Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе реформирования ОВД

Юриспруденция
14.11.2023
1967
Поделиться
Библиографическое описание
Лаушкина, А. Е. Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе реформирования ОВД / А. Е. Лаушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107773/.


В данной публикации проводится исследование актуальных вопросов деятельности службы участковых уполномоченных полиции после реформирования органов внутренних дел.

Ключевые слова : участковый, уполномоченный, полиция, реформирование, население, предупреждение, профилактика, преступность.

По прошествии четырехлетнего периода действия приказа МВД России № 205 от 29.03.2019 [1] практическими сотрудниками полиции отмечаются его недостатки, требующие законодательных решений. К их числу следует отнести три основных:

— неурегулированность правового статуса участкового уполномоченного полиции, в виду отсутствия указаний на объем его прав и обязанностей;

— неопределенность несения службы участковым уполномоченным полиции в сельской местности, на административном участке, на котором находится образовательная организация;

— отсутствие закрепленного порядка взаимодействия с другими субъектами профилактики преступности.

Помимо указанных ключевых позиций, требующих на данный момент законодательного разъяснения, остаются нерешенными такие вопросы, как:

— нехватка служебного времени для выполнения опосредованных (вспомогательных) задач, которые участковый уполномоченный полиции реализует за пределами административного участка. К таковым относятся:

— регулярное участие в служебных совещаниях,

— ситуативное участие в совместных профилактических мероприятиях,

— оформление отчетно-справочной документации, которая имеет излишне бюрократический характер;

— отсутствие утвержденного порядка профилактического обхода, в том случае, когда одни участковый уполномоченный производит обслуживание одновременно нескольких административных участков. Указанный порядок отсутствует и в отношении обслуживания сельской местности;

— отсутствие оборудованных опорных пунктов участковых уполномоченных полиции на некоторых административных участках, что существенным образом снижает эффективность работы участкового, ограничивает его «качественно-количественный поток» общения с населением, тем самым снижает возможность качественного правового информирования граждан;

— необходимость в оргштатном пересмотре количества штатных мест по должности участкового уполномоченного полиции в сторону их увеличения. Это необходимо для того, чтобы снизить существующую нагрузку на данную службы, иметь возможность временного перераспределения обязанностей от одного сотрудника на другого, в случае вынужденной необходимости (болезнь, командировка, учеба и пр.);

— необходимость периодического повышения квалификации сотрудников службы, с целью укрепления их правовой и методической подготовки, например, для грамотного составления отчетных материалов, приобретения уверенных навыков пользования системой электронного документооборота;

К числу особо важных проблем, не нашедшей своего должного правового урегулирования, необходимо отнести вопрос о личной безопасности участкового уполномоченного полиции. Так, остается актуальным вопросы, связанные с:

— порядком вхождения в жилище (домовладения) поднадзорных лиц, с целью осуществления индивидуальной профилактической работы;

— несением службы в усиленном варианте в паре с другим сотрудником;

— алгоритмом проверки лиц, представляющих опасность для окружающих (например, зачинщиков конфликта в общественном месте);

— порядком пользования внедренного АПК «Безопасный город».

— материально-бытовыми условиями несения службы. Например, на некоторых административных участках участковые пункты полиции имеют мебель и оргтехнику еще с советских времен, а в некоторых случаях, отсутствуют сами опорные пункты.

Для устранения указанных трудностей, снижающих эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции, была разработана и принята Концепция развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020–2023 годы [2]. Анализ данного правового акта свидетельствует о том, что реформирование органов внутренних дел, и, в частности, службы участковых уполномоченных полиции, имеет не декларативный, а практический характер. Большинство запланированных мероприятий предложены практическими сотрудниками данной службы и носят основополагающий характер для дальнейшего развития службы участковых уполномоченных полиции и повышения ее служебных показателей. Так, к числу мер неотложного характера, содержащихся в анализируемой Концепции, необходимо отнести:

— сбалансированное распределение нагрузки между участковыми уполномоченными полиции и иными сотрудниками полиции;

— усиление работы в сфере семейно-бытовых конфликтов: проведение эффективной профилактики с неблагополучными семьями, также своевременное выявление совершенных правонарушений и преступлений в данной сфере;

— укрепление института наставничества над молодыми сотрудниками при выполнении служебных задач;

— повышении е прозрачности и доступности информации о деятельности участковых уполномоченных полиции, посредством публикации в на общедоступных ведомственных ресурсах отчетно-справочной информации о характере и результатах деятельности участковых уполномоченных полиции на конкретных административных участках;

— должное укрепление материально-технической базы в деятельности участковых уполномоченных полиции: оборудование опорных пунктов полиции, обновление парка служебного транспорта, полное обеспечение оргтехникой и сопутствующими расходными товарами.

Таким образом, в заключение данной статьи отметим, что реформирование органов внутренних дел существенным образом преобразило службу участковых уполномоченных полиции, укрепила авторитет и общественной доверие к ней со стороны населения, повысила показатели служебной деятельности. Однако, о завершенности реформирования службы участковых уполномоченных полиции говорить еще преждевременно. Остались нерешенными многие вопросы, требующие детализации на законодательном уровне отдельных особенностей службы участковых, а также укрепления материальной составляющей.

Литература:

1. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2019 г.

  1. Приказ МВД России от 30 марта 2020 г. № 191 «Об утверждении Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020–2023 годы» // СПС Гарант.
  2. Выступление В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел. — Москва, 2019 г. // СПС Гарант.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
участковый
уполномоченный
полиция
реформирование
население
предупреждение
профилактика
преступность
Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 234-236):
Часть 4 (стр. 227-285)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 234-236стр. 285

Молодой учёный