Библиографическое описание:

Сафиязова Д. Ж. Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 399-401.

Целью высшего образования является подготовка высокопрофессиональных, конкурентоспособных квалифицированных кадров, способных обеспечить социально-экономическое и культурное развитие нашей страны, самостоятельно работать по избранной специальности в условиях рыночной экономики.
В свете современных требований к образованию и воспитанию, сформулированных в Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан, особую актуальность приобретает воспитание у студентов потребности в самообразовании, формировании навыков работы с книгой, развитие самостоятельности мышления, умений защищать и отстаивать свою точку зрения, пользования справочной литературой [1, с.35].
Обучение русскому языку как неродному должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить решение коммуникативных задач, возникающих в реальном речевом общении.
Одной из основных сфер коммуникации для студента института физкультуры является профессиональная сфера. И поэтому обучение навыкам работы с литературой по специальности служит важнейшей составляющей профессионализма и залогом высокого уровня профессиональной готовности выпускника вуза.
Объем и содержание учебного материала должны приводиться в соответствии с содержанием профильных и смежных изучаемых дисциплин, социальных и профессиональных потребностей студентов.
Установление межпредметных связей является одним из стимулов повышения интереса студентов к русскому языку. Роль преподавателя специальной дисциплины заключается в постановке перед студентами таких познавательных и учебных задач, для решения которой им необходима дополнительная литература на русском языке, а роль преподавателя русского языка заключается в обучении студентов в работе с этой литературой, в выработке у них соответствующих умений и навыков.
Первокурсники имеют еще очень слабые представления о необходимых профессиональных компетенциях. Поэтому вся ответственность по подбору информации, акцентирование важности деталей или обобщения, мотивация студентов к осуществлению учебной деятельности лежит на преподавателях всех изучаемых дисциплин. Учебные тексты, проблемы для обсуждения, материалы для творческих проектов и заданий отбираются преподавателем языка в контексте решения практически и личностно значимых учебных и будущих профессиональных задач.
Чтение как вид речевой деятельности в неязыковом вузе приобретает особое значение, являясь основным источником информации по специальности и источником получения знаний для самообразовательных целей.
В связи с этим мы предполагаем одновременную работу по трем параметрам: работа над учебными текстами; использование на занятиях дополнительных источников; внеаудиторное чтение.
Текст, как средство для усвоения языка и важный источник знаний, позволяет ввести в практику преподавания принцип комплексной подачи материала.
Программа по русскому языку в УзГИФК рассчитана на студентов, окончивших школу с нерусским языком обучения. Она составлена таким образом, что в I семестре студенты должны овладеть навыками общения на русском языке в бытовой и социально-культурной сферах. Предусматривается изучение лексических тем, таких как «Великий и могучий русский язык», «Наша семья», «Моя биография», «Распорядок дня — мой помощник», «Моя родина — Узбекистан», «Живопись — отражение жизни народа». Но, несмотря на это, профессиональная направленность вуза учитывается на каждом занятии. Так, при прохождении темы «Наша семья» студентам предлагается работа с дополнительным материалом «Лучшая спортивная семья». Можно предложить самостоятельно подготовить небольшое сообщение о семье известного спортсмена или тренера.
II семестр включает профессионально ориентированный текстовой материал с общеспортивной и терминологической лексикой и рассчитан на работу со специальными текстами: «История физической культуры», «Петр Францевич Лесгафт», «Физическая культура», «Спорт», «Специалист по физической культуре и спорту — престижная профессия», «Здоровый образ жизни», «Валеология — учение о здоровье и здоровом образе жизни», «Этика взаимоотношений тренера и спортсмена», «Личность и спортивный коллектив» и т. п.
При чтении нами большое внимание уделяется развитию таких навыков и умений работы с учебным текстом, как уметь читать и понимать текст, уметь находить в нем главную информацию; научиться полно и кратко излагать содержание прочитанного текста; уметь делить текст на смысловые части, озаглавить их; уметь составлять вопросы к тексту, отвечать на них с опорой на текст и без нее.
В результате успешного овладения материалом данной программы студенты должны приобрести навыки общения на русском языке не только в бытовой и социально-культурной, но и в профессионально-коммуникативной сферах общения.
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, получение высокой профессиональной квалификации и поддержание ее на должном уровне возможно на основе применения новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого. Это требует внедрения в учебный процесс интерактивных методов обучения.
Инновационная деятельность преподавателя связана с внедрением в образовательный процесс новых педагогических информационных технологий, обеспечивающих механизмы интеграции образования с наукой и производством.
Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, профессиональному и личностному росту, развитию. Успех и эффективность нового процесса познания зависит от умения педагога направить взаимодействие обучаемых на выработку совместного решения, от того, как он умеет исправлять ошибки, устанавливать обратную связь, создавать открытые, доверительные отношения с обучающимися. Важная роль принадлежит жестам, позам, мимике.
В условиях нового процесса познания меняются функции и роли преподавателя и студента на занятии. Многие исследователи выделяют следующие роли преподавателя: руководитель, наставник, советник, организатор, полноправный участник процесса познания вместе с обучаемыми. Роли обучаемых: исследователь, учащийся, активно участвующий в процессе познания вместе с преподавателем
К инновационным методам обучения можно отнести: программированное обучение; методы, связанные с достижениями науки и техники: применение компьютеров, метод конкретных ситуаций, деловых игр, погружения [4, с.13].
На занятии по обучению языку особое место занимают такие формы, которые обеспечивают активное участие каждого студента, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека проявляются в полной мере. Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на языке обучения, то она открывает богатые обучающие возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:
  1. совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения);
  2. в игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы);
  3. каждая игра имеет близкий результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели [3, с.202].
Подготовка специалистов по физической культуре и спорту требует применения этих педагогических технологий и интерактивных методов обучения, так как специфика работы будущего педагога, тренера по спорту связана с проблемами интеллектуального развития, активного обучения, развития творческой личности.
Наиболее распространенными педагогическими технологиями, используемыми нами в образовательном процессе обучения русскому языку, являются: проблемное преподнесение материала; ситуативные и деловые игры: «Кто быстрее», «Мое мнение»; обсуждение за «круглым столом»; кластеры; «снежный ком»; блиц-опрос; диалоги и полилоги; диспуты.

В качестве примера можно привести некоторые инновационные методы обучения, используемые нами на занятиях русского языка.

После изучения темы «Живопись — отражение жизни народа» можно провести деловую игру «Спорт в живописи». Распределяются роли: туристы, журналисты, художники. Предлагается ситуация: группа туристов пришла на выставку молодых художников, изображающих спорт. После посещения выставки они приглашаются на пресс-конференцию с художниками. Возможные реализации: Скажите, почему вы выбрали объектом своих картин спорт? Какое место спорт занимает в вашей жизни? В каких еще жанрах живописи вы работаете? Ваши творческие планы? Обсуждение: Мне кажется, что картины наиболее точно передают состояние спортсмена во время соревнований, тренировок. Очень ярко и эмоционально показан миг побед. Картины красочны, хорошая игра света и тени, правильно подобранные краски позволяют полностью передать внутренний мир спортсмена.

В конце игры преподаватель дает оценку суждениям студентов и подводит итоги.

Во время изучения темы «Современный специалист должен быть образованным, деловитым и интеллигентным» студентам предлагается ситуационная мини-игра «Мое мнение». Ход игры: в игре принимает участие вся группа. Каждый студент высказывает и аргументирует свое мнение по поводу предлагаемых ситуаций:
  1. Футболист забил мяч в ворота противника. Гол!!! Он бежит по стадиону, размахивая руками и выкрикивая какие-то слова. На него набрасываются, бурно выражая свою радость, товарищи по команде, устраивают некрасивую, безобразную свалку на футбольном поле…
Ваше мнение?
  1. Две команды футболистов борются на поле за выход в финал. Тренеры этих команд ведут себя по-разному: один стоит неподвижно, напряженно наблюдая за игрой, изредка давая указания.
Другой — мечется у края футбольного поля, громко кричит, давая указания, хватается за голову, когда футболисты играют неудачно…
Ваше мнение?
Преподаватель проводит дискуссию сначала по первой ситуации, затем по второй (желательно в форме спора).
Студенты отстаивают свое мнение и с помощью преподавателя приходят к правильному выводу в соответствии с требованиями норм этики [2, с.27].

Конкретные профессиональные ситуации усиливают интерес обучаемых к занятиям, в результате чего ускоряется процесс приобретения новых навыков и практических знаний.

Таким образом, использование разнообразных методов и приемов работы при обучении русскому языку направлено на формирование у студентов умений и навыков профессионального общения на русском языке, что позволит им в дальнейшем стать высококвалифицированными специалистами в профессиональной сфере.

Литература:
  1. Национальная программа по подготовке кадров. — Т.: Шарк. 1997. — С.35.
  2. Быкова А. Л., Сафиязова Д. Ж.. Сборник заданий интерактивной направленности: Учебно-методическое пособие по практическому курсу русский язык. — Т.: 2011. — С. 27
  3. Малявская И. К. Интерактивные игры на уроках английского языка как средство введения лексического материала. Интерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам: материалы международной научно-практической конференции, проводимой в рамках Программы Темпус IV, 6–8 октября 2010 г. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова». 2010. — C. 201–202
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центp “Академия”. 2002. — С.12–13
Основные термины (генерируются автоматически): русскому языку, обучении русскому языку, русском языке, обучения иностранному языку, языку будущих специалистов, методов обучения, методы обучения, интерактивных методов обучения, инновационные методы обучения, физической культуре, русскому языку будущих, процесса познания, обучения русскому языку, нового процесса познания, Обучение русскому языку, обучении иностранному языку, иностранному языку будущих, роли преподавателя, преподавателя русского языка, обучению языку особое.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос