Требования к развивающей предметно-пространственной среде, предъявляемые ФГОС ДО, предусматривают такую организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участках, которые будут обеспечивать не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию [5].
Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды, относится к числу интегрированных познавательно-игровых здоровьесберегающих образовательных технологий. Под ней понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию дошкольного образовательного учреждения, могут стать образовательные паркуры разной сложности [2].
Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды относится к числу интегрированных познавательно-игровых здоровьесберегающих образовательных технологий [4].
Цель: оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, развитие сенсомоторной координации.
Работа по использованию активной сенсорно-развивающей среды осуществляется в различных видах деятельности, поэтому в ней нашли отражение всеобразовательные области, которые интегрируются друг с другом.
Физическое развитие — формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Содействие охране и укреплению здоровья детей. Развитие крупной и мелкой моторики, ориентирование в схеме собственного тела и координация движения.
Социально-коммуникативное развитие — формирование потребности в общении, умения использовать речевые и неречевые средства общения в ситуации игрового взаимодействия.
Познавательное развитие — развитие познавательного интереса и исследовательских способностей дошкольников. Формирование представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности.
Речевое развитие — формирование умения узнавать предметы окружающей обстановки. Формирование речевой активности, воспитание личностных качеств (активность, самостоятельность, инициативу, творчество).
Художественно-эстетическое развитие — формирование навыков продуктивной деятельности [5].
Образовательный паркур является направлением педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды. Смысл паркура—преодолевать препятствия.Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения [4].
Специально организованные маршруты, предполагающие двигательную деятельность, активизируют все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте данной игровой технологии.
Полоса препятствий — одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности.
Для создания полосы препятствийвгруппе, дома или на улице понадобится:
— свободное место;
— предметы, которые можно тем или иным способом преодолеть физически (пройти по ним, перешагнуть, перепрыгнуть, обойти, проползти); и, конечно, фантазия.
Варианты заданий:
— перешагивать через препятствия
— перепрыгивать через препятствия;
— обходить препятствия;
— идти по линии — прямой или извилистой;
— идти по линии боком или спиной вперед;
— идти след в след;
— прыгать на месте;
— прыгать вперед, назад, влево и вправо;
— прыгать вдоль линии;
— прыгать на двух ногах, на одной ноге;
— забираться;
— карабкаться;
— спускаться;
— спрыгивать с препятствия;
— останавливаться у препятствия во время бега;
— ползать;
— висеть;
— наклоняться.
Переходя в процессе передвижения по маршруту полосы препятствий от одного препятствия к другому дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры, в зависимости от места и времени года.
Занятия паркуром для детей максимально адаптированы под соответствующий возраст ребенка. Отсутствие жестких требований и правил — это то, чем они отличаются от занятий другими видами спорта.
В игровой форме прививается дисциплина, чувство взаимопомощи, навыки работы в команде, навыки концентрации на поставленной задаче — словом, множество важных вещей.
Дети получают возможность набегаться, напрыгаться и налазиться практически без каких-либо ограничений.
Все, что делает ребенок, он делает так, как может и развивается соответственно, воспринимая спорт как игру, как естественную часть жизни.
У детей с ограниченными возможностями здоровья занятия паркуром направлены прежде всего на развитие крупной моторики и на формирование правильных двигательных стереотипов ребенка.
Под крупной (общей) моторикой понимаются все произвольные движения рук, ног, головы и туловища в пространстве и относительно друг друга.
Развитие крупной моторики позволяет укрепить:
— костно-мышечную систему,
— выправить осанку,
— развить чувство равновесия,
— выработать координацию движений [1].
Выполняя сложные физические упражнения, ребёнок задействует оба полушария головного мозга, обдумывая каждое свое действие. У детей складывается образ собственного тела.
Практическая польза данных занятий заключается также в том, что, подрастая и лазая по детским площадкам (а они в любом случае будет по ним лазить), дети двигаются максимально безопасно для себя, если в теле заранее «записаны» правильные движения — как грамотно вскарабкаться, слезть, перелезть или удержаться где-либо.
Преодоление полосы препятствий тренирует не только тело ребенка, но и его волю, и формирует его характер. Для ребенка преодоление полосы препятствий — это своего рода аналогия жизни: нужно двигаться вперед, но идти не всегда легко: чтобы двигаться вперед, придется преодолевать препятствия [3].
Таким образом, технология активной сенсорно-развивающей среды способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
Литература:
- Горшкова, Е. В. Развитие моторики у дошкольников.: учебное пособие [Текст] / Горшкова, Е.В — М., 2017. — 76 с.
- Гришин, А. А. Использование паркура в повседневной жизни / А. А. Гришин // Научный электронный журнал Меридиан. — — № 14 (32). — С. 324–326.
- Литош , Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / Н. Л. Литош. — М.: Юрайт, 2023.— 156 с.
- Метиева, Л.А., Удалова, Э. Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] /Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. — М.: Национальный книжный центр , 2016. -192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.