В статье приводится анализ проблемных вопросов возникающих у судов при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей. Приводится статистика отправки приглашений кандидатам в присяжные заседатели на примере Усинского городского суда Республики Коми. Предлагаются пути для совершенствования института присяжных заседателей.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, присяжные заседатели, формирование коллегии присяжных, проблемные вопросы.
The article provides an analysis of problematic issues that arise for courts when considering criminal cases with the participation of jurors. Statistics on sending invitations to juror candidates are given using the example of the Usinsk City Court of the Komi Republic. Ways to improve the institution of jurors are proposed.
Keywords: criminal proceedings, jurors, formation of a jury, problematic issues.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, судебное разбирательство с участием присяжных заседателей осуществляется в общем порядке, за исключением положений закрепленных в статьях 325–353 УПК РФ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей», содержит совокупность норм, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей.
Несмотря на то, что в настоящее время, с учетом принятия ряда законов направленных на расширение полномочий присяжных заседателей, являющихся участниками судопроизводства и совершенствования судебной практики, у судов все также возникают вопросы теоретического и практического характера.
Изучив некоторые материалы судебной практики рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей, можно выделить несколько проблемных аспектов.
По вопросу формирования коллегии присяжных заседателей. По мнению некоторых судей, целесообразно было бы сократить, число присяжных заседателей, для оптимизации расходов и сокращения процессуальных сроков рассмотрения дел данной категории, ввиду того что отбор в присяжные заседатели, занимает длительное время ввиду нижеприведенных обстоятельств.
Так, при отборе кандидатов из находящихся в суде общего и запасного списков для составления предварительного списка присяжных заседателей, судьями отмечено, что списки, как правило, устаревшие, многие лица не могут быть присяжными заседателями в силу запрета, установленного законом.
Имеются трудности при формировании коллегии присяжных заседателей, поскольку зачастую кандидаты сообщают о невозможности участия в судебном заседании в качестве кандидатов из-за отпусков, существенной занятости или некомпетентности в данных вопросах, нежелание участвовать в отправлении правосудия, решать судьбу человека.
Так, на примере Усинского городского суда Республики Коми, за 2021 год общее количество уголовных дел с участием присяжных заседателей — 5 (2 — рассмотренных уголовных дела, 3 — уголовных дела в производстве).
Количество извещений, направленных кандидатам после назначения судебного заседания по одному уголовному делу — 850 (общее количество извещений за 2 судебных заседания), 1000 — (общее количество извещений за 3 судебных заседания) по второму уголовному делу.
Только за сентябрь 2021 года, Усинским городским судом, было отправлено 1150 извещений кандидатам в присяжные заседатели, что влечет за собой существенные денежные расходы, так при направлении извещений с уведомлениями расходы (в зависимости от количества извещений — от 200 до 500) составляют — 50 000–60 000 руб., без уведомлений — 15 000–20 000 руб., при этом от числа направленных извещений явка составляет 5–10 %. Возможности разноски уведомлений нарочным не имеется, ввиду ограниченности трудовых ресурсов, а также возможности возникновения негативных ситуаций для лиц, осуществляющих разноску.
С данными проблемами, зачастую сталкиваются федеральные суды, осуществляющие свои полномочия в городах Российской Федерации, численность населения которых приблизительно составляет от 35 до 50 тысяч человек.
С учетом установленного законом количества присяжных заседателей (запасных, а также иных участников судебного разбирательства и реализации принципа гласности) предлагается установить критерии площади залов судебных заседаний оборудованных для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, поскольку зачастую залы, не позволяют обеспечить нормальные условия для рассмотрения дел данной категории (в том числе при малой площади залов, отсутствует система кондиционирования, вентиляции), оборудовать залы системами ВКС.
Обновить программный комплекс, обеспечивающий рассмотрение дел с участием присяжных заседателей. Следует ориентировать разработчиков программного комплекса на то, что при работе с программой необходимо учитывать, что при установленном проценте явки кандидатов в присяжные заседатели единовременно будет осуществляться вызов 300–500 кандидатов, а не минимально установленное законом количество 12–14 кандидатов.
Рассмотреть вопрос финансирования дополнительных расходов на канцелярские принадлежности для присяжных заседателей (ручки, блокноты), приобретение питьевой воды в индивидуальных упаковках, защитных масок.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 04.08.2023) // Сборник законодательства РФ. — 2001. — № 6.
- Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 23.08.2004. — № 34. Ст. 3528.
- Федеральный закон от 23.06.2016 г № 190-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) «О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей» // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 26 (Часть I). — Ст. 3859.