Библиографическое описание:

Жадан В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 359-362.

В статье рассматривается международное право во взаимодействии с внутригосударственным правом, определяется значение изучения его в вузах с акцентированием на Концепцию внешней политики РФ и выделением аспектов: политического, мировоззренческого, общеправового, специально-правового и др.

Ключевые слова: международное право, взаимодействие, внутригосударственное право, значение изучения, Концепция внешней политики РФ, аспекты.


В педагогической литературе вопросам использования активных, проблемных и иных методов и приемов обучения, практической направленности и другим вопросам преподавания юридических дисциплин посвящено немало публикаций [5], что ни в коей мере не лишает нас продолжить изучение проблем юридических дисциплин. Предметом нашего исследования будут вопросы, характеризующие международное право и его значение при изучении в высших учебных заведениях (далее — вузах).

Международное право (далее — МП) занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, учитывая, что регулирует межгосударственные и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения, которые в целом определяются существованием системы международно-правовых норм, отличительной от системы внутригосударственного права, и обеспечивает подготовку студентов по направлению подготовки и специальности «Юриспруденция». При этом оно имеет дело с самостоятельным правовым комплексом, нормы которого устанавливаются посредством согласованного волеизъявления государств, а реализуются как в международном сотрудничестве, так и во внутригосударственной сфере.

В юридической энциклопедии МП (лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law; фр. droit des gens) определяется как понятие, которое чаще применяемое для обозначения международного публичного права и представляет собой систему юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений в сферах межгосударственного сотрудничества и определяющих их взаимные права и обязанности [7]. Не вдаваясь в научную дискуссию об использовании указанных терминов для определения МП, мы согласны с общепризнанной научной позицией, что термины и понятия «международное право» и «международное публичное право» являются синонимами [6, с. 6].

Как было отмечено выше, МП занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, так как регулирует межгосударственные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения. При этом особенности профилей вузов определяют задачи и методику преподавания МП и предполагают детерминированный подход к проблемам, рассматриваемым в рамках указанной дисциплины. Проблемы и особенности методики преподавания МП требуют самостоятельного исследования.

Современное МП часто называют правом Устава Организации Объединенных Наций (далее — ООН) [1, с. 17]. И действительно именно Устав ООН определил принципы, Декларация о принципах МП (1970 г.) их закрепила, а Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — Хельсинский акт СБСЕ, 1975 г.) дополнил и внес ряд новых основополагающих принципов МП, которые являясь его общими нормами, имеют наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, определяют общие правила поведения субъектов международных отношений. Тем самым принципы МП выражают и охраняют комплекс важнейших общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие ценности, как неприменение силы или угрозы силой, мир и сотрудничество, суверенное равенство государств, уважение прав и свобод человека и т. д. Принципы являются базисом международного правопорядка и они определяют его политико-правовой облик, являются критериями международной законности. Более того служат идейной основой функционирования и развития МП.

Общепризнано, что МП представляет собой самостоятельную правовую систему и обладает значительным своеобразием. При этом оно не может существовать отдельно от других отраслей права и внешних влияний. Аналогичным образом и внутригосударственное право любого государства не может не подвергаться влиянию как зарубежных правовых систем, так и МП.

В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее — РФ, Россия) предусматривается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [3, с. 8]. Из этого следует, что международные принципы, нормы и международные договоры, ратифицированные РФ является частью ее правовой системы, а положения МП имеют преимущественную силу в случае расхождения с внутригосударственным правом.

Система МП и система внутригосударственного права не существуют отдельно друг от друга и объясняется это прежде тем, что основными субъектами МП выступают государства. Общеизвестный факт, что на нормообразование в МП оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Государства при согласовании своих воль способны заключать международные договоры между собой, а значит, они являются, по сути, создателями (творцами) международно-правовых норм. В этом случае государства одновременно являются субъектами как внутренней, так и международной политики. В ходе осуществления международной политики государства учитывают внутригосударственные факторы (в том числе и внутреннее законодательство, прежде всего конституцию), а при осуществлении внутригосударственной деятельности обязаны учитывать обязательные для него нормы МП. Россия проводит миролюбивую и добрососедскую международную политику, как со своими ближайшими соседями, так и с другими государствами.

В свою очередь, МП влияет на внутригосударственное право (национальное законодательство). Во многих государствах ратифицированные международные договоры становятся частью национального законодательства (в нашем случае российского) и тем самым развивают соответствующие отрасли права и юридические науки. Более того в законах многих стран мира устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международным договором, то предпочтительную силу имеет международный договор. В этом случае государства не могут ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюдения ими международных договоров (обязательств). Ратифицированные государствами международные договоры должны ими добросовестного выполняться.

Закономерны вопросы: каково место МП в правовой системе РФ, в системе российского законодательства, в системе юридических наук, его значение при изучении в вузах? На первые из вышеуказанных вопросов в литературе достаточно имеется научных публикаций, чего не скажешь в части значения МП при изучении в вузах.

Значение изучения МП в вузах (не только юридического направления, профиля) определяется рядом аспектов. Прежде всего, следует назвать политический аспект, который можно определить через анализ Концепции внешней политики РФ (далее — Концепция). Концепция представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. При этом правовую базу Концепции составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ и другие аналогичные документы. Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления общей ситуации вокруг России, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций России проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений РФ с окружающим миром, как это предполагалось в основных положениях Концепции, утвержденной Президентом РФ от 23 апреля 1993 г. № 284.

Действующая Концепция внешней политики РФ, утверждена Президентом РФ от 12 июля 2008 г. № Пр.-1440 [4]. Данная Концепция дополняет и развивает положения предыдущей Концепции от 28 июня 2000 г. Основу Концепции составляет та же правовая база, Военная доктрина РФ и нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность в сфере внешней политики.

В п. 1 Концепции указывается, что «Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании. В международной обстановке, наряду с позитивной тенденцией — укреплением позиций РФ на международной арене, проявились и негативные тенденции, которые необходимо учитывать при проведении внешнеполитического курса России на конкретных направлениях … высшим приоритетом национальной безопасности — защита интересов личности, общества и государства …» [4].

В межгосударственных отношениях во главу ставятся гарантированный мир и утверждение принципов МП, в том числе неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств и нерушимость государственных границ, суверенное равенство государств и мирное разрешение споров, которые и предполагают мирное сосуществование различных государств, а в перспективе и устранение различного рода политических и военных конфликтных, предотвращение опасности возникновения новой мировой войны, определяет основное содержание международных отношений современности и главные задачи внешнеполитической деятельности РФ. В части международных экономических отношений, главным приоритетом внешней политики России в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которая в условиях глобализации немыслима без широкого включения ее в систему мирохозяйственных связей (тому пример вступление в 2012 г. России в ВТО). Можно сказать, что именно названные проблемы современной международной жизни определяют основное содержание, цели и направления развития МП. Несомненно, что при изучении МП и соответствующей практики государств, студенты глубже познают особенности современных международных отношений, характер и сущность внешней политики и международной деятельности Министерства иностранных дел РФ (далее — МИД России) и в целом российского государства.

Значимым представляется и мировоззренческий аспект изучения дисциплины МП в вузах. В процессе преподавания МП с необходимостью затрагиваются и в известном объеме рассматриваются вопросы истории дипломатии и внешнеполитической деятельности РФ, международных отношений и др. При этом привлекаются знания не только из области общественных (философии, политологии и др.), но и лежащих вне этой сферы других наук (статистики и т. д.).

С мировоззренческим аспектом тесно связаны и следующие — общеправовой и специально-правовой аспекты. В преподавании МП существует объективная необходимость основываться и исходить из важнейших положений и категорий общей теории государства и права, истории государства и права, конституционного права и других, рассмотрение которых в определенной степени служит расширению и углублению соответствующих представлений у студентов. Кроме того, МП включает целый ряд вопросов, которые прямо или опосредованно соотносятся с деятельностью различных федеральных органов государственной власти, органов, учреждений и подразделений субъектов РФ, правоохранительных органов и международных организаций и конференций.

По нашему мнению, при подготовке квалифицированных юристов должны учитываться все названные аспекты изучения МП в вузах. Помимо указанных, не менее значимым в преподавании основных положений МП является идеолого-правовой аспект. Его значение определяется также, в частности, и тем, что в ч. 1 ст. 17 Конституция РФ указывается, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» [3, c 9].

Наш опыт преподавания МП в вузе [2] свидетельствует, что рассмотрение этого вопроса способствует более глубокому осмысливанию студентами ряда проблем конституционного и МП, позволяет всесторонне изучить Конституцию РФ. При рассмотрении названного вопроса, как и любого другого, соотносящегося со смыслом и содержанием Конституции РФ, прежде всего, подчеркивается, что закрепленные в Концепции цели и принципы внешней политики имеет большое внутриполитическое и международное значение. Внешняя политика России, как отмечается в Концепции направлена на формирование нового мироустройства, укрепление международной безопасности, обеспечение прав человека и информационное сопровождение внешнеполитической деятельности, а как предусматривается в Конституции РФ — построение социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ) [3, c. 6].

Помимо вышеуказанного следует, на наш взгляд, особо обращать внимание студентов на ту глубокую взаимосвязь, которая существует между целями российской внешней политики и конкретной деятельностью Президента РФ, Председателя Правительства РФ, МИД России и в целом государства на международной арене. В связи с этим подчеркивается, что такая взаимосвязь служит залогом высокой эффективности российской внешней политики, ярким примером которой является последовательная реализация Концепции — укрепление авторитета России на международном уровне.

Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к рассмотрению вопроса о соотношении основных принципов современного МП и принципов внешней политики России. В Концепции провозглашаются такие принципы внешней политики российского государства: суверенное равенство государств, взаимный отказ от применения силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм МП, международных договоров, заключенных РФ. При рассмотрении этого вопроса четко прослеживается, что вышеуказанные принципы, возводимые в ранг внешней политики российского государства, полностью соответствуют общепризнанным принципам МП. Принципиально важное значение имеет и наше суждение о том, что соотношение общепризнанных принципов и норм МП, международного договора РФ и принципов внешней политики государства, определяемых в Конституции РФ или других нормативно-правовых актах, с общепризнанными принципами и нормами МП является решающим показателем отношения государства к МП, к его международным обязательствам и является также показателем его позиции в вопросах обеспечения международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества, свободы и независимости народов, и особенно важно, что в России гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Более того при рассмотрении соответствующих тем и вопросов МП необходимо акцентировать, что Конституция РФ закрепляет правовое положение, что общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Принципы МП, зафиксированные в Уставе ООН и ряде других международных договорах, среди которых особое место занимают Декларация о принципах МП и Хельсинский акт СБСЕ. Эти принципы представляют собой дальнейшее углубление общедемократических принципов международного сотрудничества и МП, определяют формирование нового типа межгосударственных отношений и нового мироустройства.

Таким образом, проанализированные общетеоретические положения МП, соотношение и взаимодействие с внутригосударственным правом, выделение конкретных аспектов значения изучения студентами МП через акцентирование на Концепции внешней политики РФ и обуславливают необходимость совершенствования его преподавания в вузах.


Литература:

  1. Захарова Л. Н. Международное право. М.: РИОР, 2008. 186 с.

  2. Имеется в виду — филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга.

  3. Конституция Российской Федерации. М.: Издательство Юрайт, 2011. 48 с.

  4. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.07.2008 г. № Пр-1440 [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=85021 (дата обращения: 09.01.2013).

  5. См.: Болонина С. В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: Дис.... канд. пед. наук. М., 2000. 161 c.; Глушкова С. И. Интерактивные методики в преподавании и обучении правам человека // Актуальные проблемы современного права и юридического образования. Материалы научно-практических конференций. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2005. С. 50–52; Жадан В. Н. Использование проблемно-поисковых методов в преподавании юридических дисциплин // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: Сборник научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. С. 59–63; Жадан В. Н. Некоторые направления активизации студентов на семинарских занятиях по юридическим дисциплинам // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 30 апреля 2012 г.: в 7 частях. Часть 3; Мин. образования и науки Рос. Федерации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 49–55; Жадан В. Н. Практическая направленность в преподавании государственно-правовых дисциплин // Освоение и внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс: Сборник научных трудов / Под науч. ред. д. пед. н., проф. С. П. Акутина. М.: Издательство «Спутник +», 2012. С. 117–122; Методика преподавания юридических дисциплин: Сборник научных трудов / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Юридический факультет; Под ред. М. К. Треушникова. М.: Изд-во МГУ, 1986. 196 с.; Шабанов В. В. Использование интерактивных методов в преподавании гражданского права [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/index.php/2009–07–01–10–21–16/1027–2012–02–05–13–06–25 (дата обращения: 09.01.2013) и др.

  6. Хужокова И. М. Краткий курс по международному праву. М.: Издательство «Окей-книга», 2009. 128 с.

  7. Юридическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.right777.ru/enc/3237.html (дата обращения: 09.01.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): внешней политики, внешней политики РФ, преподавания МП, международные договоры, принципов МП, российской внешней политики, развития МП, нормы МП, изучения МП, положения МП, принципах МП, Конституции РФ, норм МП, Конституция РФ, энциклопедии МП, принципы МП, определения МП, методику преподавания МП, методики преподавания МП, Современное МП.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос