования, направленного на обеспечение безопасности автоперевозок опасных грузов, можно сказать, что стратегии минимизации рисков, основанные на анализе и опыте, имеют критическое значение. Исследования, анализ статистических данных и опыт специалистов подчеркивают важность комплексного подхода к снижению рисков, связанных с перевозками опасных грузов. Это включает в себя не только технические аспекты, но и обучение персонала, разработку стратегий планирования маршрутов и соблюдение нормативов и законодательства.
Перспективы развития в области безопасности перевозок опасных грузов принимают во внимание динамику технологического прогресса. Будущие тенденции предполагают внедрение новых технологий, таких как использование датчиков, телематики, искусственного интеллекта и блокчейна для отслеживания грузов в режиме реального времени. Это позволит не только уменьшить риски, но и предотвратить возможные аварии.
Одновременно с развитием технологий, ожидается улучшение законодательства и практики. Обновление нормативов и законов, учитывающих современные вызовы и инновации, будет способствовать повышению уровня безопасности перевозок опасных грузов. Это включает в себя не только регулирование технических аспектов, но и улучшение обучения персонала, внедрение новых стандартов безопасности и разработку эффективных стратегий реагирования на возможные чрезвычайные ситуации.
Таким образом, совокупность этих факторов подчеркивает необходимость постоянного развития и совершенствования стратегий безопасности в перевозках опасных грузов, основанных на современных технологиях, анализе данных и улучшении законодательства. Это позволит эффективно справляться с вызовами безопасности и обеспечивать наивысший уровень защиты как для грузов, так и для общества в целом.
Литература:
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19561/(Дата обращения: 15.12.2023).
- Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/ (Дата обращения: 15.12.2023).
- Приказ Минтранса России от 30.04.2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385399/ (Дата обращения: 15.12.2023).
- Приказ Минтранса России от 11.04.2022 г. № 127 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов»: приказ, определяет порядок выдачи разрешений на перевозку опасных грузов».// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_418417/ (Дата обращения: 17.12.2023).
- Постановление Правительства РФ от 26.09.2008 г. № 761 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов» устанавливает обязательные требования и правила для безопасной перевозки опасных грузов различными видами транспорта, включая дорожный транспорт».// URL: https://www.consultant.ru/(Дата обращения: 18.12.2023).
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR)».// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121040/ (Дата обращения: 17.12.2023).
- Министерство транспорта Российской Федерации URL: https://rostransnadzor.gov.ru/documents (Дата обращения: 17.12.2023).
- КонсультантПлюс// Судебная практика// URL: https://demo.consultant.ru/ / (Дата обращения: 19.12.2023)
- Белов С. В., Алексеева И. П. Использование ГИС в управлении транспортными потоками. Новосибирск: Наука, 2022.
- Дайнека, А. Д. Повышение эффективности перевозок опасных грузов с помощью информационных технологий / А. Д. Дайнека, Е. В. Оленников. —// Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 17–21. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104843/ (дата обращения: 20.12.2023).
- Иванов С. П., Кузнецова А. Н. Развитие транспортной инфраструктуры в России: текущее состояние и перспективы. М: Транспорт, 2021.
- Кирсанов, А. А. Моделирование системы поддержки принятия управленческих решений при ликвидации автомобильных аварий с опасным грузом [Электронный ресурс] / А. А. Кирсанов, В. В. Синицын, В. В. Татаринов, Ю. В. Прус // Технологии техносферной безопасности. — № 2(84). — 2019. — С. 84–90.
- Козлов Д. М., Шестакова И. В. Модернизация транспортной инфраструктуры: вызовы и решения. Красноярск: Сибирь, 2022.
- Мороз Е. В. Проблемы правового регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов / Е. В. Мороз, В. А. Кузьмин // Молодой ученый. — 2020. –156с.
- МЧС России- URL: //https://mchs.gov.ru// (дата обращения: 20.12.2023).
- Петров, К. М. Стратегии минимизации рисков в перевозках опасных грузов / К. М. Петров. — М.: Издательство//Безопасность и Транспорт, 2020. — 250 с.
- Романов, Е. А. Анализ и минимизация рисков в автотранспортных перевозках опасных материалов / Е. А. Романов. — М.: Издательский дом Транспорт, 2019. — 240 с.
- Федеральная служба государственной статистики // URL: https://.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 18.12.2023).
- Garcia, L. Strategies for Minimizing Risks in Hazardous Cargo Transportation / L. Garcia. — New York: Springer, 2018. — 320 p.
- Johnson, T. «Risk Analytics in Transportation Logistics». New York: Transportation Management Press, 2019.
- Smith, J. Transporting Hazardous Materials: Risk Mitigation Strategies / J. Smith. — New York: Wiley, 2019. — 350 p.