Библиографическое описание:

Мурсалимова Н. М. Жамбыл Жабаев – выдающийся поэт, акын-импровизатор // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 212-214.

Жамбыл — человек столетия. Акын импровизатор, вещавший суровую правду. М. О. Ауэзов говорил: «Жамбыл — самый ярчайший и даровитый певец нашей эпохи…»

Акын славил свой род, его батыров, его пастбища, табуны, отары и поносил род соперника. А вместе с родом и самого соперника. Он всегда одерживал победу, потому что воспевал только правду, ненавидел несправедливость и жестокость [1, с. 443].

Величие Жамбыла заключается в том, что он сумел стать как бы сознанием самого народа, на сложнейших этапах его исторического развития. В его поэзии, точно в зеркале, отразилась вся жизнь народа за целое столетие.

Акын не только услаждал слух своих соплеменников игрой на домбре и исполнением песен, но сочинял песни на злободневные темы.

Жамбыл обновлял традицию айтыса. Вот в чем победоносная его сила. В годы, когда рождалось и формировалось искусство

Жамбыла, в степи жили и вторили многие другие акыны, как например: Сюимбай, Сарбас и многие другие. Особенно широко стал известен айтыс между Жамбылом и Сарбасом, в котором освящается сказание о великой Домалак ане.

По одной из версии, ее имя происходит от персидского «Дихнат» «Святая Мать» впоследствии трансформировавшегося в Домалак (буквально «Круглая мать»), ее прозвали в народе из-за маленького роста, настоящее ее имя было Нуриля.

Домалак — Ана вошла в народную память как скромная, любящая мать, излучавшая свою любовь на всех детей. Она славилась незаурядным умом и мудростью, чистотой души и святостью. По народным рассказам, своими мудрыми решениями она примиряла враждующие племена, заглушала извечные обиды между ними. Кроме того, была ясновидящей, могла предвидеть будущее.

В айтысе, чтобы сбить с толку Жамбыла, волостные бии рода Дулат с Сарбасом задали следующие вопросы.

Джамбул, перед тем как ответить Сарбасу, сначала скажи: «Кто такая Домалак Ана? Почему ее сына звали Жарыкшак?» [2, c. 231].

Тогда Жамбыл ответил:

Песня смелая вспорхнула,

Воскрешаю в этой песне.

Образ матери чудесной,

Нашей славной Домалак.

Дочерью Макты — Мазана,

Наша Домалак была.

Третьею женой у бая,

Бай не уважал ее.

И не приближал ее,

Сары байбише любил он.

При себе держал ее,

Много было у него коней,

Не было счета табунам. [3, с. 114]

Сын киргиза Аккошкар просит благословенья у Домалак Ана. Жамбыл воспевает это так:

Сын киргиза Аккошар,

Домалак он так сказал.

Дай благословенье,

В смелом нападенье мне.

Нынче я у Байдабека,

Много угоню коней!

Коль благословишь меня,

Будет радость у тебя! [3, с. 101]

Она просит чтобы он оставил саврасого жеребца, который никого не подпускал к себе, не сажал, не катал, аркан тугой петлей, гордой шеи не сажал. Аккошкар выполняет ее просьбу и угоняет весь табун.

Она просит детей старшей жены Байдыбека они не гонялись за вором.

Дети, дети,

Вы за вором не гонитесь.

Зорьки утренней дождитесь,

Возвратятся кони к нам.

А в погоне злая вам,

Смерть, таяся угрожает!

Мольбам матери не вняв,

Ускакали сыновья.

Переправились за Сагу,

И наткнулись на засаду.

Сто киргизов — грозен крик,

Гонят молодцев в тупик.

Восьмерых они схватили,

Головы им отрубили. [3, с. 116].

В летописи Имантая Усыпулы было написано, что сыновья Байдыбека от старшей жены, не послушавшие Домалак — Ана пали, об этом воспевает Жамбыл в своем айтысе с Сарбасом. После того Байдыбек со своим аулом, перекочевал на землю Орта жуз и Киши жуз. [4, с. 16]

Здесь Жамбыл воспевает рождения сына Домалак:

Ночь глухая расступилась,

В небе зорька заискрилась.

С шумом рвутся из степей,

Косяки лихих коней.

Степь гудит от их копыт,

Пыль до облака летит.

Этим утром в новый стан,

С табунами Байдибека.

Вышел шумный караван,

Восемь суток не ночуя.

Шли без отдыха кочуя,

Лишь в просторах Орта — жуз.

Сняли вьюков тяжкий груз,

В схватках бьется Домалак.

Путь — дорога тяжела,

В муках тяжких в этот полдень,

Мать ребенка родила.

Мальчику дают имя Жарыкшак, потому что у него на голове был изъян:

На головке след багряный

На головке сына — рана

Признак ненависти зла:

Мать душою поняла

Сары байбише — колдунья

Эту рану нанесла.

В то время у Киши жуз был умный знахарь, увидев мальчика, он осматривает его.

Он младенца осмотрел,

След руки чужой холодной.

На чем его узрел,

Рану молча он омыл.

И заботливо укрыл,

Костью серой черепахи.

Так спасен ребенк был,

Девяносто дней прошло.

Что болело зажило,

И поправился младенец.

Только шрам покрыл чело,

Выжил маленький казах.

Рада сыну Домалак,

Шрам носящему младенцу.

Дали имя Жарыкшак,

Был он в славе у степей.

Трех могучих сыновей,

Жарыкшак имел при жизни.

От возлюбленной своей,

Был один из них Албан.

Был второй из них Суан,

Третий назван был Дулатом.

Так родившийся когда-то,

К нам дошел старинный сказ.

И живет он в добрый час,

В поучение для нас.

А о нашей Домалак,

Стал сказаньем каждый шаг.

Вся она для нас легенда,

Мать родная — Домалак! [3, с.118].

Великий акын Жамбыл так воспел мудрость, величие, чистоту души святой матери «Домалак».

Именно после айтыса Жамбыла с Сарбасом широко распространилось среди народа сказание о Домалак Ане. Доказательство тому. «Сказ о Байдибек би из Старшего жуза», автором которого является Жайлаубекулы Бузаубай, родом из совхоза «Целинный», Семиозерского района Кустанайской области. В своем сказании он говорит:

Услышав о прошлом,

О роде нашем.

Из уст Жамбыла,

О великой Домалак,

Нам легенда и сейчас. [5]

Рукопись сказания хранится в хранилище рукописей Центральной научной библиотеки, в отделе «Казахские сказания» Также в сказании рассказывается об истории казахского народа на рубеже XV-XIX в. Сказ идет о том, как Керей и Жанибек образовали казахское ханство, о разделении казахов на три жуза, о традициях и обычаях казахского народа. Сказание было записано в стихотворной форме арабскими буквами на четырех тетрадях в 1953–73.

Почти 100 лет прожитых своих дней, Великий поэт Жамбыл, 85 из них посвящает поэзии. Его произведения обладают свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описания, сравнений — составляют неповторимые черты его личности, его стиля и вкуса.


Литература:

  1. Ауэзов М. Шығармаларының он екі томдық жинағы. Алматы, 1962. 11-том.

  2. Садырбайұлы С. Фольклор және Жамбыл. Алматы: Ана тілі, 1996.

  3. Ж.Жабаев Екі томдық шығармалар жинағы. Алматы. 1982

  4. Ергөбеков Қ. Бәйдібек баба мен Домалақ ана. Шымкент: Жібек жолы, 1999.

  5. ОҒК:Қ. 1757. Қазақ шежіресі.



Основные термины (генерируются автоматически): Похожая статья, Домалак Ана, великой Домалак, казахского народа, старшей жены, великой Домалак ане, Сын киргиза, обычаях казахского народа, истории казахского народа, рождения сына Домалак, вещавший суровую правду, старшей жены Байдыбека, Сын киргиза Аккошкар, Образ матери чудесной, аркан тугой петлей, Сын киргиза Аккошар, славной Домалак, российского востоковеда М.Гаврилова, волостные бии рода, землю Орта жуз.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос