В статье раскрывается изменение в налоговом кодексе, предусматривающее введение новых налогов в налоговую систему Российской федерации. Приводятся определения таких понятий, как налог на сверхприбыль и ретроспективные налоги. Приводятся алгоритм уплаты налога на сверхприбыль и методика отражения ретроспективных налогов в бухгалтерском учете.
Ключевые слова: налог, налоговый учет, бухгалтерский учет, налог на прибыль, налог на сверхприбыль.
С 1 января 2024 года в России вводится налог на сверхприбыль прошлых лет. Уплатить данный налог должны будут отечественные и иностранные юридические лица, соответствующие ряду условий. Основным критерием, согласно которому организация попадает в число плательщиков нового налога, является именно получение сверхприбыли в 2021–2022 годах. Организации, у которых средняя арифметическая прибыль за 2021–2022 годы превысила 1 миллиард рублей, будут обязаны до 25 января 2024 года представить налоговую декларацию и не позднее 28 января 2024 года заплатить разовый налог в размере 10 % от суммы превышения прибыли за 2021–2022 годы над аналогичным показателем за 2018–2019 годы.
Предполагается, что введение данного налога приведет к дополнительным доходам бюджета в размере порядка 300 млрд рублей. По словам заместителя министра финансов Алексея Сазанова, количество плательщиков налога составит порядка 2,5 тысяч. Если брать топ-50 плательщиков, то из них основными плательщиками налога будут предприятия в области добычи твёрдых полезных ископаемых — 20 %, производители минеральных удобрений — 19 %, на металлургический комплекс — 13 %, предприятия оптовой и розничной торговли — 12 %, организации банковской сферы — 9 %, порядка 5 % — на нефтехимические предприятия, производство электроэнергии, строительные компании, обрабатывающая промышленность, логистика. Все остальные плательщики — это менее 1 %. [4]
Налог на сверхприбыль установлен Федеральным Законом от 04.08.2023г. № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль», который вступает в силу с 1 января 2024 года. Данный налог в настоящее время характеризуется как федеральный налог разового характера. Сама возможность появления на территории РФ такого рода налогов была специально введена Федеральным законом от 04.08.2023 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вносящим поправки в Налоговый Кодекс РФ. Налоговый кодекс с 4 сентября 2023 года дополнен положениями, согласно которым федеральными законами может быть предусмотрено установление налогов разового характера, обязательных к уплате на всей территории РФ. Правоотношения, возникающие в связи с взиманием таких налогов, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных такими федеральными законами. При установлении налогов разового характера может предусматриваться особый порядок определения элементов налогообложения. Особенностью таких налогов является возможность отсутствия налогового периода.
Новый налог коснется, конечно же, крупных компаний, у которых средняя величина прибыли за 2021 и 2022 годы оказалась выше 1 млрд. руб. Налогоплательщиками налога признаются российские, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства. К российским организациям также приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ. Законом также предусматривает, что налог не коснется компаний, вновь созданных после 1 января 2021 года, малого и среднего бизнеса, организаций-плательщиков единого сельскохозяйственного налога, а также компаний нефтегазового сектора и угольных, так как для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия по НДПИ и демпферу на моторное топливо, организаций — плательщиков налога на прибыль, у которых за 2018 и 2019 годы отсутствовали доходы от реализации; кредитных и некредитных финансовых организаций, в отношении которых осуществлялись меры по предупреждению банкротства; организаций-застройщиков, реализующих проекты с привлечением средств граждан — участников долевого строительства, которые в 2021 и 2022 годах не осуществляли выплату дивидендов.
Объектом обложения налогом признается сверхприбыль, полученная налогоплательщиком. Налоговой базой является денежное выражение сверхприбыли. Она определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год. Если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась меньше средней арифметической величины прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год, то налоговая база принимается равной нулю. Также налоговая база принимается равной нулю, если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более 1 миллиарда рублей.
Ставка налога составляет 10 %. При этом сумму налога можно снизить в два раза до эффективной ставки 5 %, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023 года. После наступления срока уплаты налога обеспечительный платеж вычитается из суммы налога к уплате в двойном размере. Таким образом через механизм налогового вычета получается 50 %-ная скидка.
Срок уплаты налога на сверхприбыль установлен не позднее 28 января 2024 года. Налоговую декларацию налогоплательщики будут обязаны представить в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 25 января 2024 года. Организации, у которых сумма исчисленного налога на сверхприбыль равна нулю, налоговую декларацию не представляют.
Расходы в виде суммы налога на сверхприбыль, в том числе на оплату обеспечительного платежа, нельзя будет учесть в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль.
Разъяснения по вопросам учета налога на сверхприбыль даны Минфином РФ в Информационном сообщении от 14 сентября 2023 г. № ИС-учет-46 «Бухгалтерский учет налога на сверхприбыль» и БМЦ в Рекомендации Р-154/2023-КпР «Налоги с прошлых доходов (прибыли)».
ФОНД «НРБУ «БМЦ» разработал для бухгалтеров рекомендацию Р-154/2023-КпР «Налоги с прошлых доходов (прибыли)». Комитет по рекомендациям 25 июля утвердил Рекомендацию Р-154/2023-КпР «Налоги с прошлых доходов (прибыли)». Как выявилось при обсуждении, с точки зрения бухгалтерского учёта разовый характер налога на сверхприбыль не является методологической проблемой, так как не содержит специфики, требующей подхода, отличающегося от учёта обычных регулярных (не «разовых») налогов. Главной особенностью налога на сверхприбыль, вызвавшей необходимость выработки специального бухгалтерского подхода к его признанию и представлению в отчётности, оказалось отсутствие определенного налогового периода. Налог фактически уплачивается ретроспективно с доходов прошлых периодов, полученных ранее, с которых налог на прибыль по действовавшему законодательству уже был уплачен организацией в полном объеме. Поскольку федеральные стандарты бухгалтерского учета, ровно, как и международные стандарты бухгалтерской отчетности регулируют вопросы учета налогов на прибыль (доходы) в условиях, когда формирование налоговой базы обусловлено фактами хозяйственной жизни организации, имевшими место в отчетном периоде, БМЦ предлагает введение нового термина — «ретроспективных» налогов, соответственно и особый порядок их отражения.
Согласно Рекомендации БМЦ ретроспективный налог признается расходом по налогу на прибыль за тот период, в котором утверждены соответствующие изменения законодательства, с раскрытием (при существенности) в отчетности структуры расхода по налогу на прибыль обособленно и с пояснениями относительно отсутствия зависимости величины этого налога от показателя прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период.
В случае если законодательство предоставляет возможность снижения суммы ретроспективного налога к уплате путем его досрочной уплаты, организация признает расход по налогу до истечения срока досрочной уплаты в сумме, рассчитанной с учетом намерений и возможностей досрочной уплаты с актуализацией оценок на каждую дату изменений и отчетные даты.
В соответствии с разъяснениями Минфина РФ сумма налога на сверхприбыль, исчисленная налогоплательщиком в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 414-ФЗ, и сумма обеспечительного платежа по этому налогу, перечисленная налогоплательщиком в бюджет в соответствии с этой же статьей, отражаются в регистрах бухгалтерского учета записями 2023 года в составе оценочных обязательств. Фактические расчеты с бюджетом по налогу на сверхприбыль отражаются в регистрах бухгалтерского учета записями 2024 года. Оценочное обязательство по уплате налога на сверхприбыль признается в бухгалтерском учете в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Величина данного оценочного обязательства определяется налогоплательщиком с учетом, в частности, ожидаемой суммы налога на прибыль, рассчитанной в соответствии с Законом № 414-ФЗ, своих намерений относительно перечисления/неперечисления обеспечительного платежа в федеральный бюджет и реализации права на налоговый вычет. При обоснованном изменении намерений налогоплательщика и исходя из фактического перечисления/неперечисления обеспечительного платежа в федеральный бюджет величина оценочного обязательства по налогу на сверхприбыль может быть скорректирована на 31 декабря 2023 года. В 2024 году производится признание в учете обязательства по налогу на сверхприбыль (по налоговой декларации). Аналитический учет по синтетическим счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 96 «Оценочные обязательства», 99 «Прибыли и убытки» должен обеспечивать формирование, как минимум, показателей об объектах бухгалтерского учета, связанных с уплатой налога на сверхприбыль, подлежащих отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
К положительным сторонам этого нововведения можно отнести увеличение налоговых доходов бюджета. Это позволит увеличить бюджеты разных уровней, тем самым расширив спектр возможностей. Процедура взимания и исчисления налога прозрачна, а также сам налог коснется очень узкого круга организаций. Тем самым, будет произведено перераспределение доходов для оказания поддержки проблемным сферам экономики. К отрицательным же можно отнести увеличение налоговой нагрузки на предприятия.
Таким образом предлагаемые Минфином РФ и БМЦ варианты отражения налога на сверхприбыль разные. Следует учитывать, что рекомендации в области бухгалтерского учёта являются экспертным мнением соответствующих авторов и применяются на добровольной основе. В соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 при наличии спорных вопросов, не имеющих однозначного решения в нормативных актах, организации должны самостоятельно вырабатывать соответствующие решения и закреплять их в своей учётной политике.
Литература:
- Федеральный закон от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» // Официальное опубликование правовых актов URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040036 (дата обращения: 30.09.2023).
- Федеральный закон от 04.08.2023 N 415-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Консультант.Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453901/ (дата обращения: 01.09.2023).
- Введен налог на сверхприбыль // Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/news/1639935/ (дата обращения: 28.09.2023).
- Законопроект о налоге на сверхприбыль принят в I чтении // Интерфакс URL: https://www.interfax.ru/business/909331 (дата обращения: 29.09.2023).
- Минфин России разъяснил, как вести бухучет налога на сверхприбыль // Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/news/1648092/ (дата обращения: 28.09.2023).
- С 4 сентября 2023 года вступили в силу нормы НК РФ, позволяющие устанавливать разовые налоги // Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/news/1645701/ (дата обращения: 28.09.2023).