В данной публикации проводится исследование актуальных вопросов деятельности службы участковых уполномоченных полиции после реформирования органов внутренних дел.
Ключевые слова : участковый, уполномоченный, полиция, реформирование, население, предупреждение, профилактика, преступность.
По прошествии четырехлетнего периода действия приказа МВД России № 205 от 29.03.2019 [1] практическими сотрудниками полиции отмечаются его недостатки, требующие законодательных решений. К их числу следует отнести три основных:
— неурегулированность правового статуса участкового уполномоченного полиции, в виду отсутствия указаний на объем его прав и обязанностей;
— неопределенность несения службы участковым уполномоченным полиции в сельской местности, на административном участке, на котором находится образовательная организация;
— отсутствие закрепленного порядка взаимодействия с другими субъектами профилактики преступности.
Помимо указанных ключевых позиций, требующих на данный момент законодательного разъяснения, остаются нерешенными такие вопросы, как:
— нехватка служебного времени для выполнения опосредованных (вспомогательных) задач, которые участковый уполномоченный полиции реализует за пределами административного участка. К таковым относятся:
— регулярное участие в служебных совещаниях,
— ситуативное участие в совместных профилактических мероприятиях,
— оформление отчетно-справочной документации, которая имеет излишне бюрократический характер;
— отсутствие утвержденного порядка профилактического обхода, в том случае, когда одни участковый уполномоченный производит обслуживание одновременно нескольких административных участков. Указанный порядок отсутствует и в отношении обслуживания сельской местности;
— отсутствие оборудованных опорных пунктов участковых уполномоченных полиции на некоторых административных участках, что существенным образом снижает эффективность работы участкового, ограничивает его «качественно-количественный поток» общения с населением, тем самым снижает возможность качественного правового информирования граждан;
— необходимость в оргштатном пересмотре количества штатных мест по должности участкового уполномоченного полиции в сторону их увеличения. Это необходимо для того, чтобы снизить существующую нагрузку на данную службы, иметь возможность временного перераспределения обязанностей от одного сотрудника на другого, в случае вынужденной необходимости (болезнь, командировка, учеба и пр.);
— необходимость периодического повышения квалификации сотрудников службы, с целью укрепления их правовой и методической подготовки, например, для грамотного составления отчетных материалов, приобретения уверенных навыков пользования системой электронного документооборота;
К числу особо важных проблем, не нашедшей своего должного правового урегулирования, необходимо отнести вопрос о личной безопасности участкового уполномоченного полиции. Так, остается актуальным вопросы, связанные с:
— порядком вхождения в жилище (домовладения) поднадзорных лиц, с целью осуществления индивидуальной профилактической работы;
— несением службы в усиленном варианте в паре с другим сотрудником;
— алгоритмом проверки лиц, представляющих опасность для окружающих (например, зачинщиков конфликта в общественном месте);
— порядком пользования внедренного АПК «Безопасный город».
— материально-бытовыми условиями несения службы. Например, на некоторых административных участках участковые пункты полиции имеют мебель и оргтехнику еще с советских времен, а в некоторых случаях, отсутствуют сами опорные пункты.
Для устранения указанных трудностей, снижающих эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции, была разработана и принята Концепция развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020–2023 годы [2]. Анализ данного правового акта свидетельствует о том, что реформирование органов внутренних дел, и, в частности, службы участковых уполномоченных полиции, имеет не декларативный, а практический характер. Большинство запланированных мероприятий предложены практическими сотрудниками данной службы и носят основополагающий характер для дальнейшего развития службы участковых уполномоченных полиции и повышения ее служебных показателей. Так, к числу мер неотложного характера, содержащихся в анализируемой Концепции, необходимо отнести:
— сбалансированное распределение нагрузки между участковыми уполномоченными полиции и иными сотрудниками полиции;
— усиление работы в сфере семейно-бытовых конфликтов: проведение эффективной профилактики с неблагополучными семьями, также своевременное выявление совершенных правонарушений и преступлений в данной сфере;
— укрепление института наставничества над молодыми сотрудниками при выполнении служебных задач;
— повышении е прозрачности и доступности информации о деятельности участковых уполномоченных полиции, посредством публикации в на общедоступных ведомственных ресурсах отчетно-справочной информации о характере и результатах деятельности участковых уполномоченных полиции на конкретных административных участках;
— должное укрепление материально-технической базы в деятельности участковых уполномоченных полиции: оборудование опорных пунктов полиции, обновление парка служебного транспорта, полное обеспечение оргтехникой и сопутствующими расходными товарами.
Таким образом, в заключение данной статьи отметим, что реформирование органов внутренних дел существенным образом преобразило службу участковых уполномоченных полиции, укрепила авторитет и общественной доверие к ней со стороны населения, повысила показатели служебной деятельности. Однако, о завершенности реформирования службы участковых уполномоченных полиции говорить еще преждевременно. Остались нерешенными многие вопросы, требующие детализации на законодательном уровне отдельных особенностей службы участковых, а также укрепления материальной составляющей.
Литература:
1. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2019 г.
- Приказ МВД России от 30 марта 2020 г. № 191 «Об утверждении Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020–2023 годы» // СПС Гарант.
- Выступление В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел. — Москва, 2019 г. // СПС Гарант.