В статье рассмотрены основные требования, предъявляемые к оформлению полномочий представителей по гражданским делам. Исследуются возможные изменения в действующем гражданском процессуальном законодательстве, касающиеся института представительства.
Ключевые слова: представитель, полномочия, ответственность, изменения.
Законодательство Российской Федерации наделяет представителя обширным перечнем прав и полномочий, но в свою очередь и обязывает действовать исключительно в интересах своего доверенного лица.
Согласно части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно [1].
Институт представительства предоставляет каждому возможность на реализацию конституционных прав, как гражданам, так и юридическим лицам, на получение юридической помощи и судебную защиту своих прав и свобод, а также реализацию в гражданском производстве принципов состязательности и диспозитивности сторон.
К сожалению, в настоящее время данный институт имеет множество проблем, связанных с пробелами в действующем законодательстве, которые влияют на качество представительства, и вопросов реализации защиты своих прав и интересов, доступа к правосудию и гарантированной судебной защиты своих прав, поскольку пока что не определена персональная ответственность представителя за результат своих действий в пользу своих доверителей.
Субъектом гражданских правоотношений, согласно действующему законодательству Российской Федерации, могут быть как физические, так и юридические лица, которые наделены правами и полномочиями осуществлять юридически значимые действия от имени своего доверителя и в его интересах. Также обязательным требованием к представителю является наличие у него дееспособности и полномочий на ведение дел, оформленных должным порядком, за исключением тех лиц, которые указаны в статье 51 ГПК РФ [2].
В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации не содержится конкретных норм права, определяющих, кто именно относится к числу субъектов гражданского права. На деле же, к субъектам права относят всех участников, вступивших в гражданско-процессуальные отношения и наделенных правами и обязанностями в соответствии с законом. Отсюда следует, что субъектами права могут быть: представители, доверители и иные лица, с которыми у доверителя возникает правовая взаимосвязь ввиду действий своего представителя.
Что касается полномочий представителя, то согласно положениям статьи 54 ГПК РФ [2] представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако, для того, чтобы у представителя появилось право на юридически значимые действия от имени своего доверителя или доверителей, таких как: подписание заявлений, исковых заявлений, претензий, жалоб, ходатайств, предъявление исполнительных документов для возбуждения исполнительного производства по взысканию имущества или денежных средств, полный или частичный отказ от иска, заключение мирового соглашения, для последующего предъявления ответчику, организации, государственному органу или в суд, все эти нюансы должны быть оговорены и отображены в доверенности, в которой доверитель наделяет такими правами своего поверенного представителя.
Но сама роль представителя в гражданском законодательстве не определена, как не определена и его персональная ответственность.
У представителя не возникает права на совершение процессуальных действий от имени представляемого, которые не оговорены в доверенности. Указанное правило распространяется и на ордер адвоката, который без доверенности также не наделяет адвоката правом совершать такие действия.
В тех случаях, когда представителем является адвокат, есть такая норма права, как статья 19 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [3], которая устанавливает обязанность адвоката осуществлять страхование риска своей профессиональной деятельности в форме имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридических услуг. В свою очередь, при ненадлежащем оказании услуг нематериального характера, как и консультационных, убытки доверителя, как правило, должны возмещаться в режиме договорной ответственности. Таким образом, у адвокатов существуют такое понятие, как ответственность перед своими доверителями, но данное понятие отсутствует у представителей в целом по ГПК РФ.
Для разрешения разного рода споров и проблем, связанных с институтом представительства существует необходимость внесения изменений и дополнений в главу 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующих цели и задачи института представительства, определяющих роль и место представителя в гражданском процессе, его процессуальный статус, модернизирующих классификацию видов судебного представительства и, возможно, определяющих ответственность представителей.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 24.06.2023, с изм. от 20.07.2023).
- Федеральный закон от 31.05.2022 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2023).