Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (49) февраль 2013 г.

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Ширин, Мудирзаре. Занятость матерей и социальная адаптация их детей в период учебы на примере общеобразовательной школы №3 района Караджа / Мудирзаре Ширин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6206/ (дата обращения: 29.03.2024).

В статье рассматривается влияние занятости матери на ситуацию в семье, на процесс воспитания детей, адаптацию членов семьи, а внутрисемейные взаимоотношения. В данное исследование были включены материалы изучения всех учащихся обоего пола общеобразовательной школы №3 города Караджа, 1389-90 учебного года. По мнению автора, дети работающих матерей более уверены в себе, так как имеют чувство защищенности и самостоятельности, и в будущем могут получить лучшее образование.

Ключевые слова: адаптация, семья, воспитание, дети, работа, мать, взаимоотношения.

In article influence of working mother on surrounding the family environment, education of children and adaptation of family members, and also their relationship is considered. All studying boys and girls of comprehensive school of 3 cities of Karadzha, were included 1389-90 academic years in this research. According to the author, children of working mothers, sure persons have feeling security and independence, and in the future can get the best educations.

Keywords: adaptation, family, education, children, work, mother, relationship.


Введение

Человек в различные периоды своей жизни неизбежно взаимодействует с другими людьми. В зависимости от бытовых социальных условий, сложившиеся социальные нормы, ограничения, общественные нравы и обычаи оказывают прямое воздействие на состояние человека. Чтобы защитить себя и удовлетворить свои потребности, человек старается приспособиться к окружающей среде (Карин, (Kiryn) 2006). Учитывая то, что любое общество имеет свои ценности, нормы, убеждения, условия обитания в социальной среде, адаптация человека к окружающей его среде становится жизненной необходимостью (Кармел, 2007). Если рассмотреть поведение человека любого возраста на протяжении всего времени его жизни, то обнаруживается, что большую часть времени его поведение направлено на удовлетворение своих физических, духовных или социальных потребностей (Шафеи Абади, 1385). Процесс обеспечения данных потребностей носит всеобщий характер (Шарма, 2009). Адаптация происходит под влиянием жизненных факторов, в зависимости от которых находятся особенности функционирования человека, как части социума, его поведение в доме, школе, рабочей среде и в обществе. Важную роль в деле гармоничного воспитания человека играет семья (Макдоналд, 2006). Из «семейных» факторов, влияющих на приспособление человека к окружающей среде, можно перечислить присутствие родителей в семье и их роль, взаимоотношения родителей, наличие между ними понимания, количество детей в семье, отношения между родителями и детьми, зятем и свекровью (Аура, 2008). Ученые убеждены в том, что, среди членов семьи, мать несет основную долю ответственности. Действительно, чувство собственной безопасности ребенка, его уверенность или неуверенность в своих действиях и поступках, берут начало в его отношениях с родителями. В случае если эти взаимоотношения неблагоприятны, то в жизни ребенка появляется оттенок отчаяния, элемент недоверия, несовместимости с людьми (Вихнер 2007). Экономическое и социальное развитие последних лет, поступательное развитие общества, стали поводом для того, чтобы женщины, по сравнению с прошлыми годами, стали проявлять большую активность в сфере социальной деятельности и участвовать в экономическом обеспечении семьи (Slobi, 2003). Другими словами, все большее количество работающих женщин способствует появлению изменений в распределении семейных обязанностей, что повлияло на отношения между членами семьи, на будущее обучение и работу, на личное и социальное развитие, а также на гармонию в ходе процесса социализации детей (Ли, 2006). Занятость матерей и возникшая в связи с этим ситуация относительно воспитания ребенка является значительным основанием для социального исследования (Ахди, 1381). Учитывая воспитательную и обучающую роль матерей, их работа за пределами семьи безусловно является темой для исследований. Обзор литературы и результаты исследований показали, что дети работающих матерей более уверены в себе, имеют чувство защищенности и самостоятельности, стараются получить лучшее образование. Результаты исследований Тахери (1382), Услуби (2003), Авро (2008) соответствуют этим выводам. Тем не менее, некоторые исследования, также связанные с влиянием работающих матерей на процесс социализации детей, показали несколько иные результаты (Ибрагим, 1382, Такви, 1381, Тейт, 2006). Учитывая опыт предыдущих исследований, мы попытаемся ответить на вопрос о том, влияет ли занятость женщины вне дома на гармонию в семейных отношениях, психическое здоровье, социальное соответствие и эмоциональный уровень детей?

Статистика. Метод отбора и примеры.

Согласно информации полученной с помощью опроса, изменения не происходят сами по себе. В ходе работы использован наиболее оптимальный, на наш взгляд, сравнительный метод. В данное исследование были включены все учащиеся общеобразовательной школы №3 города Караджа, обоего пола, 1389-90 учебного года. В целом в учебных государственных учреждениях 3 района города Караджа, обучаются более 6487 учащиеся девочек и мальчиков. Для оценки необходимого количества респондентов использовалась формула . На основании данной формулы, необходимое количество было определено и составило 294 человека. Но, с учетом возможных потерь информации, количество изученных примеров составило более 300 человек. Отбор респондентов был произведен в несколько этапов методом случайной выборки.

Инструментарий

В качестве основного инструмента в данном исследовании выступил анкетный опрос. Анкета состояла из более чем 160 вопросов, каждый из 32 ее разделов был посвящен конкретной области исследования. Это такие области как: адаптация в семейной среде, адаптация в обществе, здоровье, занятость матери. В целом данный эксперимент дает нам некую общую картину и показывает сложившиеся нормы. Учитывая то, что это исследование связано с нормой адаптации подростков 11-14 лет, основной целью опроса стало выяснение проблем, имеющих отношение к адаптации, опросный лист был сокращен до 128 пунктов. Общая оценка за каждый положительный ответ предоставлена под номером 1, а каждый отрицательный ответ показан под номером 0.

Результаты

Целью данного исследования было изучение взаимоотношений и выявление степени согласия между работающей матерью и ее детьми. Предметом исследования стала выявление образцовой семьи. При этом учитывались некоторые взаимосвязанные изменения, такие как соотношение между девочками и мальчиками, занятость матери и т.д. Также принимались во внимание сходства и различия, количество членов семьи в двух группах с учетом вида занятости матерей, а также тип рассматриваемой семьи, проводился параметрический тест. Для верификации гипотезы исследования использовался двухфакторный анализ.

Гипотеза 1. Влияние занятости матерей вне дома на общие нормы гармоничного развития девочек и мальчиков, подростков в различные периоды.

Анализ для сравнения средних показателей мальчиков и девочек с точки зрения общей занятости матери и согласованности.

источник перемен

сумма

множение

степень свободы

df

среднее

множимое

F

Значительный

уровень

sig

пол

032/16006

1

032/16006

095/181

000/0

занятость

432/258

1

432/258

924/2

088/0

пол * занятость

432/14271

1

432/14271

469/161

000/0

Уровень значимости 0,05 = α, материнской занятости и пол оказывает влияние на общую гармонию детей.

Статистические показатели, работающей матери и принадлежность к определенному полу ее детей.

пол

занятость матери

средняя

Std. Error

95% доверительный интервал

Lower Bound

Upper Bound

сын

занятые

000/47

124/1

788/44

212/49

не работающие

643/36

124/1

431/32

855/36

девочка

занятые

843/47

124/1

631/45

055/50

не работающие

043/64

124/1

831/61

255/66

Уровень общей гармонии девочек, у работающих матерей, больше чем у мальчиков.

Гипотеза 2. Влияние занятости матерей вне дома на уровень гармоничного развития детей и подростков обоего пола в период учебы варьируется.

Анализ для выявления среднего значения показателя гармонии в семейной среде девочек и мальчиков.


источник перемен

общая площадь

степень свободы

df

средний

множитель

F

значительная степень

sig

пол

629/1390

1

629/1390

395/146

000/0

работают

229/78

1

229/78

235/8

004/0

пол * работающих

857/2172

1

857/2172

742/228

000/0













Уровень значимости 0,05 = α, работающей матери и пол влияет на уровень гармонии в семейной среде.

Статистические данные по работающим матерям и принадлежность к определенному полу детей относительно гармонии в семейной среде.


пол

занятость матерей

средний множитель

Std. Error

95% доверительный интервал

Нижняя

граница

Верхняя граница

мальчики

аютработ

789/12

368/0

061/12

511/13

не

работают

271/8

368/0

546/7

997/8

девочки

аютработ

671/11

368/0

946/10

397/12

не

работают

300/18

368/0

575/17

025/19


Уровень гармонии в семейной среде у мальчиков с работающей матерью, больше чем у девочек.

Гипотеза 3. Влияние занятости вне дома работающей матери на уровень гармонии и социального здоровья подростков, девочек и мальчиков в период учебы варьируется.

Анализ для выявления среднего значения уровня адаптации и социального здоровье подростков, девочек и мальчиков.


Источник

перемен

общий множитель

степень свободы

df

средний

множитель


F

значительная

степень

sig

пол

914/768

1

914/768

293/78

000/0

работающие

914/54

1

914/54

592/5

019/0

пол * работающих

414/802

1

414/802

704/81

000/0


Таким образом, общий средний коэффициент адаптации в семейной среде и уровень социального здоровья у мальчиков равен 1.544, что больше чем в среднем у девочек. С другой стороны средний уровень гармонии в семье у девочек равен 2.389, что больше чем у мальчиков. Данная средняя разница прослеживается в трех других переменных и в целом разность коэффициента общей адаптации у девочек на 0,843 больше чем у мальчиков.


Заключение

1. В процессе верификации первой гипотезы, основанной на влиянии работающих вне дома матерей, имеется различие в норме общей адаптации подростков девочек и мальчиков. Полученные результаты показали, что занятость матери и принадлежность ребенка к определённому полу влияет на процесс общей адаптации детей. Общее согласие девочек, больше, чем у мальчиков. Результаты исследования Камоли (1387), Фарси (1386) соответствует результатам данного исследования. Однако в настоящее время, некоторые результаты последних исследований не соответствуют данной гипотезе. Вероятно, эти результаты можно соотнести с условиями воспитания и социальными стандартами Ирана. Известно, что в некоторых иранских семействах девочки воспитываются в духе послушания и лучше приспособляется условиям.

2. Результаты анализа данных по второй гипотезе основаны на том, что влияние работающих матерей на уровень гармонии девочек и мальчиков в семейной среде варьируется в разных периодах учебы. В материалах представлено, что работающие матери и принадлежность ребенка к определенному полу воздействует на гармонию в семейной среде. Также результаты показывают, что норма адаптации в семейной среде мальчиков с работающей матерью больше чем у девочек. Бейдли Номни (1382) и Комбир (2008) в своих исследованиях пришли к выводу, что мальчики с работающими матерями адаптируются лучше, чем девочки. Вероятность этого может быть связана с особенностями иранской культуры, так как в культуре нашего общества от мальчиков ожидают умения принимать ответственность за членов своей семьи и защитить их при различных обстоятельствах. Следовательно, в случае отсутствии матери дома они стремятся защитить членов семьи и опекать их, что становится основанием для большей их адаптации в семейной среде.

3. Третья гипотеза основана на том, что влияние занятости матери на норму слаженности психического здоровья девочек и мальчиков различается в период общеобразовательной учёбы. Согласно результатам работающая мать и принадлежность к определенному полу воздействует на слаженность психического здоровья. Также результаты показали, что норма слаженности психического здоровья у девочек с работающей матерью лучше чем у мальчиков. Другие исследователи Гулаид Балди (1989), Мирзаджани (1372) в своих исследованиях также рассмотрели подобную связь. Возможным доказательством этого может послужить тот факт, что согласно потенциальной социальной роли, мальчики в обществе «заявлены» больше чем девочки, это может быть связано с культурными нормами. Следовательно, мальчики вынуждены в большей степени проявлять себя, нежели девочки, и это положительно сказывается на психическом здоровье.


Литература

  1. Ибрагим Али. Исследование влияния работающей матери на социальную адаптацию девочек в общеобразовательной школе в Тегеране. Кандидатская диссертация. Аршад, 1382

  2. Ахди Номи. Возрастная психология (основные понятия в психологии, молодежь и подростки), Изд. Бунеди, Тегеран, 1381.

  3. Biedl Номи. Отношения между действием семьи и общественное индивидуальное согласованность 3 района Тегеран. Магистерская диссертация, 1382.

  4. Тобиш Фатима. Связь между работающей матери и уровень образования матери социальной адаптации учащихся в Тегеране, 1386.

  5. Таќви Али. Исследования влияния работающей матери на детскую социальную адаптацию и успеваемости детей в городе Домаган. Магистерская диссертация. 1381.

  6. Шафи Абади Абдулла. Материалы воспитания детей. Изд. Самт, 1383.

  7. Тахери Захра. Исследование влияния работающей матери на детскую успеваемость, кандидатских диссертаций, 1382. в районе 3 школы города Мешхед, 1386.

  8. Камали Фарёби. Исследование влияния работающей матери на меру гармонии девочек в период учебе в общеобразовательной школе. Тегеран, 1387.

  9. Мусави. Влияние работающей матери и норма приспособлении учащихся школы Ахваз, магистерская диссертация, 1388.

  10. Aura. Gacksons. Effects of maternal employment on single back and their young children, journal of psychology somatic research, vol, 2008

  11. Bold Glaid. Relation between social and emotional adjustment of children at age of eleven to fourteen. 2000

  12. Burchinal, Lee. Parents attitude and adjustment of children // The Journal of Genetic Psychology. #92. 2003. p. 69-79.

  13. Combir. Adjustment and the effect of mothers job // Journal of Psychology. 2008

  14. Karmel, John. Effect of employed mother on their young children,// Journal of Psychology Research. 2007

  15. Keryn،Jone. Parent attitute and adjustment of adult child // The Journal of Genetic Psychology. 2006

  16. McDonald, David. Social and emotional adjustment and family relation in rural minority families. Collected works – General. U.S: New Jersey. 2006

  17. Scharma. Family journal of the family psychology . 2009

  18. Sloubi Relation between academic achievement and social adjustment :Evidence from Chinese children journal Article ,China, Shanghai . 2003

  19. Tate Anna. All on family،the journal of the family psychology . 2006

  20. Wehner. Lack of relationship between mother and children. London University. 2007

Врезка2

Основные термины (генерируются автоматически): работающая мать, семейная среда, мальчик, пол, девочка, тегеран, занятость матери, общеобразовательная школа, психическое здоровье, уровень гармонии.


Похожие статьи

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

ребенок, страх, семья мигрантов, родитель, уровень тревожности, уровень страхов, вынужденная миграция, психическое здоровье, высокий уровень тревожности, эмоциональная сфера.

Психологический климат в семье как фактор формирования...

Мальчик, смотря на отца, вырастет мужественным. Он будет защищать девочек, помогать им. Девочка, подражая своей матери

Когда родители повышают голос друг на друга, у ребенка появляется тревога и волнение, что в дальнейшем будет влиять на его психическое здоровье.

Раннее материнство как социальный феномен | Статья в журнале...

Проблема раннего материнства обуславливается не только личностными особенностями матери — подростка, а также зависит от микросоциума, уровня и качества жизни и в целом от множества факторов, оказывающих влияние со стороны внешней среды.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

а) наличие общего семейного бюджета

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных

В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только мать.

Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка

На формирование личности ребенка влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи.

Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его

- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка в семье

4) Влияет ли, пол и возраст детей на отношение родителей. 5) Кого больше выделяют в семье респондента.

в некоторых случаях даже снисходительное отношение к путям развития ребенка, является одним из важных факторов будущего психического здоровья личности.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Она обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую

Социально-экономический фактор, то есть занятость родителей на работе, имеет большое значение.

В семейном более значимая, и глубинная роль принадлежит матери.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе «мать...»

Трудовая занятость (работающая/временно безработная/домохозяйка).

Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 1. 23. Резников М. К. Интерпретация психологического состояния матерей детей с патологией психического развития / Резников...

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

Такая разница в уровне успешности обучения детей разного пола в начальной школе связана с

С мальчиками на одних алгоритмах работать невозможно.

Основные термины (генерируются автоматически): мальчик, девочка, пол, особенность, игра, образовательный...

Похожие статьи

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

ребенок, страх, семья мигрантов, родитель, уровень тревожности, уровень страхов, вынужденная миграция, психическое здоровье, высокий уровень тревожности, эмоциональная сфера.

Психологический климат в семье как фактор формирования...

Мальчик, смотря на отца, вырастет мужественным. Он будет защищать девочек, помогать им. Девочка, подражая своей матери

Когда родители повышают голос друг на друга, у ребенка появляется тревога и волнение, что в дальнейшем будет влиять на его психическое здоровье.

Раннее материнство как социальный феномен | Статья в журнале...

Проблема раннего материнства обуславливается не только личностными особенностями матери — подростка, а также зависит от микросоциума, уровня и качества жизни и в целом от множества факторов, оказывающих влияние со стороны внешней среды.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

а) наличие общего семейного бюджета

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных

В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только мать.

Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка

На формирование личности ребенка влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи.

Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его

- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка в семье

4) Влияет ли, пол и возраст детей на отношение родителей. 5) Кого больше выделяют в семье респондента.

в некоторых случаях даже снисходительное отношение к путям развития ребенка, является одним из важных факторов будущего психического здоровья личности.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Она обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую

Социально-экономический фактор, то есть занятость родителей на работе, имеет большое значение.

В семейном более значимая, и глубинная роль принадлежит матери.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе «мать...»

Трудовая занятость (работающая/временно безработная/домохозяйка).

Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 1. 23. Резников М. К. Интерпретация психологического состояния матерей детей с патологией психического развития / Резников...

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

Такая разница в уровне успешности обучения детей разного пола в начальной школе связана с

С мальчиками на одних алгоритмах работать невозможно.

Основные термины (генерируются автоматически): мальчик, девочка, пол, особенность, игра, образовательный...

Задать вопрос