Лингвистический анализ языковых единиц, выражающих буллинг в российских школах (морфологический и синтаксический анализ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.11.2023

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Хаттаб, Мохаммед Рагаб. Лингвистический анализ языковых единиц, выражающих буллинг в российских школах (морфологический и синтаксический анализ) / Мохаммед Рагаб Хаттаб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 476-483. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107694/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проведён анализ понятия феномена «буллинг» с акцентом на толкования данного слова во всех популярных толковых словарях; и на определения, предоставляемые российскими и западными социолингвистами с целью глубокого и тщательного ознакомления с таким глобально распространяющим школьным феноменом. Истории изучения и возникновения феномена «буллинга» уделяется особое внимание в нашей работе. В рамках нашей статьи определяются все возможные причины и факторы, способствующие возникновению ситуации школьного буллинга. В конце концов следует обращать внимания на последствия такого психического вида насилия на жертву. Морфологически анализируются единицы выражения школьного вербального буллинга. На уровне синтаксиса анализируются некоторые словосочетания, использованные буллерами для выражения вербального буллинга.

Ключевые слова: школьный буллинг, травля, преследование, запугивание, задирание, профилактика

Введение

На сегодняшний день проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. С нарастающей частотой в СМИ и соцсетях постоянно сообщаются о случаях совершения буллинга в каком-нибудь его виде и о распространённости такого вида насилия в нашей повседневной жизни, именно в школьной среде. Феномен «буллинг» привлекает внимание к себе среди актуальнейших проблем нашей жизни, он находится в фокусе всестороннего изучения и исследования. Опираясь на нарастающую распространённость такого явления, увеличиваются психические и социальные исследования, направленные на изучение такого глобального явления, поэтому, на наш взгляд, наступает время пролить свет на роль языка в выражении буллинга.

По оценкам ООН, в глобальных масштабах ежегодно каждый второй ребёнок в возрасте 2–17 лет сталкивается с насилием в той или иной форме. Во всем мире около 300 миллионов детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются жестоким дисциплинарным мерам со стороны взрослых, треть учащихся в возрасте 11–15 лет переносят издевательства со стороны своих сверстников, каждый третий ребёнок испытывает эмоциональное насилие (см.: Доклад ООН, 2020, с.1).

В последние годы наблюдается нарастающее развитие феномена «буллинг» среди школьников в России. В своей повседневной жизни некоторые школьники подвергаются любым видам буллинга. Каждый третий ребёнок в России сталкивался с буллингом в школе, при этом каждый десятый никому об этом не говорил. Ещё около 10 % ребят участвовали в буллинге как агрессоры или свидетели. Такие данные в конце 2020 приводили в Общероссийском народном фронте.

1.1. Сущность понятия « Буллинг»

Для того, чтобы ознакомиться с феноменом «буллинг», следует пролить свет на толковое значение с акцентом на его синонимический ряд в первую очередь и рассмотреть понятия, представляемые российскими и западными учёными.

1.1.1. Толковое значение слова «буллинг»

Значение современного и нового слова «буллинг», производного от английского слова «bullying», по сей день отсутствует во всех толковых, психологических, социологических, юридических словарях, что и привлекает внимание на необходимость и важность введения толкового значения такого глобального феномена во всех толковых словарях с целью комплексного и точного изучения такого широко и быстро распространённого феномена со всех сторон, включая и языковую. На наш взгляд изучение синонимического ряда и семантического поля отсутствующего в толковых словарях слова «буллинг» вносит ощутимый вклад в понимание значения такого заимствованного слова.

К синонимическому ряду слова «буллинг» относятся следующие: преследование (Тришин, 2013); запугивание (http:// Кембриджский англо-русский словарь); травля — задирание (http:// Викисловарь).

По С. И. Ожегову значение слова «преследование»: «подвергать чему-н. неприятному, донимать чем-н. п. кого-н. насмешками», Значение слова «издевательство»: «злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-чему-н», а значение слова «Хулиганство»: «поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, к достоинству человека, грубое нарушение общественного порядка, бесчинство» (Ожегов, 2006, с. 585, 240, 871).

Значение слова «запугивание»: «застращивать, нагонять страх, испуг; заставить бояться, смущать угрозой или внезапностью». (Даль, 2004, с. 677); «Внушая постоянный страх, угрожая, делать робким, боязливым» (http:// Ефремова, 2000).

Задирание так интерпретируется: «приставать к кому-либо, вызывая на ссору, драку» (там же).

Согласно веб-сайту «Викисловарь» слово «травля» рассматривается как «уничтожение кого-либо нападками, придирками, преследованиями», «настраивание кого-либо против кого-либо»; изводить, причинять страдания (http:// Викисловарь).

В веб-сайте «Викисловарь» буллингу даётся следующее определение: действие (угроза, насмешка и т. п.), которое способно напугать, унизить и/или иным образом негативно воздействовать на человека (там же).

И так буллинг можем интерпретировать как «преследование и агрессивное поведение агрессора в отношение жертвы с целью причинить физические, душевные и духовные боли»

1.1.2. Основные подходы к определению понятия «Буллинг»:

Упоминаем наиболее важные и основные определения западных учёных, определяющих буллинг:

— В 1988 г. Е.Роланд определил буллинг как «нападки любого характера». В 1989 британский исследователь описывает «буллинг-структуру» — «социальную систему, включающую преследователей, их жертв и наблюдателей. Каждый участник системы имеет собственную точку зрения на происходящее» (цит. по: Рохкина, 2018, с. 40);

— Д. А. Лейн в 1974–1988 гг., опираясь на работы Е.Роланда и Д. П. Таттум в 1989 г., дал феномену «Буллинг» следующее определение: «длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации» (Лейн, 2001, с. 2);

— В 1989 г. В. Е. Безаг предположил, что буллинг «неоднократное нападение — физическое, психологическое, социальное, вербальное, может проявляться неоднократно у людей, чья власть формально или ситуативно выше, на тех, кто не может защититься, с намерением причинить страдание для достижения собственного удовлетворения» (цит. по: Кухтова, Рохкина, 2018, с. 11);

— В 1991 г. согласно норвежскому психологу Д. А. Ольвеусу «Буллинг — это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому и бессильному физически и морально человеку (или группе лиц)», чтобы он чувствовал себя напуганным, изолированным (цит. по: Бобровникова, 2016, с. 759). «В 1993 г. он опубликовал ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы» (цит. по: Бочавер, Хломов, 2013, с. 149). Д. А. Олвеус определяет «буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении определенного временного промежутка сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или же группы людей» (цит. по: Гайдай, Дроваль, Иваненко, 2019, с. 109);

— В 1996 г. изучая проблему «буллинг», Р.Дж.Хэзлер как и многие учёные пришли к выводу, что «буллинг может быть совершён или индивидуально, или в группах и провоцирует нарушение правил взаимодействия, в котором доминирующий субъект («обидчик») неоднократно демонстрирует такое поведение, которое вызывает замешательство менее доминирующего субъекта («жертвы»). «Обидчик» получает удовлетворение от преимущества над «жертвой», которая является более слабой в физическом и психологическом плане, «обидчик» применяет такое поведение, чтобы обесценить другого» (цит. по: там же, с. 151);

Межрегиональная Общественная Организация Содействия Воспитанию при поддержке бюро ЮНЕСКО в Москве в своей работе «Школа без насилия» даёт такому феномену следующее понятие: «Буллинг (от англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля. Для различения относительно новой, но получившей широкое распространение формы насилия, осуществляемой в виртуальном пространстве» (Синягиной, Райфшнайдер, 2015, с. 9).

В российской науке сделан акцент на такую глобальную проблему в начале 2000-х гг. Среди выдающихся российских учёных, интересующихся феноменом «буллинг», выделяются Е. Н. Ожиева (2001), И. С. Кон (2006), Е. Н. Волкова, Л. А. Цветковa и И. В. Волкова (2019).

Е. Н. Ожиёва понимает буллинг как «умышленное, не носящее характера самозащиты и не санкционированное нормативно-правовыми актами государства, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определённые преимущества (физические, психологические, административные и т. д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определённой личной целью (например, желание заслужить авторитет у некоторых лиц)» (Ожиёва, 2001).

Одним из первых российских исследователей, проливающих свет на такую проблему, считается выдающийся социолог И. С. Кон в своей работе «Что такое буллинг и как с ним бороться?». В 2006 г. И. С. Кон предположил, что буллинг «обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем» (Кон, 2006, с. 15).

Упоминая в своей работе определение Д.Олвеуса, А. И. Аверьянов заключает в нём суть феномена «Буллинг», но по своему определению А. И. Аверьянова понимает буллинг как «явление, которое обычно понимается как непосредственное столкновение преследователя и жертвы» (Аверьянова, 2013).

Е. Н. Волкова, Л. А. Цветковa, И. В. Волкова в своей работе «методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга» рассматривают буллинг как «неоднократное умышленное нанесение вреда одним человеком или группой другому человеку или другим людям, которые в данной ситуации оказываются не способными себя защитить, и лишён возможности её покинуть» (Волкова, 2019, с. 89).

Все вышеупомянутые определения феномена «буллинг» характеризируют и объясняют изучаемый феномен без никакого акцента на особый период в жизни человека, т. е. в общем изучают данный феномен. Поскольку наша статья посвящена всестороннему анализу буллинга в русской школе, и поскольку буллинг больше совершается в детских кругах, то следует обращать большое внимание на определение школьного буллинга. Феномен школьной травли рассматривают некоторые выдающиеся российские учёные, среди которых выделяются С. В. Кривцова (2011), Е. Н. Волкова (2013), С. К. Погребная (2020):

С. В. Кривцова определяет буллинг как «агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенства сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим. Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, — три существенных признака буллинга. Буллинг разнообразен, это не только физическая агрессия, скорее и чаще — психологическая» (Кривцова, 2011, с. 3).

Е. Н. Волкова в своей статье «Оценка распространённости насилия в образовательной среде школы» рассматривает буллинг как школьное насилие. По её мнению, школьное насилие представляет собой «вид институционального насилия. Это физическое, психическое, духовное социально организованное воздействие на ребёнка, которое понижает его нравственный, психический (т. е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также и угроза такого воздействия» (Волкова, 2013, с. 20).

С. К. Погребная и др. под буллингом понимают «повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц — директора, учителей, других работников школы, учеников, родителей, а иногда и представителей правоохранительных органов» (Погребная, 2020, с. 14).

Морфологический анализ имён существительных, выражающих школьный буллинг

Опираясь на схему морфологического анализа, предлагаемого в учебном пособии «Теоретические основы изучения морфологии русского языка», мы составили следующую схему анализа имён существительных, выражающих буллинг в российских школах (подробнее см. Плотникова, 2015, с. 32–33).

  • Анализируемое существительное : « очкарик »:
  • Постоянные и непостоянные признаки, обнаруживающие частеречный статус анализируемой словоформы « очкариком »:
  1. Определение постоянны х признаков слова.

1) Начальная форма — « очкарик ». «Человек в очках» (Ожегов, 2006, с. 487);

2) Лексико-грамматический разряд : Существительное нарицательное, конкретное (сочетается с количественными и порядковыми числительными: три очкарика, пятыйочкарик ), имеет формы обоих чисел ( очкарик очкарики );

3) По одушевлённости и неодушевлённости: Существительное одушевлённое, так как форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа ( вижу очкариков = нет очкариков );

4) Род : Существительное мужского рода: имеет нулевое окончание в форме именительного падежа единственного числа, окончание -А- в форме родительного падежа единственного числа, окончание -ом- в форме творительного падежа единственного числа;

5) Тип и вариант склонения : Существительное изменяемое, изменяется по первому типу склонения, твёрдый вариант;

  1. Определение непостоянных признаков.

1) Падеж, его формальные показатели : употребляется в форме творительного падежа: тогда я стала «очкариком» ; формальный показатель — окончание -ом-;

2) Число, его формальные показатели : употребляется в форме единственного числа; формальный показатель — окончание -ом-, которое одновременно является и показателем творительного падежа;

  1. Синтаксическая функция составное именное сказуемое : тогда я стала (кем?) очкариком ;
  2. Способ словообразования: Существительное образовано суффиксальным способом: корень [очк] + суффикс [ар] + суффикс [ик] + окончание [нулевое]>очкарик.
  • Анализируемое существительное : « чурка »:
  • Постоянные и непостоянные признаки, обнаруживающие частеречный статус анализируемой словоформы « чурка »:
  1. Определение постоянных признаков слова.

1) Начальная форма — « чурка ». «человек тёмной кожи [1] »;

2) Лексико-грамматический разряд : Существительное нарицательное, конкретное (сочетается с количественными и порядковыми числительными: три чурки, пятаячурка ), имеет формы обоих чисел ( чурка чурки );

3) По одушевлённости и неодушевлённости: Существительное одушевлённое, так как форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа ( вижу чурок = нет чурок );

4) Род : Существительное общего рода (мужского) [2] : имеет окончание — а в форме именительного падежа единственного числа, окончание - ы в форме родительного падежа единственного числа, окончание -ой в форме творительного падежа единственного числа;

5) Тип и вариант склонения : Существительное изменяемое, изменяется по второму типу склонения, твёрдый вариант;

  1. Определение непостоянных признаков.

3) Падеж, его формальные показатели : употребляется в форме именительного падежа: если цвет кожи темнее, значит ты — «чурка» ; формальный показатель — окончание -а;

4) Число, его формальные показатели : употребляется в форме единственного числа; формальный показатель — окончание -а, которое одновременно является и показателем именительного падежа;

  1. Синтаксическая функция — составное именное сказуемое: если цвет кожи темнее, значит ты — «чурка»;
  2. Способ словообразования: Существительное непроизводное.
  • Анализируемое существительное : « свинья »:
  • Постоянные и непостоянные признаки, обнаруживающие частеречный статус анализируемой словоформы « свиньёй »:
  1. Определение постоянных признаков слова.

1) Начальная форма « свиньёй ». «толстый человек» [3] ;

2) Лексико-грамматический разряд : Существительное нарицательное, конкретное (сочетается с количественными и порядковыми числительными: три свиньи, пятаясвинья ), имеет формы обоих чисел ( свинья свиньи );

3) По одушевлённости и неодушевлённости: Существительное одушевлённое, так как форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа ( вижу свиней = нет свиней );

4) Род : Существительное женского рода: имеет окончание — я в форме именительного падежа единственного числа, окончание -и в форме родительного падежа единственного числа, окончание -ёй в форме творительного падежа единственного числа;

5) Тип и вариант склонения : Существительное изменяемое, изменяется по второму типу склонения, мягкий вариант;

  1. Определение непостоянных признаков.

1) Падеж, его формальные показатели: употребляется в форме творительного падежа: обзывали меня « свиньёй »; формальный показатель — окончание -ёй;

2) Число, его формальные показатели : употребляется в форме единственного числа; формальный показатель — окончание -ёй, которое одновременно является и показателем творительного падежа;

  1. Синтаксическая функция косвенное дополнение : обзывали меня (кем?) «свиньёй» ;
  2. Способ словообразования: Существительное непроизводное.
  • Анализируемое существительное : « тугодумка »:
  • Постоянные и непостоянные признаки, обнаруживающие частеречный статус анализируемой словоформы « тугодумка »:
  1. Определение постоянных признаков слова.

1) Начальная форма «тугодумка». «Медленно соображающий человек» (Ожегов, 2006, с. 815);

2) Лексико-грамматический разряд : Существительное нарицательное, конкретное (сочетается с количественными и порядковыми числительными: три тугодумки, пятаятугодумка ), имеет формы обоих чисел ( тугодумка — тугодумки );

3) По одушевлённости и неодушевлённости: Существительное одушевлённое, так как форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа ( вижу тугодумок = нет тугодумок );

4) Род : Существительное женского рода: имеет окончание — а в форме именительного падежа единственного числа, окончание -и в форме родительного падежа единственного числа, окончание -ой в форме творительного падежа единственного числа;

5) Тип и вариант склонения: Существительное изменяемое, изменяется по второму типу склонения, твёрдый вариант;

  1. Определение непостоянных признаков.

1) Падеж, его формальные показатели: употребляется в форме именительного падежа: веё адрес постоянно летели оскорбления. Глупая, тормознутая, овца (что?) «тугодумка» — самые приличные из них ; формальный показатель — окончание -а;

2) Число, его формальные показатели : употребляется в форме единственного числа; формальный показатель — окончание -а-, которое одновременно является и показателем именительного падежа;

  1. Синтаксическая функция — приложение: веё адрес постоянно летели оскорбления. Глупая, тормознутая, овца (что?) «тугодумка» — самые приличные из них ;
  2. Способ словообразования : Существительное образовано способом сложения с помощью интерфикса (соединительной гласной): корень [туг] + интерфикс [о] + корень [дум] + суффикс [к] + окончание [а]> тугодумка.
  • Анализируемое существительное : « обезьяна » :
  • Постоянные и непостоянные признаки, обнаруживающие частеречный статус анализируемой словоформы « обезьяной »:
  1. Определение постоянных признаков слова.

1) Начальная форма «обезьяна». «человек с тёмным цветом кожи; негр, мулат» (http:// Викисловарь);

2) Лексико-грамматический разряд : Существительное нарицательное, конкретное (сочетается с количественными и порядковыми числительными: три обезьяны, пятаяобезьяна ), имеет формы обоих чисел ( обезьяна обезьяны );

3) По одушевлённости и неодушевлённости: Существительное одушевлённое, так как форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа ( вижу обезьян = нет обезьян );

4) Род : Существительное женского рода: имеет окончание — а в форме именительного падежа единственного числа, окончание -ы в форме родительного падежа единственного числа, окончание -ой в форме творительного падежа единственного числа;

5) Тип и вариант склонения: Существительное изменяемое, изменяется по второму типу склонения, твёрдый вариант;

  1. Определение непостоянных признаков.

1) Падеж, его формальные показатели : употребляется в форме творительного падежа: меня прозвали (кем?) « обезьяной » и гориллой; формальный показатель — окончание -ой;

2) Число, его формальные показатели : употребляется в форме единственного числа; формальный показатель — окончание -ой-, которое одновременно является и показателем творительного падежа;

  1. Синтаксическая функция — косвенное дополнение: меня прозвали (кем?) « обезьяной » и гориллой;
  2. Способ словообразования: Существительное непроизводное.

Синтаксический анализ словосочетаний, выражающих школьный буллинг

Н. М. Маторина в своей работе «Виды лингвистического разбора в схемах и образцах» предлагает схему синтаксического анализа, по которой мы анализируем словосочетания, используемые при выражении буллинга (подробнее см. Маторина, 2013, с.27).

  • Анализируемое с ловосочетание: «умная дура»:

1) Словосочетание в буллинговой истории: « умной дурой »;

2) Главный компонент дурой — выражен именем существительным женского рода в форме творительного падежа единственного числа; зависимый компонент умной — выражен именем прилагательным женского рода, единственного числа и творительного падежа. Схема словосочетания:

3) Начальная форма — «умная дура»;

4) Тип словосочетания по структуре : простое;

5) Тип словосочетания по морфологической природе главного слова : субстантивное;

6) Характер синтаксических отношений : атрибутивные;

7) Тип синтаксической связи в словосочетании и её полная характеристика : согласование полное, главное и зависимое согласуются в роде женском, числе единственном и падеже творительном.

  • Анализируемое с ловосочетание: « жирная корова »:

1) Словосочетание в буллинговой истории: « жирная корова »;

2) Главный компонент корова — выражен именем существительным женского рода в форме именительного падежа единственного числа; зависимый компонент жирная — выражен именем прилагательным женского рода, единственного числа и именительного падежа. Схема словосочетания:

3) Начальная форма — « жирная корова »;

4) Тип словосочетания по структуре : простое;

5) Тип словосочетания по морфологической природе главного слова : субстантивное;

6) Характер синтаксических отношений : атрибутивные;

7) Тип синтаксической связи в словосочетании и её полная характеристика : согласование полное, главное и зависимое согласуются в роде женском, числе единственном и падеже именительном.

  • Анализируемое с ловосочетание: « толстая крыса »:

1) Словосочетание в буллинговой истории: « толстой крысой »;

2) Главный компонент крысой — выражен именем существительным женского рода в форме творительного падежа единственного числа; зависимый компонент толстой — выражен именем прилагательным женского рода, единственного числа и творительного падежа. Схема словосочетания:

3) Начальная форма — «толстая крыса»;

4) Тип словосочетания по структуре : простое;

5) Тип словосочетания по морфологической природе главного слова : субстантивное;

6) Характер синтаксических отношений : атрибутивные;

7) Тип синтаксической связи в словосочетании и её полная характеристика : согласование полное, главное и зависимое согласуются в роде женском, числе единственном и падеже творительном.

  • Анализируемое с ловосочетание: «белая ворона»:

1) Словосочетание в буллинговой истории: « белая ворона »;

2) Главный компонент ворона — выражен именем существительным женского рода в форме именительного падежа единственного числа; зависимый компонент белая — выражен именем прилагательным женского рода, единственного числа и именительного падежа. Схема словосочетания:

3) Начальная форма — « белая ворона »;

4) Тип словосочетания по структуре : простое;

5) Тип словосочетания по морфологической природе главного слова : субстантивное;

6) Характер синтаксических отношений : атрибутивные;

7) Тип синтаксической связи в словосочетании и её полная характеристика : согласование полное, главное и зависимое согласуются в роде женском, числе единственном и падеже именительном.

  • Анализируемое с ловосочетание: «отвратительная бомжатская одежда»:

1) Словосочетание в буллинговой истории: « отвратительная бомжатская одежда »;

2) Главный компонент одежда — выражен именем существительным женского рода в форме именительного падежа единственного числа; зависимый компонент отвратительная бомжатская - выражен именем прилагательным женского рода, единственного числа и именительного падежа. Схема словосочетания:

3) Начальная форма — « отвратительная бомжатская одежда »;

4) Тип словосочетания по структуре : сложное;

5) Тип словосочетания по морфологической природе главного слова : субстантивное;

6) Характер синтаксических отношений : атрибутивные;

7) Тип синтаксической связи в словосочетании и её полная характеристика : согласование полное, главное и зависимое согласуются в роде женском, числе единственном и падеже именительном.

Заключение

Заключение нашей работы суммирует итоги проделанного исследования понятия, истории, причин, факторов возникновения, последствий феномена «буллинг» и анализа языковых единиц, используемых агрессорами для выражения вербального буллинга, и содержит следующие выводы:

Данная статья позволяет делать вывод о том, что всемирно распространённый феномен «буллинг» очевидно существует в российских школах, так как примерно каждый третий ребёнок в России сталкивался с буллингом в школе, при этом каждый десятый никому об этом не говорил. Ещё около 10 % ребят участвовали в буллинге как агрессоры или свидетели.

Данное исследование показывает отсутствие толкования слова «буллинг» в толковых словарях, что, на наш взгляд, представляет собой первым шагом к языковому изучению такого феномена. Исходя из вышеупомянутых толкований синонимического ряда слова «буллинг», мы пришли к следующему толкованию, что слово «буллинг» — это агрессивное поведение агрессора нацелено на унижение, оскорбление, угрозу, преследование, причинение страх, обзывание жертвы с целью подчинить жертву себе. В данной связи мы полагаем, что данный широкораспространённый и важный феномен место среди словарных статей должен найти себе.

Буллинг, с нашей точки зрения, представляет собой форму психического агрессивного поведения, приводящего иногда к физическому насилию над школьниками(-ницами)-жертвами. Излагая вышеупомянутые определения буллинга, мы под буллингом понимаем вид физического, психологического и эмоционального насилия, отражающийся в умышленном, периодически повторяющемся, агрессивном поведении ребёнка-агрессора или группы детей-агрессоров по отношению к другому ребёнку-жертве, приносящий последнему физическую боль, психические страдания или иной вред.

Исходя из вышеупомянутых определений феномена «буллинг», мы пришли к выводу, что все определения, данные российскими и западными учёными и исследователями, обладают следующими общими характеристиками и особенностями:

— буллинг представляет собой насилие (физическое, психологическое, эмоциональное);

— буллингом является психологический террор, задирание и агрессивное преследование жертвы со стороны одного человека или группы людей;

— дисбаланс сил — участники буллинга неравны в силах (буллер обладает гораздо больше физической и/или психологической силы по сравнению с жертвой);

— ситуация буллинга сама себе не прекращается, т. е. всегда нуждается в помощи другого человека;

— жертва процесса буллинга представляет человека более слабее на уровне физической и/или психической силы по сравнению с буллером (агрессором);

— буллинг представляет собой довольно систематичный, регулярный, осознанный, продолжительный и преднамеренный процесс;

— цель агрессора заключается в причинении жертве физической боли и/или психологического страдания;

— буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

— школьный буллинг представляет собой преследование и агрессивное поведение школьников-агрессоров в отношение другого ребёнка-жертвы с целью причинить физические, душевные и духовные боли.

Анализируя феномен «буллинг», мы утверждаем, что наступает время уделять пристальное внимание этой проблеме с целью её профилактики и искоренения в России путём всестороннего тщательного исследования причин и факторов, по которым буллеры выступают. Следует и стоит создать не только пришкольные, но и внешкольные антибуллинговые мероприятия и рекламные ролики во всех соцсетях и СМИ, нацеленные на профилактику такого вид насилия, чтобы избежать процесса преобразования этого феномена в школьное стандартное явление. Также организовать беседы с школьниками(-ницами)-жертвами. Обращаем внимание на то, что буллинг как любое социальное явление развивается, поэтому нам и понадобится развивать все средства её профилактики и искоренения.

Опираясь на наш исследуемый материал, из которого мы упомянули и анализировали некоторые языковые единицы, буллинг над жертвами совершается школьниками-агрессорами разного возраста и разных классов. В основном, агрессоры совершают буллинг над жартами-сверстниками из-за физических способностей. Существуют инциденты буллинга, совершаемых буллерами из-за внешности, умственных, психических свойств детей-жертв.

Анализируемые существительные: «очкарик», «чурка», «свинья», «обезьяна»; и словосочетания: «жирная корова», «белая ворона», «толстая крыса» использовались агрессорами в школе с целью совершения акта буллинга над физическими способностями своих сверстников. Анализируемые существительное: «тугодумка» и словосочетание: «умная дура» нацелены на унижение жертв из-за их умственных свойств. Словосочетание: «отвратительная бомжатская одежда» служит для выражения вербального буллинга над жертвами.

Основываясь на анализируемых существительных, выражающих школьный буллинг, в рамках проведённого нами морфологического анализа, мы пришли к выводу, что большинством существительных, выражающих данный вид буллинга служат существительные мужского рода в своём прямом или переносном значении.

Литература:

  1. Викисловарь // Викисловарь URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/Викисловарь (дата обращения: 01.05.2023).
  2. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространённости насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 19–28.
  3. Волкова Е. Н., Цветковa Л. А., Волкова И. В. Методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга. Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 88–100.
  4. Гайдай В. В., Дроваль Ю. А., Иваненко С. А. Причины и последствия буллинга: прикладной аспект // NovaInfo. — 2019. — № 104. — С. 109–110.
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ. — М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. — 700 с.
  6. Доклад ООН о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020 г.: резюме. ISBN 978–92-4-000713-0 (Версия онлайн).
  7. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. — Текст: электронный // Русский язык NIV: [сайт]. — URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary-efremova/index.htm (дата обращения: 03.05.2023).
  8. Кембриджский англо-русский словарь. режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/англо-русский/ (дата обращения: 03.05.2023).
  9. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». –М., 2006. № 11. — С. 15–18 // режим доступа: http://valery-159.narod.ru/mnd/bullying_kon.htm
  10. Кривцова С. В. Буллинг в школе vs сплочённость неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. — Издательство Федерального института развития образования Москва, 2011. — 119 с.
  11. Кухтова Н. В., Рохкина А. И. Основные подходы к определению буллинга и его детерминант: межкультурный аспект: монография / Н. В. Кухтова [и др.]; под ред. Н. В. Кухтовой, С. М. Шингаева. — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. — с. 7–20
  12. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер, 2001. С. 240–274.
  13. Маторина Н. М. Виды лингвистического разбора в схемах и образцах: методические рекомендации для студентов педагогических институтов, университетов, учителей русского языка / Н. М. Маторина. — Изд. 4-е, стереотип. — Славянск: ДДПУ, 2013. — 67 с.
  14. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО ≪А ТЕМП≫, 2006. — 944 стр.
  15. Ожиёва Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг. [Электронный ресурс] / Е. Н. 11. Ожиёва. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm
  16. Плотникова Е. И. Теоретические основы изучения морфологии русского языка [Электронный ресурс]: учебное пособие / сост. е.И.Плотникова; Урал. гос. пед. ун-т. — Электрон. дан. — Екатеринбург: [б. и.], 2015.
  17. Погребная С. К., Чиркова Т. Н., Бзыкова А. А., Лебедина Е. В., Масалова Т. С., Бородин А. А. Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательной организации / отв. ред. Погребная С. К., Чиркова Т. Н., Бзыкова А. А., Лебедина Е. В., Масалова Т. С., Бородин А. А. — Краснодар, 2020. — 24 с.
  18. Рохкина А. И. Личные особенности участников буллинга в образовательной среде: межкультурный аспект: монография / Н. В. Кухтова [и др.]; под ред. Н. В. Кухтовой, С. М. Шингаева. — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. — с. 39–45
  19. Синягина Н. Ю., Райфшнайдер Т. Ю. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. — 150 с.
  20. Тришин В. Н. Большой словарь-справочник синонимов русского языка системы ASIS, версия 8.0, 3 июля 2012 г. на 431 тыс. слов (свод общеупотребительной, специальной и заимствованной лексики с синонимическими рядами). Электронный ресурс: http://rus-yaz.niv.ru/doc/synonyms-trishin/index.htm

[1] В толковых словарях даётся этому слову значение неподходящее употребляемому значению в контексте, поэтому мы дали ему это значение, опираясь на контекст анализируемой истории.

[2] Данное слово является существительным общего рода и в нашей анализируемой истории оно является мужского рода, так как оно обозначает человека мужского пола.

[3] В толковом словаре Ожегова даётся этому слову значение, неподходящее употребляемому значению в контексте, поэтому мы дали ему это значение, опираясь на контекст анализируемой истории.

Основные термины (генерируются автоматически): единственное число, именительный падеж, творительный падеж, женский род, множественное число, начальная форма, родительный падеж, существительное, тип словосочетания, формальный показатель.


Ключевые слова

профилактика, травля, школьный буллинг, преследование, запугивание, задирание

Похожие статьи

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

Экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку. Дается краткая характеристика каждого этапа исследования ...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Лексические особенности проявления речевой агрессии в китайском языке

Статья «Лексические особенности проявления речевой агрессии в китайском языке» исследует явление речевой агрессии в контексте китайского языка и культуры. В данной статье обозреваются общие понятия и определения речевой агрессии, рассматриваются стра...

Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление

В данной статье рассматривается способ аббревиации в интернет-языке как социолингвистическое явление. Анализируются особенности возникновения интернет-языка, находящегося на стыке нормативного языка и жаргона. Выявляются причины возникновения интерне...

Особенности функционально-дискурсивного параметрирования фразеологических единиц (на материале произведений англоязычного научно-популярного медико-оздоровительного дискурса)

В статье рассматривается функционально-дискурсивный аспект исследования феномена фразеологических единиц в рамках современного англоязычного научно-популярного медико-оздоровительного дискурса. Автором предпринимается попытка устранения определенных ...

Характеристика и особенности некоторых моделей ментального лексикона

В статье рассматриваются некоторые из моделей ментального лексикона. Представлен краткий обзор поведенческих методик, разработанных для подтверждения той или иной модели. Автор ставит целью рассмотреть способы функционирования ментального словаря на ...

Типология этнолингвистических проблем в художественном переводе на примере узбекского и английского языков

В данной статье рассматриваются этнолингвистические проблемы, возникающие при художественном переводе между узбекским и английским языками, с особым акцентом на передачу тональности, юмора и сарказма. Проанализированы основные типы проблем, включая л...

Обучение устойчивым словосочетаниям в русском языке

Настоящая статья посвящена обучению устойчивым словосочетаниям. В статье рассматриваются специфики и основные свойства фразеологических единиц во фразеологии современного русского языка. При анализе устойчивых сочетаний необходимо исследовать как лин...

Похожие статьи

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

Экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку. Дается краткая характеристика каждого этапа исследования ...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Лексические особенности проявления речевой агрессии в китайском языке

Статья «Лексические особенности проявления речевой агрессии в китайском языке» исследует явление речевой агрессии в контексте китайского языка и культуры. В данной статье обозреваются общие понятия и определения речевой агрессии, рассматриваются стра...

Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление

В данной статье рассматривается способ аббревиации в интернет-языке как социолингвистическое явление. Анализируются особенности возникновения интернет-языка, находящегося на стыке нормативного языка и жаргона. Выявляются причины возникновения интерне...

Особенности функционально-дискурсивного параметрирования фразеологических единиц (на материале произведений англоязычного научно-популярного медико-оздоровительного дискурса)

В статье рассматривается функционально-дискурсивный аспект исследования феномена фразеологических единиц в рамках современного англоязычного научно-популярного медико-оздоровительного дискурса. Автором предпринимается попытка устранения определенных ...

Характеристика и особенности некоторых моделей ментального лексикона

В статье рассматриваются некоторые из моделей ментального лексикона. Представлен краткий обзор поведенческих методик, разработанных для подтверждения той или иной модели. Автор ставит целью рассмотреть способы функционирования ментального словаря на ...

Типология этнолингвистических проблем в художественном переводе на примере узбекского и английского языков

В данной статье рассматриваются этнолингвистические проблемы, возникающие при художественном переводе между узбекским и английским языками, с особым акцентом на передачу тональности, юмора и сарказма. Проанализированы основные типы проблем, включая л...

Обучение устойчивым словосочетаниям в русском языке

Настоящая статья посвящена обучению устойчивым словосочетаниям. В статье рассматриваются специфики и основные свойства фразеологических единиц во фразеологии современного русского языка. При анализе устойчивых сочетаний необходимо исследовать как лин...

Задать вопрос