Библиографическое описание:

Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И., Козырева О. А., Киселёва Т. В. Специфика определения видов продуктивности в структуре формирования культуры самостоятельной работы // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 414-418.

В современной педагогике в структуре рассмотрения феномена на определенной ступени его функционирования появляется необходимость выделения и классифицирования его видов. Можно рассмотреть феномен культура самостоятельной работы (КСР) педагога с позиции выделения трёх критериев сформированности КСР педагога: личностного (Л), социального (С), профессионального (П). Типология сформированности КСР в таком контексте может быть построена по формуле количества сочетаний 2n, где n=3, т. е. 8 элементов в классификации. Первый нами выделенный тип сформированности КСР педагога — это «ребенок». Логическая формула представления сформированности КСР «ребенка» — . Это значит, что нет самостоятельного, креативного, продуктивного, здоровьесберегающего, устойчивого, гибкого и пр. интереса, мотива, цели, начала и т. д. в структуре ведущей деятельности (игра, учение, труд) и общении. У педагога-«ребенка» все задачи и вопросы всегда ограничены или одним учебником, или учебником и задачником, он пассивен в выборе средств, методов и технологий воспитания, обучения и педагогического взаимодействия. Из любого типа сформированности КСР педагога в негативных условиях развития и взаимодействия можно перейти к типу «ребенок», в таком случае у личности педагога присутствует синдром усталости и, как следствие, связанных с ней непродуктивность, несостоятельностью, болезненностью, некреативностью, негибкостью и пр. неразвитых или деформированных качеств личности педагога. Тип «ребенок» имеет в максимальном своем рационе — объектный уровень/тип сформированности КСР педагога.
Второй нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «эгоист». Логическая формула представления сформированности КСР «эгоиста» — . Исходя из формулы — мы видим, что «эгоист» развивается в личностном направлении сформированности КСР педагога. Т. е. внутренний потенциал личности прирастает согласно законам диалектики пропорционально сделанной работе (использование разнообразных средств фиксации информации и моделирования) — закон перехода нового количества в новое качество; выявленным, осознанным и принятым мотивам труда (деньги, власть, уважение, слава и пр.) — закон единства и борьбы противоположностей; нахождения новых перспектив саморазвития, самосовершенствования и самореализации (переход к социальному и профессиональному направлению сформированности КСР) — закон отрицания-отрицания. Итак, «эгоист», создавая блага, потребляя информацию и другие плоды культуры, насытившись, ситуативно обусловлено переходит на другие направления сформированности КСР педагога — социальный и профессиональный. Рекомендации по развитию истинного «эгоиста» (не деформированного). Необходимо создать условия для интеллектуального, эмоционального, продуктивного насыщения и расширения видов и богатства моделей преобразования объективного в объектном и субъектном пространстве, создания условий для получения морального и материального удовлетворения от качественной, продуктивной работы в социальном и профессиональном ракурсе формирования КСР.
Третий нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «исполнитель», его бы, конечно, надо было бы назвать «приспособленцем», но мы будем лояльны к недостаткам этого типа. Итак, логическая формула «исполнителя» — . Из формулы видно, что данный человек хорошо развит в социальном плане/типе сформированности КСР педагога, т. е. его хорошо принимает социальная среда, т. к. он легко вписывается в условия и нормы микро-, мезо-, макро- и мегапространства и легко идет на изменения в них, иногда выступая инициатором данных преобразований. В педагогическом плане — это всевозможная общественная работа, сводимая должностными и не должностными обязанностями к получению различных эффектов и результатов, например, — одобрения, психоэмоционального комфорта, поиска, самоутверждения, декларации благ и достоинств, фасилитации, социализации, адаптации и пр. других субъектов социокультурного пространства в рамках общения, ведущей деятельности и хобби. Рекомендации по развитию истинного «исполнителя» (не деформированного) сводятся нами к созданию условий для формирования двух других составляющих сформированности КСР педагога — профессионального и личностного. Это достигается различными формами, методами, приемами, средствами и технологиями формирования КСР педагога.
Четвертый нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «трудоголик». Логическая формула представления сформированности КСР «трудоголика» — . Это означает, что вся энергия данного типа расходуется в профессиональном плане, не взирая на собственные нужды и нужды общества (в том числе и семья), «трудоголик» создает и реализует условия для самореализации, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения и пр. в своей профессии, т. е. педагог целиком и полностью отдает себя детям, создавая новые продукты и внедряя (в конечном счете) их в практику воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства. Рекомендации по развитию истинного «трудоголика» (не деформированного) сводятся нами к определению перспектив саморазвития, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия и реализации гуманных основ сотрудничества и сотворчества, ведь жизнь не заканчивается одной профессиональной деятельностью — вокруг есть другие люди (люди все разные), культура, искусство, спорт и пр.
Три типа сформированности КСР педагога — «эгоист», «исполнитель», «трудоголик» относятся к индивидуальному уровню/типу формирования КСР педагога.
Пятый нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «альтруист». Логическая формула представления сформированности КСР «альтруиста» — . Тип «альтруист» всю свою энергию направляет на решение социальных и профессиональных противоречий, проблем, дилемм, задач и условий, забывая о себе, иногда даже личностном развитии, самосовершенствовании и самореализации. Рекомендации по развитию истинного и деформированного «альтруиста» нами сводятся к созданию ситуативно обусловленных условий акцентуации субъекта/личности на собственном арсенале средств, методов, форм, условий, качеств, достижений, технологий формирования и сформированности КСР.
Шестой нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «пацифист». Логическая формула представления сформированности КСР «пацифиста» — . Все конфликты данного типа сформированности КСР педагога лежат в области социальных отношений (вероятно, это из-за не достойного развития, осознания и использования моделей социальных отношений и преобразования, хотя может быть и из-за не соответствия уровней интеллектуального развития данного субъекта и его биологического возраста, т. е. интеллект выше среднего социального). Педагог-«пацифист» всегда считает своим долгом создать условия или вне условий обеспечить обучающихся ЗУН-ами и компетенциями, не взирая ни на индивидуальные особенности, ни на новые стандарты и условия труда, ни на критичность своей позиции и адаптированность идей к условиям взаимодействия. В результате высшей квалификации работник теряет смысл своего труда — обучающихся, т. к. уровень его ЗУН-ов высок, а у обучающихся (за редким исключением) не развиты способности психолого-педагогического состава — они уходят от педагога к другим более лояльным или социально-направленным, но с менее высоким уровнем сформированных компетенций. Рекомендации по развитию истинного (не деформированного) «пацифиста» нами сводятся на акцентировании внимания социальных проблем у субъектов воспитательно-образовательной среды. А также на изучении новых методов, средств, условий, тактик, технологий формирования КСР педагога.
Седьмой нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «активист». Логическая формула представления сформированности КСР «активиста» — . Все особенности деятельности данного типа лежат в поле социальных отношений и личностного саморазвития, самосовершенствования и самореализации, профессионализм остается за полем внимания данного типа сформированности КСР. Педагоги такого типа зачастую преподаваемый предмет ведут так, что любимая фраза «если Вам это будет необходимо в дальнейшей жизни — Вы это потом и изучите, а пока необходимо жить полной, позитивной жизнью — ходить в театр, кино, посещать музеи и пр».. В какой-то степени они правы, но А. В. Суворов отмечал, что — тяжело в ученье, — легко в бою. Стоит задуматься, кто из них прав. Рекомендации по развитию истинного «активиста» — создание условий, в которых профессия и профессионализм, действительно, будет настоящим результатом всех преобразований личностного и социального генеза, а человек будет получать удовлетворение от продуктов его деятельности, приносящих пользу не только ему самому, а обществу в целом.
Три типа сформированности КСР педагога — тип «альтруиста», «пацифиста», «активиста» относятся к субъектному уровню/типу формирования КСР педагога.
Восьмой нами выделенный тип в сформированности КСР педагога — это «взрослый». Логическая формула представления сформированности КСР «взрослого» — . Данный тип сформированности КСР — предел саморазвития, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.
Деформации социального, личностного и профессионального уровня — следствие некачественных условий проживания и труда, низкой общей культуры, не соблюдение законов и моральных норм, отсутствие контроля в качестве жизни, труда и общения.
Результатом воспитания субъекта общества является воспитанность как характеристика его внутреннего мира, выявляемая в поведении и отношениях с живой и неживой природой, свидетельствующих о наличии сформированности или отсутствии определенных способов, моделей преобразования объективной реальности, самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации согласно канонам гуманизма, определяющих человека, его жизнь как высшую ценность, неповторимую уникальность. В связи с этим можно выделить различные показатели сформированности КСР педагога.
Можно выделить в полисистемном ракурсе рассмотрения и другую типологию сформированности КСР педагога: 1) исполнитель (первый или низкий уровень сформированности КСР); 2) обучающийся (второй или средний уровень сформированности КСР); 3) работник (третий или высокий уровень сформированности КСР); 4) мастер (четвертый или профессиональный уровень сформированности КСР). Данная типология напрямую связана с уровнями сформированности КСР — объектный, индивидуальный, субъектный и личностный. Кроме того, полисистемный подход подразумевает, что не одна типология сформированности КСР педагога может лежать в исследовании того или иного феномена, — так каждая система ценностей, педагогическая технология, методы формирования творческих способностей и культуры самостоятельной работы могут быть вариативно представлены разными типологиями и приоритетами, последовательностями и совокупностями, личностно и профессионально учитывающими специфику организуемой и реконструируемой деятельности, предопределяющей становление личности в толерантном, гуманном пространстве в микро-, мезо-, макро- и мегасредах. Выделенные грани исследуемого феномена могут в полисистемном подходе в структуре гуманистического начала построения преобразований всех процессов, связанных с человеком и его образованием, социализацией, самореализацией, самосовершенствованием, саморазвитием, взаимодействием, самоопределением и прочих категориально-процессуальных характеристик современного педагогического знания, быть связанными вариативными или комплексными дополняющими существующее знание в современной науке. В истории педагогики — в биографии Сервантеса был факт, который он описал в моделях в своем произведении «Дон Кихот», впоследствии В. Франкл в работе «Человек в поисках смысла» отражает психологические грани данного явления, характеризует поведение человека в экстремальных условиях и объясняет особенности сублимации и способы преодоления ее последствий. В полисистемном подходе процесс формирования КСР педагога и его результат могут проходить не один этап преобразований, связанных с различными виктимными особенностями жизнедеятельности человека. Например, программист, получивший заключение медицинского учреждения о значительном повышении количества лейкоцитов в крови (лейкемия или рак крови), вынужден проходить лечение и не быть связанным с компьютером. Любая другая работа и процесс самообразования и самореализации в контексте формирования личности и КСР как вектора построения модели познания и преобразования объективной реальности будет проходить 4 этапа (объектный, индивидуальный, субъектный и личностный), может быть представлен в типологии сформированности КСР (исполнитель, обучающийся, работник, мастер), определен в использовании технологий, методов, форм, средств формирования КСР педагога.
Рассмотрим виды продуктивности и сформированность КСР педагога (табл. 1).
Культурологический компонент сформированности КСР педагога определяется тремя критериями ее сформированности — личностным, социальным и профессиональным.
Личностный критерий отражает способность личности и ее возможности по включению в микро-, мезо-, макро- и мегавзаимодействие, обусловленных общественным, досуговым и профессиональным укладом жизни, создающих предпосылки для саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Личностный критерий определяется в системе продуктивного общения на четырех уровнях — детском, ученическом, студенческом и профессионально-педагогическом. Показатель продуктивности детского типа обусловлен объективными потребностями неустанно развивающейся и формирующейся личности в первичном познании чего-либо, т. е. на начальных этапах изучения или включения личности в какие-либо отношения проявляется данный тип продуктивности. Продуктивность детского типа осуществляется в согласованной последовательности использования средств фиксации информации, т. е. объектный уровень (первый уровень сформированности КСР педагога) реализует свои идей в поле общения и современных коммуникаций, где педагог общается с субъектами культуры, деятельности, общения на позиции, находящейся ниже, чем те, с кем он общается. Общение и взаимодействие данной продуктивной активности является частью культуры, трансформирующей социальный опыт в полисубъектных отношениях и субъект-объектных преобразованиях. Ученический уровень продуктивности определятся в общении способностью моделировать новое, что в какой-то степени бывает принято обществом на краткосрочный период. Ценность создаваемых продуктов обусловлена тремя ориентирами — личностным (самому человеку необходим данный продукт, например, конспект лекций), социальным (обществу необходим продукт, например, чтобы конспекты у студентов были достойного качества; чем выше качество конспектов — тем выше качество дальнейшего образования данной личности), профессиональном (каждая профессия имеет квалификации и разряды, чем выше разряд и квалификация у субъекта труда и чем больше таких субъектов — тем выше уровень благополучия в обществе, его состоятельности и реализации идей гуманизма и толерантности).

Таблица 1

Виды продуктивности и сформированность КСР педагога

Компоненты сформированности КСР педагога

Критерии сформированности КСР

Показатели сформированности КСР педагога

Методы диагностики сформированности КСР педагога

Акмеологический компонент

Личностный

Продуктивность
  • детская
  • ученическая
  • студенческая
  • профессионально-педагогическая
  • Профессионально-педагогический кейс
  • Дневник пед. наблюдений
  • Моделирование.
  • Научные, научно-практические конференции и пр.

Культурологический компонент

Социальный

  • Самопрезентации («Я-профессионал)
  • Профессионально-педагогический кейс
  • Характеристика студента по итогам педагогической практики.
  • Социальные проекты и пр.

Деятельностный компонент

Профессиональный

  • Наблюдение и самонаблюдение.
  • Дневник педагогической практики.
  • Карта оценки и самооценки студента
  • Метод проектов.
  • Профессионально-педагогический кейс

Студенческая продуктивность характеризуется тем, что общение педагога осуществляется в неустанном поиске оптимальных условий и средств самовыражения и самореализации. Такой педагог готовится к каждому занятию, к каждой встрече с активной жизненной позицией, утверждающей идею всеобщего обучения и самообучения. На следующей ступени реализации личностной продуктивности данный вид сменяется множественными моделями готовых личностных секретов общения и взаимодействия, которые пополняются новыми только в том случае, если в них есть какой-либо смысл и практика.
Социальный критерий культурологического компонента сформированности КСР педагога определятся общественным характером отношений в микро-, мезо-, макро- и мегасредах. Общество ставит свои цели, выделяет определенные приоритеты и стимулирует активность всех субъектов в различных направлениях деятельности. Продуктивность четырех типов — детская, ученическая, студенческая, профессионально-педагогическая раскрывается в продукте как востребованность его в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Микромасштаб характерен в пределе доступен детской продуктивности, мезомасштаб — ученической и студенческой, макро- и мегамасшаб — профессионально-педагогической.
Профессиональный критерий культурологического компонента сформированности КСР педагога определятся различными нормативными документами и неписанными правилами педагогами, сводящейся к профессионально-педагогической этике. Продуктивность четырех типов — детская, ученическая, студенческая, профессионально-педагогическая раскрывается в продукте как востребованность его в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах в рамках данной профессии. Все педагогические средства в широком смысле данного феномена являются продуктами культуры, общества и педагогической профессии. Качество данных продуктов обусловлено материальными затратами, уровнем общей и профессиональной культуры педагога, микро-, мезо-, макро- и мегасредовыми предпочтениями. В этнопедагогике данное явление можно проиллюстрировать пословицами — «Один любим арбуз, а другой — свиной хрящик», «На вкус и цвет товарища нет» и пр. Детская продуктивность профессионального критерия сформированности КСР представляет собой первичное новообразование у личности, включенной в интеллектуальную деятельность, овладевающей совокупностью средств фиксации информации, реализующейся через совокупность технологий формирования КСР, использующих методы, формы, принципы современного обучения. Данный продукт закладывает фундамент для дальнейшей деятельности и общения. Ученическая продуктивность характеризуется авторскими продуктами педагогов, которые в какой-то степени позволяют решать поставленные задачи обучения. Студенческая продуктивность профессионального критерия сформированности КСР отмечается многоплановым поиском моделирования и апробации данных моделей в профессионально-педагогической практике. Профессионально-педагогическая продуктивность профессионального критерия сформированности КСР — высшая ступень — кладезь педагога-профессионала. Это могут быть и научные труды, и неопубликованные рукописи, и воспоминания о данном педагоге, и архивные материалы, и музейные экспонаты, и все то, что оставил или продолжает оставлять данный педагог в процессе своего нелегкого труда. Т. е. это культурно-историческая копилка педагога.
Акмеологический компонент сформированности КСР педагога определяется тремя критериями ее сформированности — личностным, социальным и профессиональным. В рамках каждого критерия отмечается наивысшее достижение. Продуктивность всех четырёх типов — детская, ученическая, студенческая, профессионально-педагогическая определяются вершиной достижений.
Деятельностный компонент сформированности КСР педагога определяется тремя критериями ее сформированности — личностным, социальным и профессиональным. Деятельность педагога обусловлена сформированностью структур личности, общественным характером педагогической профессии и профессиональным ростом, самореализацией педагога в поле своих профессиональных интересов, мотивов, предпочтений, квалификации и прочих особенностей и возможностей профессионально-педагогической деятельности и, как следствие, продуктов труда. Продуктивность всех четырёх типов — детская, ученическая, студенческая, профессионально-педагогическая определяются вершиной достижений в рамках определяемых профессией ценностей, целей, систем принципов и условий профессионально-педагогического взаимодействия.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. — 410 с. — ISBN 978–5–7148–0346–8.

1

Основные термины (генерируются автоматически): сформированности КСР, сформированности КСР педагога, представления сформированности КСР, формирования КСР педагога, типа сформированности КСР, формула представления сформированности, уровень сформированности КСР, Логическая формула представления, компонент сформированности КСР, тип сформированности КСР, критерия сформированности КСР, компонента сформированности КСР, технологий формирования КСР, культуры самостоятельной работы, сформированность КСР педагога, сформированности КСР «ребенка», сформированности КСР «эгоиста», сформированности КСР «трудоголика», сформированности КСР «альтруиста», сформированности КСР «пацифиста».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос