В статье рассматриваются проблемные аспекты осуществления прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства органами предварительного следствия и дознания при передаче сообщений о преступлении по подследственности (территориальности). На основе анализа действующего законодательства формулируется позиция в отношении рассматриваемых вопросов. Автор предлагает разработать и принять межведомственный нормативный правовой акт руководителями правоохранительных органов, направленный на усиление прокурорского надзора в указанной сфере, создание дополнительного механизма обеспечения законности при передаче сообщений о преступлении по подследственности.
Ключевые слова: подследственность, прокурорский надзор, органы предварительного расследования, уголовно-процессуальное законодательство.
23.10.2023 Генеральным прокурорском Российской Федерации издан новый приказ № 730 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия» (далее — приказ № 730), привнесший нововведения в вопросе осуществления прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства при передаче сообщений о преступлениях по подследственности.
Так, в соответствии с пунктом 1.5 приказа № 730 в случае невозможности определения территориальной подследственности на момент поступления сообщения о преступлении прокурору надлежит добиваться своевременного возбуждения уголовных дел тем органом, в котором зарегистрировано сообщение о преступлении.
Вместе с тем, представляется, что отдельные вопросы прокурорского надзора за исполнением законов на рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства требуют дополнительного нормативного правового урегулирования.
Как отмечает Вяткин А. А., правоприменительная практика демонстрирует, что остается нерешенной проблема необоснованной передачи материалов доследственных проверок по территориальной подследственности [1, c. 50]. Волокита, возникающая вследствие вынесения незаконных постановлений о передаче сообщений о преступлении по подследственности и последующего их неоднократного направления от одного органа предварительного расследования в другой, влечет нарушение прав заинтересованных лиц на разумный срок уголовного судопроизводства, укрытие от учета преступлений, а также избежание уголовной ответственности виновных лиц, в том числе, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
В целях устранения данной проблемы законодателем внесены изменения в статью 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ). Федеральным законом от 27.12.2019 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», обязывающие должностное лицо, вынесшее постановление о передаче сообщения по подследственности, уведомить о принятом процессуальном решении прокурора в течении 24 часов с момента вынесения данного постановления посредством его направления в прокуратуру, а также установлен срок разрешения прокурором спора о передаче сообщения о преступлении по подследственности.
Кроме того, ранее издавались совместное указание Генерального прокурора Российской Федерации № 275/36, СК России 1/206, МВД России № 2/5443, МЧС России № 195, ФССП России № 1-у, ФСБ России № 21, ФСКН России № 4, ФТС России № 1081 от 03.06.2015 «Об организации прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства», обязывающее прокуроров уделять особое внимание обоснованности передачи сообщений о преступлениях по подследственности, указание Генерального прокурора Российской Федерации от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел», полностью посвященное обеспечению законности при определении как подследственности уголовных дел, так и материалов доследственных проверок.
Вместе с тем, принятые на федеральном уровне механизмы контроля прокурором передачи сообщений о преступлении по последственности не в полной мере обеспечивают возможность эффективного надзора в указанной сфере.
Как отмечает Махмутов М. В., предусмотренное п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию и передаче материалов проверки сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, представляет собой инициативное выявление прокурором нарушений закона [2, с. 47]. Таким образом, оно не может носит сплошной характер и обеспечить прокурора возможностью обеспечивать законность по каждому переданному по подследственности сообщению о преступлении.
Также в полной мере не позволяет обеспечить законность передачи сообщения о преступлении по подследственности и изучение только одного процессуального решения. По данному вопросу Вяткиным А. А. указано, что оценить обоснованность постановления, когда материал доследственной проверки уже передан в другой орган предварительного расследования, существенно сложнее, а в случае выявления нарушений остается принимать меры лишь постфактум, когда материал проверки уже однозначно поступит в другой следственный орган или орган дознания, откуда уже на основании постановления прокурора вернется обратно.
Однако на уровне субъектов Российской Федерации руководителями правоохранительных органов предпринимаются действия по дополнительному урегулированию вопроса передачи сообщений о преступлении по подследственности. Так, Федосов А. Е. отмечает, что во Владимирской области принято указание прокурора Владимирской области, УМВД России по Владимирской области, УФСКН России по Владимирской области от 18.03.2015 № 21/15/10/1089/7-ук «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью разрешения сообщений о преступлениях, подлежащих направлению по территориальной подследственности», который устанавливает обязанность предоставления прокурору сообщения о преступлении, материалов доследственной проверки для проверки обоснованности вынесения постановления о передаче сообщения по подследственности. Реализация данного требования позволила снизить количество фактов возвращения сообщений о преступлениях в орган предварительного расследования, их первоначально направлявший.
Другой положительный пример дополнительного урегулирования механизма проверки законности передачи сообщений о преступлении по подследственности приводит Вяткин А. А., а именно издание совместного приказа Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой от 25.07.20199 № 46/26/177/308/627 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением требований закона органами предварительного следствия и дознания при рассмотрении сообщений о преступлениях», согласно которому в случае обоснованного возвращения материала проверки в порядке ведомственного контроля принимаются соответствующие меры к устранению нарушений, привлечению виновных должностных лиц к ответственности, однако в случае несогласия с таким возвращением, такая передача признается спором о подследственности и происходит только в рамках его разрешения надзирающим прокурором либо вышестоящим. Вместе с тем, в целях усиления эффективности надзора в указанной сфере и процессуальной экономии автор также предлагает наделить получателя сообщения о преступлении возможностью, в случае несогласия с принятым процессуальным решением, направить материал проверки непосредственно прокурору для разрешения спора о подследственности.
Вышеприведенные примеры принятия межведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы передачи сообщений о преступлении по подследственности, безусловно, способствуют обеспечению законности при принятии процессуальных решений в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Вместе с тем, они не устраняют иные возможности нарушения требований закона о передаче сообщений о преступлении по подследственности.
Одним из способов укрытия преступлений от учета является возбуждение дела об административном правонарушении, фактически содержащим признаки преступления с административной преюдицией [3, с.16]. Вместе с тем, в настоящее время фактически отсутствуют какие-либо механизмы контроля передачи сообщений об административных правонарушениях по подведомственности (территориальности). Кроме того, законодательство об административных правонарушениях не содержит каких-либо правил передачи сообщений о преступлениях по подследственности, как и не отводит какую-либо роль прокурору в проверке их законности и обоснованности.
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным принятие межведомственного приказа (указания) руководителей правоохранительных органов, обязывающего должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, направлять прокурору для проверки законности процессуальные решения о передаче сообщений об административных правонарушениях по подведомственности (территориальности) с соответствующими материалами проверок, а прокурора — проверять данные процессуальные решения с целью выявления укрытия от учета преступлений, а также фактов незаконного непроведения проверок в порядке ст.ст. 144–145 УПК РФ при наличии соответствующих оснований.
Литература:
- Вяткин А. А. Проблемные вопросы разрешения прокурором споров о передаче сообщений о преступлениях по территориальной подследственности // Законность. 2023. № 3. С. 50.
- Махмутов М. В. Разрешение спора о передаче сообщения о преступлении по подследственности // Законность. 2021. № 6. С. 47.
- Аберхаев Р. Р., Еналеев М. А. Исследование вещественных доказательств как способ выявления укрытых от учета преступлений // Законность. 2021. № 6. С. 16.