Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно–транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят их них. Дошкольники еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Существуют психофизиологические особенности поведения ребенка-дошкольника на дороге: дошкольники иначе, чем взрослые переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение только подходя к краю проезжей части.
Яркая эмоциональность — одно из основных различий взрослого человека и ребенка. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части. Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок рискует пересечь проезжую часть дороги, он недооценивает опасность небольших размеров — легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые пр иближаются с высокой скоростью.
Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и, наоборот, с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.
Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека.
У ребенка дошкольного возраста способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени.
Время реакции ребенка (время от н ачала обн аружен ия опасности до н ачала действия) зн ачительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6–0,8 сек, а у дошкольника 1,3–1,5 сек;
Все вышеперечисленые психофизические особенности ребёнка свидетельствуют о необходимости планомерной, систематической, целенаправленной работы по формированию у дошкольника основ безопасного поведения на дороге.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок должен хорошо знать:
– что такое дорога и каково ее предназначение, чем отличается проезжая часть от тротуара, зачем нужна обочина и пешеходный переход;
– н азвания транспортных средств и их отличия друг от друга;
– как регулируется дорожное движение (светофор и три его сигн ала; дорожные полицейские);
– основные правила дорожного движения, касающиеся правил движения по обочинам и тротуарам, перехода дороги на светофоре и пешеходном переходе;
– правила поведения в общественном транспорте, включая моменты посадки и высадки.
С какого же возраста и кто должен обучать этому малыша? При обучении детей в дошкольных обр азовательн ых учреждениях обучением занимаются педагоги, используя различные методические материалы: картины, плакаты, презентации, познавательные мультфильмы, сказки по ПДД. Самым любимым видом обучения для дошкольников является игра. Именно поэтому в современных детских садах устанавливается специальное оборудование, которое представляет собой уменьшенную копию дорог, перекрестков и пешеходных дорожек.
Переходя улицу нужно рассказывать ребёнку о том, где и как переходить проезжую часть, и о том, где это делать ни в коем случае нельзя. Важно не пугать дошкольника улицей, а объяснить ему что беспечность и невнимательность причина несчастий на дороге.
Задачи педагогов донести до своих воспитанников полезные знания, выработать потребность в соблюдении правил дорожного движения, подготовить к целесообразности действиям в сложной ситуации на дорогах, улице, способствовать активной пропаганде этих знаний среди родителей.
Наш город не является исключением и поэтому актуальность данной проблемы является самой первой ступенью в системе непрерывного образования. Последнее время ежегодно первого сен тября проводится городской день безопасности дошкольников и школьников. В этот день дети слушают «осторожн ые сказки», которые помогают н аучить детей осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, словом везде, где подстерегают опасности. Целью н ашей работы в дальнейшем является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.
Для закрепления дошкольниками правила дорожного движения была создана сказка на новый лад по правилам дорожного движения «Приключения Дяди Федора и его друзей в городе».
Цель: Расширение знаний о улице, дороге, перекрестке, светофоре, элементарных правилах передвижения по ним. Подведение к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Правила для пешеходов. Работа светофора.
Однажды Дядя Федор , кот Матроскин и Шарик гостили в городе у родителей Дяди Федора. Дядя Федор пригласил друзей в парк, чтобы поесть мороженого, попить лимонада, покататься на каруселях.
«С удовольствием, — сказали кот Матроскин и Шарик, — мы еще не были в парке и не катались на каруселях».
«Тогда собирайтесь», — сказал Дядя Федор.
Друзья вышли из дома, и пошли по тротуару, вдруг, прямо напротив арки Дядя Федор замедлил шаги и остановился.
«Почему ты остановился? Ты передумал идти в парк?» — спросил кот Матроскин.
«А вдруг машина из-под арки выскочит? Разве вы не зн аете, что когда подходишь к арке, к углу дома и вообще к любому месту, откуда может выскочить машина, надо остановиться и немного подождать. Если машины нет, то можно спокойн о идти», — ответил Дядя Федор.
«Вот в чем дело, — сказал Шарик, — а я и не знал. Хорошо, что ты мне сказал, теперь я буду осторожен , а то я всегда бегу сломя голову».
Вот друзья прошли еще немного, и на другой стороне улицы увидели парк с аттракционами и каруселями.
«Бежим скорей! — закричали Матроскин и Шарик — Нам нетерпится попробовать мороженого и сесть на карусель».
«Нет, что вы, здесь переходить нельзя, надо поискать «зебру», — спокойн о сказал Дядя Федор.
«Зебру? — удивился кот Матроскин , — зачем тебе какая-то «зебра»? Мы с Шариком твои друзья, а не «зебра»!»
«Нет, друзья, это совсем другая зебра, а ты, Матроскин , столько путешествовал по свету, и никогда не слыхал про зебру?»
«Это Шарик первый раз выехал в город из Простоквашино и он не знает про наземный переход, так н азывается зебра. Я даже знаю стихотворен ие про пешеходный переход:
Полезно знать для пешеходов
Обозначенье переходов.
Чтоб выбрать верный и прямой
Путь к школе, парку и домой!»
«Посмотрите, мы подошли к пешеходному переходу, здесь находится дорожный знак с изображением перехода», — сказал Дядя Федор.
«А почему переход называется зебра?» — спросил Шарик.
«Да потому, что этот переход полосатый: черная полоса, белая полоса, опять черная, потом белая, совсем как у зебры, только полоски нарисованы на асфальте. А вот и светофор, он поможет нам перейти через улицу: он скажет, можно переходить улицу или нет»
«А разве светофоры умеют говорить?» — удивился Шарик.
«Он нам не словами, а глазами скажет. У него есть три сигнала: красный, желтый и зеленый. Если горит красный глаз — идти нельзя — ответил Дядя Федор.
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит красным глазом-
Остановятся все сразу.
А зеленым подмигнет-
И машины и народ
Отправляются вперед»
«Мы тоже хотим выучить такие стихи про светофор» — сказали кот Матроскин и Шарик.
Пока друзья слушали Дядя Федора, загорелся желтый, машины стали тормозить, а затем и зеленый глаз светофора. Все машины остановились, и дядя Федор, кот Матроскин и Шарик спокойно перешли улицу, и зашли в ворота парка.