Система интенсивного обучения В. Ф. Шаталова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.11.2023

Статья просмотрена: 1721 раз

Библиографическое описание:

Телец, Е. Д. Система интенсивного обучения В. Ф. Шаталова / Е. Д. Телец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 422-425. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107658/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует методику опорных сигналов педагога-новатора В. Ф. Шаталова, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Шаталова и методика создания опорных конспектов.

Ключевые слова: опорный сигнал, опорный конспект, интенсивное обучение.

Концепция В. Ф. Шаталова

Разработанная Виктором Федоровичем педагогическая система, представленная в 1970-х годах, была сконцентрирована на преподавании в средней и старшей школе и включала в себя элементы традиционной отечественной системы образования. Главными целями этой системы были максимально понятное и упрощенное объяснение материала, передача его сути, развитие активности учащихся, введение соревновательной составляющей и достижение успеха у всех учащихся.

Основными отличительными чертами данной системы являются отсутствие разделения на слабых и сильных учеников, запрет на одновременную запись и прослушивание материала, оценка знаний по блок-схемам (таким как конспекты и плакаты), восстановление учебного материала по памяти.

В системе обучения, предложенной Шаталовым, основное внимание уделяется сохранению целостности знаний и взаимосвязи между ними. Чтобы достичь этой цели, материал изучается поэтапно, сосредоточиваясь на крупных теоретических блоках, которые включают в себя несколько параграфов. Такой подход позволяет отказаться от фрагментации и увидеть общую картину. Данная методика не разрабатывалась мгновенно, и лишь со временем Шаталов объяснил, что важно не запоминать сложные формулы и теоремы, а научиться логическому мышлению.

В отличие от школьных учебников, книги Шаталова очень отличаются. Он предлагает минимизировать учебный материал, извлекая из него самое существенное. Педагог проверял свою методику на самых неуспевающих учениках, объясняя, что работать с такими детьми интереснее, так как сложнее обратить их внимание, чем отличников. Ответы на его методику обучения со стороны школьных учителей и чиновников были далеки от высоких.

Шаталов утверждает, что учащийся не должен бояться совершать ошибки и необходимо доверять себе и своему педагогу. В этом контексте оценка является инструментом, который требует умного и грамотного обращения. Исправление ошибок должно быть воспринято как неотъемлемая часть обучения.

На уроках применяются принципы игры, взаимной консультации и взаимопроверки знаний учащихся.

При классной работе рекомендует придерживаться следующей последовательности:

1) объяснение учителем у доски;

2) повторное объяснение по плакату;

3) индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;

4) фронтальное воспроизведение конспекта по памяти;

5) устный опрос;

6) ознакомление с оцененной работой.

Алгоритм при самостоятельной работе дома Виктор Федорович представлял следующим образом:

1) вспомнить объяснение учителя, используя конспект;

2) рассказать материал учебника с помощью конспекта;

3) запомнить наизусть конспект как опору рассказа, воспроизвести письменно конспект и сравнить с образцом.

В современной системе образования концепция модульного обучения Виктора Федоровича Шаталова занимает одно из значимых мест и не потеряла свою актуальность сквозь время. Эта система основывается на лучших традициях отечественной педагогической и философской мысли и представляет собой инновационный подход к организации учебного процесса. Целью этой системы является интенсификация учебного процесса в школе и формирование у учащихся крепкой теоретической базы знаний, а также умения применять эти знания в практической деятельности.

В настоящее время школе становится все сложнее строить процесс организации учебной деятельности в традиционной форме из-за динамично происходящих изменений. Поэтому интенсификация учебного процесса становится важной задачей современного образования. В этой связи система обучения Виктора Федоровича Шаталова позволяет интенсифицировать процесс обучения в школе, что делает ее концепцию модульного обучения актуальной и важной в современном образовательном процессе.

Сегодня перед системой образования стоит задача не только передать учащимся определенный объем знаний и информации, но и научить их умению применять эти знания в различных видах деятельности, включая теоретическую, практическую, научную, познавательную, профессиональную и другие, которые востребованы в обществе. Детей необходимо научить быть компетентными в различных сферах.

Методика Виктора Федоровича Шаталова, разработанная им, применима как в естественных и технических науках, так и в социальных и гуманитарных науках. Она предполагает организацию учебного процесса, включающего краткий конспект темы и стремление достичь высокого уровня усвоения знаний, возможность точного их воспроизведения, рационализацию преподавания и контроль за самостоятельной работой.

Использование системы обучения Виктора Федоровича Шаталова в современных условиях для интенсификации учебного процесса включает в себя внедрение единой технологии обучения детей и подростков в процесс обучения. Эта система обучения отличается малозатратностью и экономической выгодой для общества, а также становится более доступной и облегченной для обучающихся и их родителей [1].

Целями данной единой технологии обучения являются:

1) использование в процессе обучения различного рода дополнительных материалов;

2) предоставление возможности выбора средств, форм и способов выполнения любой работы, данной учащемуся;

3) анализ и оценивание индивидуально выбранных способов учебной работы (доклады, сообщения, конспекты, схемы, таблицы), которые наводят школьников на мысль, что им важны не только оценки, полученные в конце работы, но и сам процесс обучения является для них очень важным;

4) наглядно демонстрировать ученикам весь пройденный материал;

5) сосредоточить внимание на отдельных, наиболее важных и трудных местах изучаемого материала;

6) повторение учебного материала несколько раз;

7) создание для учащихся приятной и комфортной обстановки на уроке;

8) разделять процессы записывания и слушания, так как не у всех ребят развито аудирование;

9) давать учащимся возможность самим контролировать свой средний балл;

10) гуманное отношение к учащимся и родителям.

Актуальность разработок В. Ф. Шаталова в области модульного обучения несомненна и подтверждается эффективными результатами их применения. Образовательные модели, основанные на традиционных подходах, не всегда учитывают индивидуальные способности учеников и не позволяют достоверно оценить их знания. В свою очередь, метод модульного обучения предоставляет возможность педагогам выявить потенциал каждого ученика и обеспечить интенсивное обучение. Этот подход особенно актуален в современных условиях школьного образования. Концепция, разработанная В. Ф. Шаталовым, имеет определенную цикличность, которая характерна для эволюции научных взглядов. Тем не менее, классические принципы возвращаются с течением времени, и концепция модульного обучения не исключение. Видимо, данный метод будет оставаться актуальным еще долгое время [2].

Опорные сигналы. Методика создания

Опорный сигнал — набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию [3].

Опорный конспект представляет собой наглядную конструкцию, состоящую из опорных сигналов, которые имеют структурную связь между собой. Эти сигналы заменяют систему значений, понятий и идей, которые являются взаимосвязанными элементами. Важным требованием для опорного конспекта является точная и понятная расшифровка (рис. 1).

Пример опорного конспекта по В. Ф. Шаталову

Рис. 1. Пример опорного конспекта по В. Ф. Шаталову

Изображение графического знака и его объяснение в контексте определенного материала позволяют автоматически запомнить и знак, и сам материал. Для каждого фрагмента теоретического материала создается значок — опорный сигнал, который объясняет и запоминает материал. Система объяснения теоретического материала формируется путем связывания и обозначения опорных сигналов взамен.

Далее необходимо дать объяснение ассоциациям сигналов с самой теорией, чтобы материал был полностью усвоен. Использование ярких, разнообразных и необычных опорных сигналов создает привлекательную и игровую обстановку в процессе обучения. Они стимулируют активное познание и обеспечивают целостность, системность и осмысленность представления о базовых закономерностях и понятиях их взаимосвязей [4].

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

  1. Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки.
  2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно-следственные связи.
  3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
  4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
  5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться.
  6. Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы.
  7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов — использование удобно-читаемых аббревиатур [5].

Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по В. Ф. Шаталову [6]:

  1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
  2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
  3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
  4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
  5. Объедините сигналы в блоки.
  6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
  7. Выделите значимые элементы цветом.

Литература:

1. Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка / В. Ф. Шаталов. — 1-е изд. — М.: Педагогика, 1979. — 134 c. — Текст: непосредственный.

2. Вавилова, С. М. Метод В. Ф. Шаталова — возможности использования в современном образовании / С. М. Вавилова, И. В. Ватутина, О. В. Суховеева. — Текст: непосредственный // Педагогические и психологические основы оптимизации образовательного процесса в высшей медицинской школе: Материалы научно-практического семинара, Воронеж, 27 февраля 2019 года. — Воронеж: Мир науки, 2019. — С. 15–18.

3. Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов. — Текст: непосредственный // Профессионально-техническое образование. — 1987. — № 7. — С. 7–10.

4. Шаталов, В. Ф. Педагогическая проза / В. Ф. Шаталов. — 1-е изд. — Архангельск: Сев.-зап. кн. изд-во, 1990. — 384 c. — Текст: непосредственный.

5. Шаталов, В. Ф. Психологические контакты / В. Ф. Шаталов. — 1-е изд. — М.: Новая школа, 1992. — 76 c. — Текст: непосредственный.

6. Шаталов, В. Ф. Опорный сигнал / В. Ф. Шаталов. — Текст: непосредственный // Журналист. — 1982. — № 1. — С. 62–64.

Основные термины (генерируются автоматически): опорный сигнал, модульное обучение, учебный процесс, опорный конспект, процесс обучения, сигнал, система обучения, учащийся, учебный материал, интенсивное обучение.


Похожие статьи

Методическая система П. М. Эрдниева в современной школе

В статье автор исследует методику укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Эрдниева и методика ее реализации.

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой

В статье рассматривается возможность совмещения модели распределенного лидерства с педагогикой общей заботы И. П. Иванова в организации работы куратора, управления и самоуправления учебной группы в системе среднего профессионального и высшего професс...

Развитие профессионализма педагога-исследователя

В статье автор рассматривает образовательные исследовательские технологии, особенности педагогического профессионализма, организацию обучения.

Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского

Автор статьи рассматривает педагогическое мастерство как преемственную категорию в целом ряду исследований, обращаясь к наследию Я.Корчака и В. А. Сухомлинского. Педагогическое мастерство рассматривается не только как сложная педагогическая категория...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов

В статье проанализированы концептуальные теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, предпринято продуктивную попытку раскрыть специфику профессиональной подготовки будущих специалистов в отрасли практической пси...

Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов

В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.

Приемы этической защиты педагога в концепции Н. Е. Щурковой

Этика является острой темой исследования в современной педагогике. Одним из наиболее актуальных аспектов в данной области являются способы этической защиты педагога. В данной статье проанализирован подход к этой проблеме у Н. Е. Щурковой.

Технологии реализации функций лидера в школе

Статья посвящена анализу технологий реализации функций лидера в школе. Особое внимание уделяется технологиям создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Похожие статьи

Методическая система П. М. Эрдниева в современной школе

В статье автор исследует методику укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Эрдниева и методика ее реализации.

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой

В статье рассматривается возможность совмещения модели распределенного лидерства с педагогикой общей заботы И. П. Иванова в организации работы куратора, управления и самоуправления учебной группы в системе среднего профессионального и высшего професс...

Развитие профессионализма педагога-исследователя

В статье автор рассматривает образовательные исследовательские технологии, особенности педагогического профессионализма, организацию обучения.

Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского

Автор статьи рассматривает педагогическое мастерство как преемственную категорию в целом ряду исследований, обращаясь к наследию Я.Корчака и В. А. Сухомлинского. Педагогическое мастерство рассматривается не только как сложная педагогическая категория...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов

В статье проанализированы концептуальные теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, предпринято продуктивную попытку раскрыть специфику профессиональной подготовки будущих специалистов в отрасли практической пси...

Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов

В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.

Приемы этической защиты педагога в концепции Н. Е. Щурковой

Этика является острой темой исследования в современной педагогике. Одним из наиболее актуальных аспектов в данной области являются способы этической защиты педагога. В данной статье проанализирован подход к этой проблеме у Н. Е. Щурковой.

Технологии реализации функций лидера в школе

Статья посвящена анализу технологий реализации функций лидера в школе. Особое внимание уделяется технологиям создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Задать вопрос