В статье автор исследует процессуальный статус прокурора при реализации полномочий по обеспечению участия в арбитражном процессе, рассматривает актуальную проблематику в названной сфере с точки зрения действующего арбитражного процессуального законодательства.
Ключевые слова: прокурор, арбитражный процесс, процессуальный статус.
В современных реалиях актуальность анализа и изучения института участия прокурора в рассмотрении дел в порядке арбитражного судопроизводства базируется на повышении значимости роли органов прокуратуры в рамках осуществления задач по обеспечению законности и реализации защиты публичных интересов в экономической сфере в условиях активно развивающейся и трансформирующейся политико-правовой и социально-экономической реальности, реформирования арбитражного процессуального законодательства Российской Федерации.
Согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее — Закон № 2201-ФЗ), «прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и реализующих иные функции, в том числе путем обеспечения участия в рассмотрении дел в порядке арбитражного судопроизводства» [1].
Положения, регламентирующие организационные и практические аспекты осуществления возложенных на прокурора в названной сфере полномочий, основополагающие начала реализации указанной функции установлены Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.07.2017 № 473 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» (далее — Приказ № 473). [2].
Так, в соответствии с п. 1 Приказа № 473, к задачам прокурора, участвующего в арбитражном процессе, следует относить:
— защиту нарушенных прав и законных интересов публично-правовых образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также прав и законных интересов хозяйствующих субъектов;
— обеспечение законности судебного разбирательства на всех этапах арбитражного процесса по делам, в которых в силу требований закона принимают участие органы прокуратуры;
— реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов экономических отношений.
Процессуальное положение прокурора при рассмотрении дел арбитражными судами Российской Федерации закреплено статьей 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), установившей статус прокурора как участника процесса в одном ряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, гражданами [3].
Закон не наделяет прокурора, обеспечивающего участие в арбитражном процессе, функцией по осуществлению надзора за деятельностью судов при отправлении правосудия. Указанный факт обусловлен действием основополагающего конституционного принципа независимости судей и подчинения их Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству (ст. 120 Конституции Российской Федерации) [4].
При этом, нельзя не согласиться точкой зрений Т. Р. Пожарской, которая отмечает, что «обращение прокурора за судебной защитой имеет целью обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, охрану прав и свобод неопределенного круга лиц и интересов публичных образований, являющихся по совокупности несомненным приоритетом в рамках правового государства, которая может быть достигнута только в случае вынесения законного и обоснованного решения суда» [5].
Согласно позиции, выраженной в правовой доктрине, отнесение субъектов к лицам, участвующим в деле, основывается на критерии наличия у них юридической заинтересованности в результатах рассмотрения дела. Так, исследователями выделяется материально-правовая и процессуальная юридическая заинтересованность.
При этом, в научной среде прокурора принято наделять лишь процессуальной заинтересованностью в исходе дела. Указанной точки зрения придерживается в частности Н. А. Васильчикова, которая указывает, что «прокурор является лицом, участвующим в деле при рассмотрении экономических и иных споров в арбитражном процессе, и имеет только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, всегда выступает от своего имени, но в защиту интересов других лиц» [6].
Нельзя не согласиться с позицией, что процессуально-правовая заинтересованность прокурора в исходе дела базируется на выполняемой органами прокуратуры функции обеспечения защиты интересов государства и общества. Иначе говоря, прокурор обеспечивает защиту публичных интересов при реализации предоставленных полномочий действующим арбитражно-процессуальным законодательством.
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (ч. 3 ст. 52 АПК РФ). При этом отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.
Следует отметить, что наделение прокурора процессуальными правами и возложение на него процессуальных обязанностей истца не делает прокуратуру стороной материально-правового правоотношения и не налагает на прокурора ограничения, связанные с необходимостью принятия мер по досудебному урегулированию спора, а также не предоставляет прокурору право на заключение мирового соглашения.
Также следует отметить, что в силу специфики правового статуса прокурора на последнего не возлагается обязанность по уплате государственной пошлины. Вместе с тем, указанные положения об отсутствии у прокурора обязанности по уплате судебных расходов, права на заключение мирового соглашения не нашли свое закрепление в ст. 52 АПК РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод, что в зависимости от вида предъявляемых требований роль прокурора в арбитражном процессе сводится к следующему: защита прав и законных интересов публично-правовых образований; защита публичных интересов; защита законных интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; реализация возложенных на прокурора законом публичных функций, в том числе по обеспечению законности [7].
Таким образом, в арбитражном процессе прокурор обеспечивает защиту интересов государства и неопределенного круга лиц, интересы конкретного лица в арбитражном процессе прокурор защищать не вправе.
При этом, действующая редакция ст. 52 АПК РФ не соответствует актуальным требованиям законодательства и не отражает специфику правового статуса прокурора в арбитражном процессе, в связи с чем требует корректировки
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. ст. 4472
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.07.2017 № 473 (ред. от 19.10.2022) «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» // Законность. 2017. № 10
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации № 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023, с изм. от 22.06.2023) // СЗ РФ. 2002. № 30. ст. 3012
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок] // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398
- Пожарская Т. Р. Некоторые аспекты нормативно-правового регулирования участия прокурора в реализации конституционного права на судебную защиту в гражданском процессе / Т. Р. Пожарская // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 11. С. 30–33.
- Васильчикова Н. А. Участие в деле прокурора в арбитражном суде первой инстанции: конспект лекции для бакалавров/ Н. А. Васильчикова — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии, 2015–20 с.
- Кравцов А. Ю. Участие прокурора в арбитражном процессе в порядке ст. 52 АПК РФ: учебное пособие / А. Ю. Кравцов. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры РФ, 2019. — 84 с.