Развитие межполушарного взаимодействия у детей с трудностями обучения письму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.11.2023

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Погребенная, Е. В. Развитие межполушарного взаимодействия у детей с трудностями обучения письму / Е. В. Погребенная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107617/ (дата обращения: 19.12.2024).



Целью исследования являлось изучение развития межполушарного взаимодействия у детей с трудностями обучения письму. В результате было выявлено, что использование специальных методик и тренировок способствует улучшению межполушарной координации и повышению эффективности обучения письму у данных детей. Выводы подтверждают необходимость индивидуального подхода в работе с детьми с трудностями обучения письму и включения в программу тренировок, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.

Ключевые слова: межполушарное развитие, обучение, дети, письмо

Межполушарное взаимодействие является важным аспектом развития ребенка. Трудности, которые дети испытывают в овладении чтением и письмом, могут быть вызваны несколькими причинами. Одной из них является задержка в развитии левого полушария головного мозга, которое ответственно за языковые функции. Также возникают трудности с латерализацией, то есть формированием предпочтительного использования одной из сторон тела (правой или левой) при выполнении задач. Нарушение оптимального межполушарного взаимодействия также может способствовать проблемам в овладении чтением и письмом у детей. В данной статье рассматривается вопрос развития межполушарного взаимодействия у детей с трудностями обучения письму и методов его улучшения.

Дети с трудностями обучения письму могут испытывать проблемы с координацией движений, памятью и восприятием, что может приводить к снижению эффективности обучения. Межполушарное взаимодействие также может быть нарушено у этих детей, что может приводить к затруднениям в усвоении новой информации и выполнении заданий. [1]

Мозг — сложная и взаимосвязанная система, которая является самой большой и функционально значимой частью центральной нервной системы. Он играет роль в обработке сенсорной информации, поступающей от органов чувств, а также в планировании, принятии решений, координации, управлении движениями, регуляции эмоций, поддержании внимания и запоминании. Одна из высших функций, выполняемых мозгом, — это мышление.

Проблемы межполушарных взаимодействий могут создавать ряд трудностей при письме. Вот некоторые из них:

  1. Организация и структурирование мыслей: Межполушарные взаимодействия играют важную роль в организации и структурировании информации. Если эти взаимодействия нарушены, может быть сложно организовать свои мысли в логическую последовательность и представить их в письменной форме. [3]
  2. Проблемы с переводом мыслей в слова: Межполушарные взаимодействия также влияют на способность переводить мысли в слова. Если эти взаимодействия нарушены, человек может испытывать трудности с выбором правильных слов и выражений, чтобы передать свои мысли и идеи.
  3. Трудности с эмоциональным выражением: Межполушарные взаимодействия также связаны с эмоциональным выражением. Если эти взаимодействия нарушены, может быть сложно передать свои эмоции и чувства в письменной форме. Это может привести к недостаточной эмоциональной окраске письма или неправильному восприятию эмоций получателем.
  4. Проблемы с креативностью и оригинальностью: Межполушарные взаимодействия играют важную роль в креативности и оригинальности мышления. Если эти взаимодействия нарушены, может быть сложно придумывать новые идеи, использовать метафоры или разнообразные способы выражения мыслей в письменной форме.
  5. Трудности с анализом и синтезом информации: Межполушарные взаимодействия также связаны с анализом и синтезом информации. Если эти взаимодействия нарушены, может быть сложно анализировать и синтезировать информацию для создания логических аргументов или выводов в письме.

В целом, проблемы межполушарных взаимодействий могут затруднять процесс письма, влияя на организацию мыслей, способность к эмоциональному выражению, креативность, анализ и синтез информации.

Существует несколько методов, которые могут помочь улучшить межполушарное взаимодействие у детей с трудностями в письме. Один из таких методов — использование специальных тренировок и упражнений, направленных на развитие межполушарной координации и улучшение памяти. Другим методом является использование специальных игр и заданий, которые могут помочь улучшить восприятие и развить навыки координации движений.

Выполнение рекомендуемых упражнений для мозга вместе с ребенком является полезным для взрослых. В начале следует выполнять эти упражнения медленно, так как взрослые часто не обращают внимания на свое тело. Поэтому важно начать с медленного выполнения упражнений, чтобы научиться воспринимать свое тело. По мере развития связей в мозге, упражнения можно усложнять.

Также существуют нетрадиционные, но при этом дающие отличный результат игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, а именно кинезиологические упражнения. Их можно легко и в доступной форме применять на уроках. [2]

Ребенок исправляет нарушения письменной речи, улучшает память, концентрацию внимания и пространственные представления в результате систематических занятий по кинезиологическим программам.

Применение кинезиологических упражнений способствует созданию новых нейронных связей и вовлечению неиспользуемых участков мозга, что помогает преодолеть проблему неуспешности. Эти упражнения не только развивают умственные способности и физическое здоровье, но и активизируют различные отделы головного мозга, способствуя развитию способностей и коррекции проблем в разных областях психики. Они ускоряют коррекцию речевых нарушений, улучшают мыслительную деятельность, помогают запоминать информацию, повышают концентрацию внимания, облегчают чтение и письмо, развивают творческие способности, стабилизируют психику, развивают интуицию, улучшают память, повышают интеллектуальные возможности и помогают преодолевать математические трудности. Благодаря улучшению интегративной функции мозга, многие дети достигают значительного прогресса в обучении.

Важно понимать, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в работе с ним. Для детей с трудностями в письме необходимо разработать индивидуальную программу, которая учитывает их индивидуальные потребности и проблемы. Эта программа может включать в себя специальные тренировки, игры и задания, которые помогут улучшить межполушарное взаимодействие и повысить эффективность обучения. [4]

Развитие межполушарного взаимодействия является важным аспектом развития ребенка, особенно у детей с трудностями в письме. Существуют различные методы, которые могут помочь улучшить межполушарное взаимодействие у этих детей, включая специальные тренировки, игры и задания. Важно разработать индивидуальную программу для каждого ребенка, которая учитывает его индивидуальные потребности и проблемы. Это поможет улучшить эффективность обучения и повысить уровень развития межполушарного взаимодействия у детей с трудностями в письме. [5]

Литература:

  1. Логинова Е. А. Нарушения письма Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. — Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004
  2. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. — М.: Вентана-Граф, 2001
  3. Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома.- Москва «Эксмо», 2010
  4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003
  5. Майская А. Н. Ребенок-левша — как достичь гармонии с «правым» миром.- СПб.: Питер, 2005
Основные термины (генерируются автоматически): взаимодействие, ребенок, письмо, трудность обучения, письменная форма, проблема, синтез информации, трудность, упражнение, эмоциональное выражение.


Ключевые слова

дети, обучение, письмо, межполушарное развитие

Похожие статьи

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Влияние разных видов деятельности на развитие межполушарных связей у детей

В статье автор рассматривает связь развития межполушарных связей у детей с занятиями разными видами деятельности. Для сравнения предлагается уровень развития внимания и памяти детей, изучающих английский язык, детей, занимающихся творчеством, и детей...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр

Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...

Проблемы развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет

В данной статье рассматривается проблема развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет, т. к. в системе школьного образования наблюдается усложнение программы обучения, что предъявляет более серьезные требования к п...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Похожие статьи

Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ

В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...

Влияние разных видов деятельности на развитие межполушарных связей у детей

В статье автор рассматривает связь развития межполушарных связей у детей с занятиями разными видами деятельности. Для сравнения предлагается уровень развития внимания и памяти детей, изучающих английский язык, детей, занимающихся творчеством, и детей...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр

Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...

Проблемы развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет

В данной статье рассматривается проблема развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет, т. к. в системе школьного образования наблюдается усложнение программы обучения, что предъявляет более серьезные требования к п...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Задать вопрос