В статье представлен педагогический опыт работы педагогов ДОУ Санкт-Петербурга с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи по формированию нравственно — патриотического воспитания через знакомство с личностью царя Петра I и реализацию проекта «Моя первая русская история » ; предложена реализация проекта через создание «Лэпбука» и различных заданий и игр.
Ключевые слова: патриотизм, значение реформ, личность Петра I, развитие связной речи, развитие моторной сферы, Лэпбук, выставки.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из основных и актуальных задач. Чувство патриотизма выражается в проявлении любви к своей семье, народу, родному городу, стране. В дошкольном возрасте необходимо целенаправленно заниматься воспитанием патриотизма у детей, постепенно формировать у них чувство гордости и уважения к своей Родине и государству, а также стремление защищать и приносить пользу своей стране. Патриотизм и героизм нужно воспитывать на конкретных примерах, как современных героев, так и исторических личностей. Царь Пётр I, несомненно, является одним ярчайших личностей, который являлся истинным наставником, реформатором и патриотом своей Родины. Для этого нами был разработан проект «Моя первая русская история».
Целью нашего проекта было стремление сформировать интерес у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи к историческому прошлому России через знакомство с эпохой правления царя Петра I, его личностью, историческими событиями и фактами.
Мы ставили перед собой следующие задачи:
1) Познакомить с отдельными событиями в истории России времен правления Петра Первого;
2) Развивать и закреплять знания детей об истории России, о жизни наших предков;
3) Воспитывать чувство гордости за свою страну;
4) Способствовать развитию речевых и познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывать любовь к Отечеству и интерес к русской культуре;
5) Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциал;
6) Развивать связную речь и лексико-грамматический строй речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи;
7) Привлекать родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка через создание альбомов, выставок, рисунков, подделок и других форм работы;
8) Обеспечивать реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми разных образовательных областей.
Работа над нашим проектом была поэтапной. Сначала реализовывался подготовительный и основной этапы, которые включали в себя различные виды деятельности: познавательную, социально-коммуникативную, речевую, художественно — эстетическую и образовательную. На заключительном этапе нами был изготовлен лэпбук. При реализации подготовительного этапа выявлялись первоначальные знания детей об эпохе правления царя Петра I, подбиралась литература о царе, фотографии и иллюстрации по теме.
Основной этап включал в себя несколько видов деятельности.
Развитие познавательной деятельности осуществлялось через проведение беседы о детских и юношеских годах царя, а также рассматривание иллюстраций и альбомов « костюмы и одежда людей петровской эпохи » , фотографий города Санкт-Петербурга, чтение рассказов « Потешные полки » , « Русская азбука » , « Морской флот » .
Развитие Социально-коммуникативной и речевой деятельности реализовывалось через знакомство детей с деятельностью Петра I, рассказывании о создании морского флота и основания города Санкт-Петербурга. Мы знакомили детей с нововведениями царя, такими как празднование Нового года, появление новогодней игрушки и ёлки, приобщение народа к новой моде и традициям, а также к употреблению картофеля. После проведённой работы, мы с воспитанниками разучивали стихи о великих делах Петра I.
Художественно-эстетическая деятельность осуществлялась через выполнение аппликаций, рисунков, конструирование из бумаги «Кораблей» и собирании разрезные картинки.
Образовательную деятельность реализовывалась через совместную деятельность, включающая в себя просмотр мультфильмов «Сказка о том, как Пётр царевич цвета для флага Российского искал» и Гора Самоцветов «Пётр и Петруша», а также учебного фильма «Сказка о Петре», слайдов и презентаций о Санкт-Петербурге.
Самостоятельная деятельность дошкольников включала в себя организацию сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
В проекте активно принимали участие родители, которые помогали в подборе наглядного материала, посещали с детьми различные достопримечательности и музеи Санкт-Петербурга и на основании проведенной работы был выполнен фотоотчет «Прогулка по городу Петра».
На заключительном этапе мы систематизировали материал и на его основе создали лэпбук, который содержал в себе различные задания и игры для закрепления знаний у дошкольников, полученных по данной теме.
Мы развивали связную речь и лексико-грамматический строй речи через игры и задания. Связная речь — это особенная сложная форма коммуникативной деятельности, которую у детей с речевыми проблемами необходимо специально формировать различными приёмами и средствами.
Дети учатся описанию, повествованию, рассказыванию, пересказу. Для развития связной речи проводили с детьми ознакомительные беседы о том: «Как устроен мужской и женский костюм 18 века», составляли рассказ по опорным картинам о «Жизни царя» и предложения о различных зданиях города «Что из чего сделано». Знакомили детей с новыми словами. Для развития лексико-грамматического строя речи детей мы создали и использовали такие игры как: «Назови ласково», «Один — много», «Сосчитай одежду». Также для воплощения данного проекта мы целенаправленно развивали внимание и память у детей с речевыми нарушениями т. к. у них часто наблюдается не достаточная сформированность моторного, зрительного, слухового внимания и памяти. Нами были подобраны различные упражнения, направленные на развитие устойчивости и переключаемости внимания, а также улучшение моторной, слуховой и зрительной памяти. Для этого мы создали и использовали такие игры как «Четвёртый лишний», «Найди одинаковые ёлочные игрушки», «Повтори пословицу», «Отгадай загадку», «Отгадай слово по первым буквам», «Разгадывание ребусов», «Заучивание стихотворения», «Это интересно».
Так же мы вели целенаправленную работу по развитию моторики, т. к. двигательная активность рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением. Упражнения для развития мелкой моторики развивают речевые центры головного мозга, улучшают артикуляционную моторику, развивают чувство ритма и координацию движений. Для этого мы использовали такие игры как «Пройди лабиринт», «Разрезная картинка», «Физкультминутка», «Обводки и штриховки», «Аппликация», «Раскраски».
Данный проект помог нам воплотить поставленные задачи. Дети и родители с удовольствием принимали участие в осуществлении этой работы. Мы с детьми создавали различные аппликации и совместно сделали коллаж «Пётр I». Родители активно помогали нам, и это позволило на протяжении учебного года проводить различные выставки и конкурсы, такие как выставка рисунков «Царь Пётр I», «Мой любимый город», «Ёлочная игрушка своими руками», фотовыставка «Моё любимое блюдо из картофеля».
В конце реализации данного проекта мы решили внедрить в свою работу «Лэпбук», как одно из современных методических средств, которое могло способствовать повышению познавательной активности ребенка. лэпбук представлял собой тематическую книгу-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находилась информация в виде рисунков, небольших текстов, грамматических заданий и игр. Главное предназначение лэпбука заключалось в развитие внимания, памяти, моторики, связной речи и лексико-грамматического строя речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. лэпбук был доступен для самостоятельной деятельности детей в любое свободное время.
Накопив полезные знания и опыт, каждый ребёнок в нашей группе мог рассказать об истории России и родного города, а также о правлении царя Петра I и его непревзойдённом вкладе в жизнь и культуру нашей страны.
Мы считаем, что данный проект помог узнать много исторических фактах и сформировать чувство гордости и уважения к своему городу, Родине и государству, а также стремление защищать и приносить пользу своей стране.
Литература:
- Головин Н. «Моя первая русская история М.2005г
- Данилина Г. Н. «Дошкольнику — об истории и культуре России» м. АРКАТИ 2005–184 с.
- Гриценко, С. А. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста / С. А. Якунина, И. В. Духовно–нравственное воспитание подрастающего поколения /Дошкольное образование и воспитание. — 2019, — № 1.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПБ: Питер, 2013–464 с.
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой — М.: Мозаика-Синтез, 2019–336 с.
- https://my.mail.ru/mail/arkan52.52/video/25062/38399.html «Сказка о том, как Пётр царевич цвета для флага Российского искал»
- https://www.youtube.com/watch?v=yWRjx3U5G3M Гора Самоцветов «Пётр и Петруша».
- https://www.youtube.com/watch?v=SxhK7vpKxbg Учебный фильм «Сказка о Петре».