Православная церковь в Прибалтике в 1940–1960-х годах: от сотрудничества с властью к введению репрессивных мер | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Нактините, И. Э. Православная церковь в Прибалтике в 1940–1960-х годах: от сотрудничества с властью к введению репрессивных мер / И. Э. Нактините. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 314-317. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107240/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: религиозная политика, Русская православная церковь, Московский Патриархат, Прибалтийский экзархат, Латвийская православная церковь, Эстонская апостольская православная церковь, православная церковь Литвы.

Государственная религиозная политика, действующая в 30-х годах XX века, в период Великой Отечественной войны требовала радикальных изменений вследствие нескольких факторов. С одной стороны, наступление войны привело к активному открытию храмов на оккупированных немецкими войсками территориях. С другой стороны, патриотическая позиция большинства религиозных групп и верующих в СССР также стала фактором, способствующим коренному изменению этой политики.

Еще до Великой Отечественной войны 24 февраля 1941 года был учрежден Прибалтийский экзархат, объединивший Эстонскую и Латвийскую церкви с Московским Патриархатом во главе с владыкой Сергием. В марте того же года произошли важные события: митрополит Августин (Петерсон) –глава Латвийской церкви и митрополит Александр (Паулус) — глава Эстонской церкви — сделали публичное покаяние за раскол, что привело к их воссоединению с Московским Патриархатом. В результате этого события митрополит Августин стал епископом Рижским, а митрополит Александр — епископом Таллинским, находясь в подчинении Патриаршего экзарха Прибалтики Сергия [15; с. 519].

Во время Второй мировой войны, сразу после оккупации Прибалтики, экзарх Сергий отказался эвакуироваться и был арестован Гестапо. Тем не менее, он смог убедить нацистов в своей антикоммунистической позиции и подчеркнуть, что поддержка верующих поможет укрепить положение немцев в глазах местного населения. В результате духовенство экзархата выразило поддержку немецкой оккупации [там же; с. 519].

Но многие религиозные организации, действующие на территории СССР, выразили поддержку советскому народу в его сопротивлении немецким фашистам и осудили духовных лидеров, принявших сторону фашизма. В связи с патриотической позицией, занятой православной церковью, государственная власть предоставила с 1943 года церкви ряд прав и свобод. Среди них были: разрешение на проведение массовых религиозных церемоний, возможность открывать банковские счета, разрешение на церковное образование и издательскую деятельность, а также открытие множества храмов [14; с. 485]. Смягчение государственной политики по отношению к церкви способствовало активизации деятельности религиозных объединений на территории СССР.

В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года И. В. Сталин принял в Кремле трех митрополитов Русской православной церкви: Московского Сергия (Страгородского), Ленинградского Алексия (Симанского) и Киевского Николая (Ярушевича). По итогу встречи правительство санкционировало выборы патриарха. 8 сентября 1943 года состоялся архиерейский собор Русской православной церкви, на котором был избран новый патриарх Московский и всея Руси — Сергий. Собор принял документ «Осуждение изменников вере и отечеству», который осуждал всех православных христиан, работавших на оккупационные власти: «Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик — лишенным сана» [8; с. 1]. Это был приговор всем представителям Прибалтийского экзархата [7; с. 72].

Осенью 1943 года часть духовенства всех конфессий покинула территорию прибалтийских республик вместе с отступающими немецкими войсками. Так, эстонский митрополит Александр вместе с 22 священниками морем переправился в Швецию [1]. Перед снятием оккупации из Эстонии выехало 70 тыс. православных эстонцев, образовав Эстонскую апостольскую православную церковь в изгнании, а латвийский митрополит Августин эвакуировался вместе с семьей в Германию, где организовал Латвийскую православную церковь в изгнании [3; с. 267].

После снятия с прибалтийского региона немецкой оккупации православные приходы находились в весьма печальном положении. Согласно данным Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских войск на оккупированных территориях 1945 года Германией на оккупированных территориях было разрушено и серьезно повреждено 1 670 православных церквей, 69 часовен и 1 127 зданий других религиозных конфессий [15; с. 114].

На момент окончания Великой Отечественной войны в Эстонской советской республике продолжали работу 127 храмов, 10 благочиний, 5 молитвенных домов, а также Пюхтицкий женский монастырь. Богослужения велись 95 священниками. Важно подчеркнуть, что в территориально небольшой республике Эстонии с преобладанием лютеранской веры количество православных приходов было достаточно большим на начало Великой Отечественной войны. В 1945 году Московский Патриархат распустил Эстонскую апостольскую православную церковь и 5 марта 1945 года произошло полное воссоединение приходов Эстонии с Русской православной церковью во главе с архиепископом Таллинским и Эстонским Павлом (Дмитровским).

С середины 1940-х годов религиозная политика в СССР осуществлялась в контексте общего послевоенного развития страны, на которую непосредственное воздействие оказывали условия «холодной войны» и активная внутрипартийная борьба в КПСС 1950-х годов.

По материалам источников, можно отметить большое число жалоб православного духовенства прибалтийских республик на действия местных властей, которые создавали всевозможные преграды для свободной деятельности православных приходов. Например, уполномоченный Совета по делам РПЦ в Эстонской ССР Н. Карсаков писал заместителю председателя СНК ЭССР О. Сепре: «…Необходимо отметить, что работники уездных и волостных исполкомов не имеют никакого уважения к духовному сану и смотрят на них как на простых обывателей» [9; с. 207; 212]. Часто представителями местных советских администраций высказывалось откровенное пренебрежение к «русской вере», они использовали священнослужителей в тяжелых работах по восстановлению народного хозяйства прибалтийских республик, прибегали к различным методам, чтобы конфисковать храмовые здания. В Эстонии в проблему конфискации зданий, принадлежащих религиозным объединениям, пришлось вмешаться центральным властям. В декабре 1945 года местным властям было направлено распоряжение: «По поступившим данным в СНК ЭССР известно, что местные исполнительные комитеты оставили многие религиозные общины без необходимых помещений… Помещения, принадлежащие религиозным общинам /не национализированные/ отняты от них. Создалось положение, что у духовенства не имеется необходимых служебных, а также и жилых помещений. Вопрос нужно немедленно разъяснить, все дома, принадлежащие приходу и не национализированные нужно вернуть обратно в их пользование, а там, где дома национализированы, нужно духовенству обеспечить необходимые служебные и жилые помещения…» [там же; с. 213].

В послевоенный период была развернута репрессивная волна против тех священнослужителей, кто был замечен в сотрудничестве с фашистской оккупационной администрацией, издавал статьи антисоветского содержания, вел проповеди в поддержку немецких войск. В 1945 году было репрессировано 19 священнослужителей Эстонской апостольской православной церкви [11]. В Литве за период с 1945 по 1949 года среди немногочисленных православных священников было репрессировано в 1944 году 3 человека, в 1949 году — 5, все они ранее входили в состав Псковской миссии, действовавшей на территории Литвы в период фашистской оккупации. Аресты продолжались и в Латвии. Сотрудниками НКВД в период с 1946 по 1951 года было санкционировано 16 арестов священнослужителей и рядовых сотрудников епархии [12; с. 89]. До 1953 года из служивших в Латвии 122 православных священников 64 были репрессированы [5; с. 216].

Апогей репрессивной политики в отношении религиозных деятелей наступил в период 1949–1951 годов. В прибалтийских советских республиках были осуществлены мероприятия по коллективизации населения и депортации зажиточного крестьянства. В число депортированных попало много служителей православной церкви. Анализ следственных дел позволяет выделить несколько групп лиц, подлежащих аресту:

1-я группа состояла из православных священников — прибалтов по национальности, которые обвинялись в активной антисоветской деятельности;

2-я группа — гражданские лица, которые являлись сотрудниками приходов и имели близкие отношения с репрессированным или сбежавшим за рубеж митрополитом;

3-я группа — священнослужители, осужденные за преступления довоенного времени, однако найденные только сейчас или вернувшиеся в СССР [10; с. 144].

Религиозная политика советского руководства в конце 1950-х — начале 1960-х годов была направлена на:

 сокращение количества приходов и монастырей;

 сокращение церковной материальной базы;

 ликвидацию богословских учебных заведений;

 изменение системы управления церковью;

 ужесточение кадровой политики.

Религиозная политика советского руководства не прошла бесследно для советского общества в целом и прибалтийских республик в частности. Социолог М. К. Тепляков установил, что доля верующих среди взрослого населения Прибалтики неуклонно снижалась на всем протяжении нахождения стран прибалтийского региона в составе Советского Союза: в 1937 году — 47 %, в 1945 году — 37 %, в 1950 году — 34 %, в 1961 году — 26 %, в 1967 году — 22,4 % [13; с. 122].

Таким образом в истории православной церкви в Прибалтике с 1940–1960-е гг. можно выделить два основных этапа: период сотрудничества церквей с властями и период возврата репрессивных мер в отношении религии.

После начала Великой Отечественной войны произошел пересмотр религиозной политики, прежде всего, в связи с осознанием советским руководством ее патриотического потенциала, — церкви получили некоторые права и свободы. Однако после войны антирелигиозная парадигма, присущая коммунистической идеологии, продолжала развивать атеистические идеи в обществе.

Литература:

  1. Александр. — Текст: электронный // Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия): [сайт]. — URL: https://www.pravenc.ru/text/64276.html (дата обращения: 24.10.2023).
  2. Будницкий, О. В. Репрессии против верующих накануне и во время Великой Отечественной войны 1939–1945 гг. / О. В. Будницкий. — Текст: непосредственный // Российская история. — 2019. — № 3. — С. 100–124.
  3. Гаврилин, А. Православная Церковь в XX столетии в балтийских странах: Эстония, Латвия, Литва. / А. Гаврилин, Б. Пазане. — Текст: непосредственный // Православная Церковь в Восточной Европе. — К.: Дух I Лiтера, 2010. — С. 263–287.
  4. Горбатов, А. В. Спецпоселенцы в Западной Сибири: восприятие региональным руководством, этноконфессиональная специфика (начало 1940-х — середина 1950-х годов). / А. В. Горбатов, А. Б. Коновалов. — Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. История. — 2019. — № 57. — С. 99–108.
  5. Кугель, М. Латвийская православная церковь: между каноническими связями и лояльностью государству. / М. Кугель. — Текст: непосредственный // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. — 2021. — № 4 (138). — С. 213–232.
  6. Мозохин, О. Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности, 1918–1953. / О. Б. Мозохин. — М.: Жуковский: Кучково поле, 2006. — 479 c. — Текст: непосредственный.
  7. Обозный, К. П. Планы и перспективы объединения православных церквей на оккупированных территориях СССР и Центральной Европы под эгидой экзарха Сергия (Воскресенского) в 1941–1944 гг. / К. П. Обозный. — Текст: непосредственный // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — 2019. — № 88. — С. 58–77.
  8. Осуждение изменников вере и отечеству. — Текст: непосредственный // Журнал Московской Патриархии. — 1943. — № 01. — С. 1.
  9. Петров, И. В. Идеологические и национальные аспекты деятельности православного духовенства Балтии и Северо-Запада России (1940–1945 гг.).: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Петров Иван Васильевич; Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб, 2014. — 329 c. — Текст: непосредственный.
  10. Петров, И. В. Репрессии против православного духовенства в Прибалтийских республиках в 1945–1953 гг. / И. В. Петров. — Текст: непосредственный // Церковь. Богословие. История. — 2020. — № 1. — С. 141–146.
  11. Православие в Эстонии: исследования и документы: в 2 т. / под ред. протоиер. Н. Балашов, С. Л. Кравец. — Т. 1: Исследования. М., 2010. — Текст: электронный. // Азубка веры [сайт]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/pravoslavie-v-estonii-tom-1/4 (дата обращения: 24.10.23).
  12. Седова, Г. Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Латвии в 1948–1951 гг. / Г. Седова, Р. Просветов. — Текст: непосредственный // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской православной церкви. — 2014. — № 3 (58). — С. 82–105.
  13. Тепляков, М. К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. / М. К. Тепляков. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1972. — 232 c. — Текст: непосредственный.
  14. Шкаровский, М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и православная церковь. / М. В. Шкаровский. — М.: Вече, 2007. — 505 c. — Текст: непосредственный.
  15. Шкаровский, М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. / М. В. Шкаровский. — Текст: непосредственный // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. — 2017. — № 2 (33). — С. 101–116.
  16. Шкаровский, М. В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943–1964 годах: от «перемирия» к новой войне. / М. В. Шкаровский. — СПб: Изд. объединение «ДЕАН+АДИА-М», 1995. — 216 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, религиозная политика, Московский Патриархат, Русская православная церковь, Эстонская апостольская православная церковь, православный, Прибалтийский экзархат, советское руководство, СССР, Латвийская православная церковь.


Ключевые слова

Русская православная церковь, религиозная политика, Московский Патриархат, Прибалтийский экзархат, Латвийская православная церковь, Эстонская апостольская православная церковь, православная церковь Литвы

Похожие статьи

Социальная деятельность Русской православной церкви в Ставрополье в 1990–2000-е годы

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Социальные учения Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической Церкви: историко-сравнительный анализ

В статье автор пытается провести сравнительный анализ социальных учений Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической церкви.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства и старообрядчества в Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов, регулиру...

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола

Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья

В работе рассмотрены выявленные аналогии (это в общих чертах сформулировано в выводе) между средневековыми (рассматривался только средневековый период их существования) Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показано, что церковные ие...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Коренные народы Севера как объект социального служения духовенства Русской православной церкви (на примере о. Сахалин)

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области. Исследования автора пок...

Церковная реформа. Петр I

Данная статья посвящена исследованию церковных преобразований проведенных Петром I: рассмотрены и проанализированы различные методы проведения мероприятий направленных на подчинение церкви государственному аппарату власти.

Из истории религиозной толерантности в Республике Узбекистан

В статье речь идёт об истории религиозной толерантности Республики Узбекистан.

Похожие статьи

Социальная деятельность Русской православной церкви в Ставрополье в 1990–2000-е годы

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Социальные учения Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической Церкви: историко-сравнительный анализ

В статье автор пытается провести сравнительный анализ социальных учений Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической церкви.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства и старообрядчества в Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов, регулиру...

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола

Аналогии между средневековыми Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом: еще раз о необходимости сохранения историко-культурных территорий Подонья

В работе рассмотрены выявленные аналогии (это в общих чертах сформулировано в выводе) между средневековыми (рассматривался только средневековый период их существования) Сарайской епархией и Константинопольским патриархатом. Показано, что церковные ие...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Коренные народы Севера как объект социального служения духовенства Русской православной церкви (на примере о. Сахалин)

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области. Исследования автора пок...

Церковная реформа. Петр I

Данная статья посвящена исследованию церковных преобразований проведенных Петром I: рассмотрены и проанализированы различные методы проведения мероприятий направленных на подчинение церкви государственному аппарату власти.

Из истории религиозной толерантности в Республике Узбекистан

В статье речь идёт об истории религиозной толерантности Республики Узбекистан.

Задать вопрос