В статье проводится сравнительный анализ сформированности представлений по истории России подростков контрольной и экспериментальной групп.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, студенчество, исторические представления, опытно-экспериментальная работа, контрольная и экспериментальная группа.
Изучение предмета «История России» в 5–9 классах осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основными требованиями которого являются: формирование понимания прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, самосознания учащихся, как граждан великой страны с великим прошлым; развитие способности анализировать информация о событиях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма; формирование умений применять исторические знания для осмысления современных общественных явлений.
Осознание себя гражданином великой страны, способность анализировать исторические события у обучающихся 9 классов происходит путём оказания педагогического воздействия на его сознание, волю, психику, чувства и физическое развитие в рамках организованного процесса.
В связи с реформами в сфере образования формирование исторических интересов и представлений у обучающихся 9 классов во внеурочной деятельности становится все актуальнее. Важность формирования исторических представлений обусловили необходимость проведения констатирующего этапа эксперимента с целью установления уровня знаний учащихся по теме.
Программа констатирующего эксперимента по теме : «Проектирование внеурочной деятельности по истории России обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы (на примере темы «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX в.».
Цель эксперимента : выявление уровня знаний учащихся 9 классов на тему «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX в.».
Задачи экспериментальной работы:
— определить влияние темы «Российское студенчество» на формирование самосознания учащихся;
— создать условия для более глубокого ознакомления с особенностями российского студенчества;
— повысить интерес к истории России;
— установить уровень знаний учащихся на тему «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX в.».
База эксперимента :
Экспериментальной базой констатирующего эксперимента стали 18 учеников 9А класса и 17 учеников 9Б класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Курской области, г. Железногорска.
Описание методик:
С опорой на методику психологической диагностики Бондаренко И. Ю. [1], методику оценки уровня сформированности учебной деятельности Репкина Г. В., Заика Е. В. [2] нами был разработан опросник для проведения среза знаний по истории на тему «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX в.». Опросник отображает уровень знаний учащихся по теме.
Согласно результатам опроса контрольной группы у 4 учащихся (22,2 %) был диагностирован высокий уровень знаний по теме, у 8 — средний (44,4 %), и 6 учащихся (33,3 %) владеют знаниями по теме на низком уровне. Результаты опроса представлены на рис. 1.
Рис 1. Результаты опроса контрольной группы «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX в.»
Согласно результатам опроса экспериментальной группы у 2 учащихся (11,7 %) был диагностирован высокий уровень знаний по теме, у 7 — средний (41,1 %), и 8 учащихся (47.1 %) владеют знаниями по теме на низком уровне. Результаты опроса представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты опроса экспериментальной группы «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX в.»
Сравним полученные результаты (рис. 3).
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов опроса контрольной и экспериментальной группы
Сравнительный анализ показывает, что в контрольной группе у 22,2 % учащихся наблюдается высокий уровень, в то время как в экспериментальной группе только 11,7 % учащихся материал усвоили полностью. Интерес к теме возник независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала, учащиеся проявляют выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремятся получить дополнительные знания. Допущенные ошибки могут быть связаны с невнимательностью, так как данная категория учащихся охотно выполняют задания, работают длительно и устойчиво.
Распределение баллов среднего уровня показывает, что у 44,4 % обучающихся контрольной группы наблюдается наличие положительной реакции на новый теоретический материал, они задают много вопросов, включены в выполнения заданий, но интерес пропадает быстро, учащиеся самостоятельно находят способ решения задачи. В экспериментальной группы аналогичный результат показали 41, 1 % обучающихся.
Количество учащихся с низким уровнем знания по теме в контрольной группе составило 33,3 % и 47,1 % в экспериментальной. Данная группа характеризуется реакцией на новизну, но положительная реакция возникает на новые конкретные факты, а не теорию, выполнение заданий отличается неустойчивостью, новые учебные действия учащиеся осваиваются неохотно.
При работе с учащимися с низким уровнем мотивации к изучению предмету, низким уровнем знаний учителю необходимо прорабатывать пути повышения качества знаний. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внеурочной деятельности по истории России обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы с целью повышения учебно-познавательного интереса к предмету.
Приведенные данные свидетельствуют о существенных различиях уровня сформированности знаний по теме у обучающихся контрольной и экспериментальной группы. Как показывает практика эффективность внеурочной деятельности достаточно высока. Содержание общеобразовательных программ имеет инвариантное содержание, внеурочная деятельность позволяет расширить границы учебной дисциплины, предоставляет возможность расширить некоторые разделы базовой части дисциплины.
Данные констатирующего эксперимента говорят о необходимости систематической работы во внеурочной деятельности, главной целью которой будет создание устойчивой мотивации, развитие познавательного интереса, образного мышления. Анализ показал не критические расхождения в показателях уровней сформированности исторических представлений по теме в контрольной и экспериментальной группах. Данный факт свидетельствует о том, что в обеих группах незначительно сформированы или не сформированы компоненты исторических представлений.
Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента нами были продуманы способы формирования исторических представлений учащихся 9 классов по теме «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX в.».
Рассмотрим примеры реализации различных видов занятий.
С учетом факта, что на формирование исторических представлений оказывают влияние внешние и внутренние факторы, методические приемы были построены на основе личностно-ориентированного обучения с учетом познавательной сферы и рефлексии подростков. Также при организации педагогических условий мы исходили из продолжения изучения материала на уроке во внеурочной деятельности.
Формирование исторических представлений оказывает влияние на развитие внимания. В процессе углубления во внеурочной деятельности происходил переход от непроизвольного внимания к произвольному, но ориентация только лишь на произвольное внимание приводит к снижению интереса и переутомлению, следовательно, использование зрительных образов было направлено на сочетание произвольного и непроизвольного внимания. Принцип наглядности обучения был использован как основа формирований исторических понятий. Использование фрагментов произведений искусства также помогло в представлении исторических событий. Организуя работу по внеурочной деятельности, мы учитывали, что каждое историческое явление имеет познавательную и воспитательную ценность. Формирование эстетических и исторических представлений происходило одновременно, что помогло решить задачи эстетического, гражданского и патриотического воспитания.
Также в ходе осуществления формирующего эксперимента учащиеся ознакомились выставками Курского краеведческого музея «Дни студенчества прекрасны». Педагогическое значение выставок крайне велико. Они позволяют учащимся ознакомиться с историческими объектами, стать современниками исторических событий. Все это добавляет новые черты в исторический образ России в сознании учащихся.
Следовательно, применение описанных методов в организации внеурочной деятельности по истории России направлено на осуществление полноценного процесса патриотического воспитания.
Еще одной формой внеурочной работы явилась экскурсия в музей «Ясная Поляна» имени Л. Н. Толстого, который в 1884 году стал студентом разряда восточной словесности, в результате которой дети смоги ознакомиться с особенностями жизни писателя в роли студента, ознакомится с вещественными памятниками прошлого.
Проектный метод как способ организации внеурочной деятельности является одним из самых эффективных и популярных. Итоговым результатом проектной технологии является конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда учащихся.
В ходе реализации эксперимента учитель рассказывает об особенностях повседневной жизни российского студенчества в XIX — начале XX в., определяет цели, задачи и форму представления результатов.
Затем происходит формирование групп учащихся, далее подгрупп. Первая подгруппа ведет поиск информации с использованием научной литературы. Вторая подгруппа работает с предложенным материалом, отбирая самый актуальный и важный по теме. Третья подгруппа оформляет проект.
На защите проекта в оценивании принимают участие как учителя, так и учащиеся путем коллективного обсуждения и самооценок. Внимание обращается на такие критерии как креативность мышления, прилагаемые усилия учащихся, качество использование научной литературы, возможность продолжения работы по выбранному направлению, качество представления проекта.
Проектная деятельность позволяет учащимся соприкоснуться с событиями прошлого, изучить исторический опыт российского студенчества, являющийся неотъемлемой частью истории страны.
Таким образом, непрерывность процесса познания, продолжение изучение темы в урочной и внеурочной деятельности, ориентация на развитие самостоятельности и творческой активности, вариативность форм и методов обучения обеспечили прочное усвоение темы.
Для проведения эксперимента были взяты два 9 класса, первый — экспериментальный, второй — контрольный. В контрольном классе преподавании истории было традиционным, учитель объяснял основные вопросы темы с эпизодическим применением наглядных средств. В экспериментальном классе формирование исторических представлений о жизни студенчества осуществлялось в системе разработанных педагогических условий.
Методика обучения предусматривала выяснение и рассмотрение исторических фактов и событий с разных позиций. Методическая работа включала такие приемы как портретное описание, рассказ, диспуты, экскурсии, создание видеороликов, видеорядов, участие в виртуальных экскурсиях. Содержание программы имело практическую направленность и обеспечивала взаимосвязь изучаемого материала с процессом обучения в школе.
Нами был разработан диспут «Студенчество в фокусе истории и современности», в ходе проведения которого участники обсуждали историю возникновения и развития студенчества в России, особенности повседневной жизни современного российского студенчества и студентов конца XIX — начала XX в. Учащиеся давали оценку историческим событиям и свободно выражали свое мнение.
Также были написаны и опубликованы статьи в школьной газете о волнующих вопросах студенчества, созданы видеоролики, повествующие об особенностях жизни студентов конца XIX — начала XX в., проведена интеллектуальная тематическая игра «Студенческая дивная, веселая пора в загадках». В конце учебного года была проведена конференция «История российского студенчества: основные события» с целью подведения итогов.
Учащимися был отмечен тот факт, что информация, полученная на внеурочных занятиях была очень интересной и они бы не смогли получить ее на уроках. Таким образом, было выработано осознание важности исторических знаний и представлений.
В результате контрольного эксперимента нами был проведен сравнительный анализ сформированности представлений учащихся 9 классов контрольной и экспериментальной группы.
Согласно результатам опроса контрольной группы у 5 учащихся (27,7 %) был диагностирован высокий уровень знаний по теме, у 9 — средний (50 %), и 4 учащихся (22,2 %) владеют знаниями по теме на низком уровне. Результаты опроса представлены на рис. 4.
Рис. 4. Результаты опроса контрольной группы «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX в.»
Согласно результатам опроса экспериментальной группы у 6 учащихся (35,3 %) был диагностирован высокий уровень знаний по теме, у 10 — средний (58,8 %), и 2 учащихся (11,7 %) владеют знаниями по теме на низком уровне. Результаты опроса представлены на рис. 5.
Рис. 5. Результаты опроса экспериментальной группы «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX в.»
Сравнение результатов сформированности исторических представлений представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение результатов сформированности исторических представлений
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
До эксперимента, % |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
|
Высокий |
22,2 |
27,7 |
11,7 |
35,3 |
Средний |
44,4 |
50 |
41,1 |
58,8 |
Низкий |
33,3 |
22,2 |
47,1 |
11,7 |
Данные исследования свидетельствуют о различиях в уровнях сформированности исторических представлений по теме. Так, в экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 5,2 %, в то время как в экспериментальной группе на 23,6 %; средний уровень в контрольной группе увеличился на 5,6 %, в экспериментальной на 17,4 %; низкий уровень в контрольной группе понизился на 11, 1 %, в экспериментальной на 35,4 %.
Сопоставление результатов подтверждает эффективность выбранной нами модели внеурочной деятельности. Разработанная система работы способствовала развитию познавательного интереса к истории, повышению качества знаний и эффективности учебного процесса. Реализация системы формирования исторический представлений по теме оказала плодотворное влияние на качество знаний и формирование качеств личности. Результаты свидетельствуют о достижении сдвига в умениях и знаниях в положительную сторону, о расширении границ восприятия исторического прошлого.
Литература:
- Бондаренко И. Ю. Психологическая диагностика в школе. — Ставрополь, 2013.
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности // Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / Ред.-сост. Г. В. Бурменская. — М.: УМК «Психология», 2003.