В статье рассмотрены инфляционные ожидания населения и бизнеса. Проанализирована динамика инфляционных ожиданий в сравнении с ключевой ставкой Банка России и инфляцией. Установлены причины повышения активности представителей Банка России, в части разъяснения денежно-кредитной политики представителям бизнес-сообщества.
Ключевые слова: инфляция, инфляционные ожидания населения, коммуникации, коммуникационная политика, Банк России, бизнес.
«Ожидания людей относительно будущей инфляции могут влиять на ее траекторию — в экономической науке это общепризнанный факт, поэтому центральные банки обращают большое внимание на инфляционные ожидания при принятии решений по денежно-кредитной политике». [5]. Управлять инфляционными ожиданиями возможно только путем доведения информации до населения, разъясняя ее подробно. Поэтому коммуникации центральных банков становятся самостоятельным инструментом денежно-кредитной политики.
Сравнение динамики инфляционных ожиданий населения и бизнеса показывает, что до марта 2018 года инфляционные ожидания населения были выше, чем ожидания бизнеса — в среднем на 3 %. «Некоторые исследователи объясняли этот факт тем, что у руководителей предприятий более высокий уровень экономических и финансовых знаний по сравнению с домохозяйствами». [2] С апреля 2018 года до января 2019 года ценовые ожидания бизнеса были выше инфляционных ожиданий населения в среднем на 2,3 %. В 2019 году (с февраля по декабрь) показатели были примерно на одном уровне — отклонение в среднем 0,68 %. И с января 2020 года наблюдается существенная разница показателей — в среднем 9 %. В отдельные периоды разница достигала 29,2 % (март 2023) и 25,8 % (апрель 2023).
Рис. 1. Динамика инфляционных ожиданий населения и бизнеса (по данным с сайта Банка России, в период с апреля по июль 2020 года данные по инфляционным ожиданиям населения отсутствуют), таблица составлена автором
В сравнении с показателями инфляции можно отметить, что инфляционные ожидания выше реальных показателей инфляции у обеих групп, за исключением аномального периода с апреля по декабрь 2022 года, когда инфляция превышала инфляционные ожидания населения.
Рис. 2. Динамика инфляционных ожиданий населения и бизнеса в сравнении с данными по инфляции (по данным с сайта Банка России, в период с апреля по июль 2020 года данные по инфляционным ожиданиям населения отсутствуют), таблица составлена автором
«Ряд исследований в мировой литературе показывает, что существует несколько формальных критериев, позволяющих говорить о заякоренности инфляционных ожиданий экономических агентов. Инфляционные ожидания заякорены, если они не чувствительны к динамике фактической инфляции, не реагируют на изменения краткосрочных инфляционных ожиданий, подвержены влиянию со стороны Центрального банка, не чувствительны к макроэкономическим новостям». [2]
Анализируя данные представленные на рисунке 2 можно сделать вывод, что инфляционные ожидания и населения, и бизнеса нельзя назвать заякоренными. Наблюдается большой диапазон колебаний, чувствительность к фактической инфляции и новостям. При этом реакция на решения Банка России по ключевой ставке прямо противоположная (Рис. 3). Так как при поднятии ключевой ставки экономические агенты должны среагировать на сигнал о том, что принятое решение направлено на сдерживание инфляции, соответственно инфляционные ожидания должны снизиться. Однако происходит обратная реакция, и инфляционные ожидания повышаются.
Рис. 3. Динамика инфляционных ожиданий населения и бизнеса в сравнении с ключевой ставкой (по данным с сайта Банка России, в период с апреля по июль 2020 года данные по инфляционным ожиданиям населения отсутствуют), таблица составлена автором
Можно отметить, что наибольший диапазон разрыва между данными по ключевой ставке и инфляционными ожиданиями начался в 2020 году в период пандемии. Именно в этот момент инфляционные ожидания бизнеса стали расти вверх. Поэтому Банк России сосредоточил свое внимание на разъяснении своих решений бизнесу и проводит в каждом регионе коммуникационные сессии.
Коммуникационные сессии для бизнес-сообщества, которые проводятся в регионах после принятия решения Банком России о ключевой ставке — один из элементов коммуникационной политики Банка России Такую коммуникацию Банк России использует для предоставления бизнес-сообществу информации, которая может помочь бизнесу лучше понимать факторы, влияющие на инфляцию. Кроме того, четкое и прозрачное обсуждение денежно-кредитной политики, включая планы по ключевой ставке и другим инструментам, позволяет бизнесу понять, какие шаги центрального банка будут предприняты для борьбы с инфляцией. Предоставляя свои прогнозы по инфляции, объясняя, какие факторы влияют на прогноз, и какие шаги будут предприняты для достижения целей инфляции, Банк России уменьшает неопределенность у бизнеса и помогает ему оценивать свои собственные бизнес-планы. Выстраивая диалог с бизнесом, а также обеспечивая механизмы обратной связи, Банк России помогает создать доверие и партнерские отношения между государством и бизнесом. Когда бизнес лучше понимает экономическую ситуацию и действия властей, то более рационально принимает решения о ценах, инвестициях и других аспектах своей деятельности, что, в свою очередь, помогает стабилизировать инфляцию.
Литература:
1. Зеленева Е. С. Коммуникации как инструмент современной денежно-кредитной политики //Вестник Евразийской науки, 2019 № 6
2. Карлова Н. А., Пузанова Е. В., Богачева И. В., Морозов А. Г. Как формируются инфляционные ожидания предприятий: результаты опроса/ Проблемы прогнозирования, 2020. № 5 (182). С. 83–96
3. Куклинова П. С. Инфляционные ожидания как фактор формирования инфляции в современной российской экономике / Фундаментальные исследования. 2022 № 1. С. 35–39.
4. О проведении коммуникационной сессии по денежно-кредитной политике. — URL: http://uppbizra.ru/news/o-provedenii-kommunikacionnoj-sessii-po-denezhno-k
5. Рябова И. Инфляция: ожидания и реальность. — URL: https://econs.online/articles/ekonomika/inflyatsiya-ozhidaniya-i-realnost/
6. Центробанк России вышел на разговор с бурятским бизнесом. — URL: https://arigus.tv/news/economy/137512-tsentrobank-rossii-vyshel-na-razgovor-s-buryatskim-biznesom-/