Данная статья проводит анализ концепции цифровой грамотности в контексте образования. Фокус направлен на школьное обучение и эффективность внедрения цифровых компетенций. В статье рассматриваются проблемы, связанные с определением цифровой грамотности как универсального навыка, требующего интеграции в различные предметные области. Основное внимание уделяется не только техническим аспектам цифровых навыков, но и их влиянию на академическое и социальное развитие учащихся. Статья выделяет сложности в выделении единой цифровой грамотности, предлагая вместо этого рассмотрение нескольких измерений цифровых компетенций. Важность понимания контекста и областей применения цифровых навыков выделяется в контексте их влияния на учебные предметы и разнообразные сферы жизни учащихся. Критический взгляд на понятие цифровой грамотности, предложенный в статье, позволяет более глубоко понять вызовы, стоящие перед образовательной системой в сфере цифровой грамотности. Подчеркивается необходимость пересмотра образовательных стратегий с учетом динамичности цифровой среды и ее воздействия на формирование компетентных и адаптированных к обществу выпускников школы.
Ключевые слова: цифровая грамотность, образование, ИКТ компетенции, медиа грамотность, платформы.
This article analyzes the concept of digital literacy in the secondary education system. The focus is on school learning and the development of digital competencies. The article examines the problems associated with defining digital literacy as a universal skill that requires mastery in various subject areas. The focus is not only on the technical aspects of digital skills, but also on their impact on students' scientific, academic and social development. The article suggests the difficulty in isolating a single digital literacy, rather than considering multiple dimensions of digital competencies. The importance of understanding the context and scope of digital functions in ten of their applications in technical subjects and various areas of students' lives. A critical look at the problem of digital literacy proposed in the article allows us to more deeply understand the challenges facing the educational system in the field of digital literacy. The need to review the new strategy is emphasized, taking into account the dynamism of the digital environment and its impact on competent and socially adapted school graduates.
Keywords: digital literacy, education, ICT competencies, media literacy, platform.
Цифровая компетентность является центральной и широко обсуждаемой темой в дебатах по политике в области образования. Однако их классификация и обоснование в образовательных дискуссиях удивительно сложны. В этом контексте часто используемые термины вводят в заблуждение. Долгое время основное внимание уделялось концепции медиакомпетентности, в то время как в международных дебатах отдавалось предпочтение таким терминам, как медийная, информационная или цифровая компетентность. В конечном счете, речь идет об интерпретации социальной проблемы и о том, какие требования к действиям можно вывести из нее для позиционирования образования.
Ниже мы выделим некоторые проблемы в этой дискуссии и рассмотрим, как концепцию цифровой грамотности можно рассматривать по-другому. Цифровизация привела к появлению новых форм коммуникации, которые требуют перестройки дискуссии о требованиях к компетентности. В то время как медиаграмотность в первую очередь касалась средств массовой информации, как в их роли передатчиков информации, так и в их вкладе в формирование общественного мнения, цифровые технологии воссоздали эти средства массовой информации в Интернете, породив средства индивидуального общения. В то же время существует еще одна конкуренция, исходящая от различных участников и включающая в себя потребность в укреплении более общих (в том числе цифровых) навыков по сравнению со специализированным содержанием обучения в будущем [1].
Цифровая грамотность в школах — это многогранная концепция, охватывающая широкий спектр навыков и компетенций, необходимых для навигации в цифровом мире. Углубляясь в анализ цифровой грамотности в школе, становится очевидным, что существуют как многообещающие перспективы, так и актуальные реалии, требующие внимания. Изучение особенностей цифровой грамотности в образовательном контексте проливает свет на проблемы и возможности, с которыми сталкиваются преподаватели, ученики и политики. С точки зрения перспектив, интеграция цифровой грамотности в школах обещает подготовить учащихся к все более цифровому миру, с которым они столкнутся. Это включает в себя не только базовые навыки работы с компьютером, но и критическое мышление, информационную грамотность и способность ответственно использовать технологии.
Включая цифровую грамотность в учебную программу, школы стремятся дать учащимся возможность стать активными и информированными участниками цифрового общества. Более того, перспективы цифровой грамотности в школах распространяются на содействие творчеству и инновациям. Цифровые инструменты предоставляют ученикам возможности для совместных проектов, мультимедийных презентаций и творческого самовыражения. Поскольку технологии продолжают развиваться, ученики, обладающие навыками цифровой грамотности, имеют больше возможностей адаптироваться к новым инструментам и платформам, гарантируя, что они останутся конкурентоспособными на будущем рынке труда.
Становится очевидным, что попытка создания цифровой компетентности в системе образования сопровождается конкуренцией между предметным содержанием, вопросом аддитивной или интегральной привязки к учебным программам и дискуссией о предметной и междисциплинарной ориентации обучения. В позиционных документах по навыкам XXI века цифровые навыки определяются как междисциплинарные навыки, призванные заменить содержание специального обучения. Остается выяснить, в какой степени цифровые навыки могут быть междисциплинарными и приобретаться независимо от конкретных предметных областей.
Только таким образом можно было реализовать более далеко идущие образовательные идеи. В связи с этим следует отметить, что требование перехода от технических навыков к абстрактным, методологическим или междисциплинарным является весьма противоречивым в педагогической дискуссии. Исследования показывают, что методологические навыки обращения со знаниями более тесно связаны с конкретными профессиональными областями, чем часто предполагается. При этом необходимо развивать «культуру рефлексивного, процессно-ориентированного обучения», в которой важно не только качество результата обучения, но и характеристики самого процесса обучения [2].
Идея цифровой компетентности как универсального навыка, который можно перенести в любую профессиональную область, рассматривалась критически. Вместо этого предлагается понимать цифровые навыки во множественном числе, которые привязаны к конкретным технологиям, требованиям и контекстам. Инфлюенсер, освоивший все аспекты постановки в социальных сетях и, возможно, также понимающий связанные с ней проблемы, не обязательно сможет оценить механизмы формирования мнения в социальных сетях или их значение для общественного развития. Поэтому объединение всех этих явлений под названием «цифровая компетентность» в качестве одномерной концепции представляется сомнительным.
Ученикам необходима цифровая грамотность по разным причинам. Во-первых, в современном цифровом мире знание технологий имеет важное значение для академического успеха и будущего трудоустройства. Цифровая грамотность дает учащимся навыки проведения онлайн-исследований, эффективного использования инструментов повышения производительности и взаимодействия с цифровыми образовательными ресурсами. Во-вторых, цифровая грамотность имеет решающее значение для распознавания информации. Ученики должны уметь оценивать достоверность онлайн-источников, различая достоверную и вводящую в заблуждение информацию. Этот навык жизненно важен для академических исследований, критического мышления и формирования обоснованного мнения.
В-третьих, распространенность онлайн-коммуникации обуславливает необходимость цифровой грамотности для эффективного и ответственного взаимодействия. Ученики должны понимать правильный онлайн-этикет, осознавать последствия своего цифрового присутствия и ответственно пользоваться социальными сетями. Это неотъемлемая часть создания позитивного присутствия в Интернете и развития здоровых цифровых отношений. Более того, цифровая грамотность способствует творчеству и инновациям. Ученики, владеющие цифровыми инструментами, могут выражать себя посредством мультимедийных проектов, сотрудничать на цифровых платформах и адаптироваться к новым технологиям.
Это не только расширяет их образовательный опыт, но и готовит их к быстро развивающемуся рынку труда. Кроме того, поскольку технологии все больше интегрируются в повседневную жизнь, цифровая грамотность становится основополагающим навыком гражданского участия. Понимание того, как работают цифровые системы, осведомленность о кибербезопасности и участие в онлайн-дискуссии являются важными компонентами ответственного цифрового гражданства. В целом, цифровая грамотность необходима для приобретения учащимися навыков и знаний, необходимых для процветания в эпоху цифровых технологий. [3, c. 26–29].
Дискуссия о позиционировании цифровой компетентности выявила некоторые проблемы, из которых становится ясно, что далеко не очевидно, что именно подразумевает цифровая компетентность. Необходимо тщательно продумать, как можно более дифференцированно идентифицировать цифровые навыки, особенно в отношении различных образовательных программ, предметов или областей обучения, а также связанных с ними образовательных и педагогических целей. В таком случае при дидактическом планировании соответствующих образовательных предложений можно принять во внимание следующее:
– Цифровые навыки относятся к повседневным контекстам, в которых цифровые технологии становятся важными для действий людей, например, при работе с информацией и знаниями, при доступе к миру и взаимодействии с ним, при индивидуальном высказывании и личном развитии в средствах массовой информации и платформах и через них, социальном взаимодействии и социальном участии.
– Цифровые навыки можно описать по трем измерениям: знания, навыки и отношения.
– Цифровая компетентность должна определяться в зависимости от контекста и области по упомянутым измерениям компетенции.
Вместо одномерной (и без того лингвистически проблематичной) «цифровой компетентности» следует предположить контекстно- и предметно-зависимые «цифровые компетенции» (во множественном числе). Распространение цифровых технологий проникает в нашу повседневную жизнь и зачастую незаметно становится ее неотъемлемой частью. Во многих случаях различие между аналоговым и цифровым становится все более размытым. В то время как личные встречи с друзьями происходят в реальной жизни, цифровые технологии используются для поддержания дружбы, встреч, обмена информацией и проявления заботы. Это приводит к тому, что различные форматы и каналы коммуникации переплетаются для создания дружеских отношений. Повсеместное распространение цифровых технологий оказывает существенное влияние на то, как мы действуем, и цифровая грамотность, по-видимому, является главным ответом на возникающую неопределенность. Однако это не обязательно решает глубокую проблему, возникающую при переходе к «следующему обществу» [4, c. 681–684].
Другая реальность — это стремительный характер технологических достижений, которые могут опережать способность образовательных систем адаптироваться. Школы часто изо всех сил пытаются поддерживать свои учебные программы в актуальном состоянии с учетом новейших цифровых инструментов и тенденций. Это несоответствие между темпами технологических изменений и традиционными структурами образования создает проблему в адекватной подготовке учащихся к цифровым вызовам, с которыми они столкнутся за пределами классной комнаты. Говоря конкретнее, цифровая грамотность в школе предполагает сочетание технических навыков и критического мышления. Ученикам необходимо научиться не только пользоваться цифровыми инструментами, но и оценивать достоверность онлайн-информации, ответственно ориентироваться на цифровых платформах и защищать свою конфиденциальность [5].
Включение этих особенностей в учебную программу требует целостного подхода, который выходит за рамки отдельных компьютерных классов и интегрирует цифровую грамотность в различные предметы. Кроме того, специфика цифровой грамотности в школах также включает развитие мышления цифрового гражданства. Это предполагает обучение учеников этичному использованию технологий, онлайн-этикету и последствиям их действий в Интернете. Прививая чувство ответственности и осведомленности, школы играют решающую роль в формировании из учащихся ответственных цифровых граждан, которые вносят позитивный вклад в онлайн-сообщество [6, c. 13].
В заключение, анализ цифровой грамотности в школе раскрывает сложную картину с многообещающими перспективами, сложной реальностью и конкретными соображениями. Хотя интеграция цифровой грамотности потенциально может расширить возможности учащихся в эпоху цифровых технологий, крайне важно решать такие проблемы, как цифровой разрыв, и идти в ногу с технологическими достижениями. Понимая специфику цифровой грамотности, преподаватели и политики могут работать над комплексным и эффективным подходом, который вооружит учащихся навыками, необходимыми для процветания в цифровом мире.
Литература:
- Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна Характеристика и уровневая оценка цифровой грамотности школьников // ПНиО. 2021. № 2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-i-urovnevaya-otsenka-tsifrovoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 16.11.2023).
- Воронина Ю. В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. — 2018. № 2 (26). — С. 232–245.
- Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайнобразованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26–39.
- Кабзова Н. В. Цифровая компетентность как фактор обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда // Экономика и региональное управление: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Брянск: Брянский гос. ун-т, 2017. С. 681–684.
- Хлебникова Наталья Александровна, Оконникова Татьяна Ивановна Оценка и анализ цифровой грамотности педагогов и студентов вуза как фактора готовности к использованию дистанционных образовательных технологий // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-analiz-tsifrovoy-gramotnosti-pedagogov-i-studentov-vuza-kak-faktora-gotovnosti-k-ispolzovaniyu-distantsionnyh (дата обращения: 16.11.2023).
- Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М. В. Кузьмина и др. — Киров: ИРО Кировской области, 2019. — 13 с.