Цифровой муниципалитет как современная тенденция муниципального управления (на примере Самарской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.10.2023

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Чумичева, Д. А. Цифровой муниципалитет как современная тенденция муниципального управления (на примере Самарской области) / Д. А. Чумичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106729/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается сущность цифрового муниципалитета. Проведен анализ ситуации в сфере цифрового муниципалитета в муниципальных образованиях Самарской области, выделены основные проблемы, препятствующие применению цифровых технологий в Самарской области. Даны рекомендации по совершенствованию данного направления. Поскольку перечисленные в исследовании препятствия актуальны не только для муниципалитетов Самарской области, но и для других территорий России, постольку их преодоление будет способствовать созданию единой цифровой экосистемы на муниципальном уровне.

Ключевые слова: цифровой муниципалитет, местное самоуправление, цифровые технологии, муниципальное образование, цифровизация.

Роль цифровых технологий в деятельности общества и государства на сегодняшний день очевидна. Поскольку современное общество считается информационным, возникла необходимость адаптировать систему управления к новым условиям.

Важнейшим перспективным направлением использования цифровых технологий в области муниципального управления является разработка цифрового муниципалитета. Внедрение данного направления в жизнедеятельность муниципального образования должно обеспечить эффективное управление городской инфраструктурой, открытость, прозрачность органов власти. Кроме того, цифровой муниципалитет должен позволить привлечь население к решению вопросов местного значения через цифровые технологии, повысить качество жизни граждан, обеспечить эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с другими органами власти.

Цифровой муниципалитет можно определить как систему, основанную на применении информационных технологий и включающую в себя такие аспекты как цифровое взаимодействие с органами власти, цифровые платформы для управления хозяйством муниципального образования, стимулирование населения к управлению его развитием.

Развитие цифрового муниципалитета сводится к таким направлениям как:

— управление непосредственно муниципальным образованием, то есть управление муниципальной собственностью, ресурсами;

— взаимодействие с гражданами путем создания каналов обратной связи, личного кабинета, цифровых площадок, сервисов для вовлечения в процессы принятия решений;

— взаимодействие с другими муниципальными образованиями и вышестоящими органами власти. [1]

Концепция внедрения цифрового муниципалитета должна предусматривать такие элементы:

— законодательное обеспечение цифрового муниципалитета, которое на федеральном и региональном уровне означает создание профильного закона о цифровом муниципалитете, а на муниципальном уровне — разработку документов, развивающих данную концепцию, учитывающих особенности каждой территории;

— создание организации или определенного органа в структуре аппарата управления на муниципальном уровне, который обеспечивает реализацию мероприятий по внедрению цифрового муниципалитета;

— создание образовательной организации, отвечающей за обучение технологиям цифрового муниципалитета всех его участников;

— разработка и применение методов управления ресурсами муниципального образования с использованием цифровых технологий.

Практическое применение цифрового муниципалитета прослеживается во многих регионах России, в том числе и в Самарской области.

Опыт применения цифрового муниципалитета в некоторых муниципальных образованиях Самарской области обобщенно представлен в таблице 1.

Таблица 1

Реализация цифрового муниципалитета в муниципальных образованиях Самарской области

Муниципальное образование

Элементы цифрового муниципалитета

г.о. Самара

«Умный» транспорт

Цифровая платформа «Муниципальный геопортал Самары»

«Безопасный город»

Система «Инцидент-менеджмент»

Цифровая платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе»

г.о. Тольятти

Аналитическая система «Умный город»

Цифровая платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе»

«Безопасный город»

г.о. Сызрань

Автоматизированная система электронного документооборота

Сервис для подачи обращений на официальном сайте администрации городского округа Сызрань

г.о. Новокуйбышевск

Единая дежурно-диспетчерская служба (колл-центр) при администрации г. о. Новокуйбышевск

Цифровая платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе»

«Безопасный город»

Цифровая система управления теплоснабжением

Цифровая система управления электроснабжением

Единая система мониторинга муниципального транспорта

Небольшое количество элементов цифрового муниципалитета в городах Самарской области связано с определенными проблемами, препятствующими широкому распространению данного направления.

Во-первых, существенной проблемой является недостаточная разработка нормативных документов, связанных с цифровой трансформацией конкретно муниципальных образований. Федеральное законодательство не включает в вопросы местного значения применение информационных технологий для управления муниципальным образованием. На региональном уровне не закреплено единство целей, задач и мероприятий по цифровизации муниципалитетов, а на муниципальном уровне в большинстве случаев отсутствуют стратегические программы по внедрению цифровых технологий.

Во-вторых, можно отметить нарушение обратной связи с населением: некоторые муниципалитеты региона не имеют официального сайта администрации, вследствие чего затрудняется взаимодействие между гражданами и местной властью.

В-третьих, материально-техническая инфраструктура в органах местной власти не позволяет в полной мере реализовывать цифровые процессы. [3] Высокий показатель износа компьютерной техники в администрациях городов Самарской области не позволяет эффективно реализовывать деятельность по созданию цифрового муниципалитета.

В-четвертых, не во всех органах местного самоуправления Самарской области есть специализированные отделы, которые бы занимались распространением цифровых технологий в пределах территории. Например, такие отделы присутствуют лишь в составе администраций таких городов как Самара, Тольятти, Сызрань.

В-пятых, представляется важным соответствие квалификации муниципальных служащих требованиям цифровой экономики. Цифровые компетенции муниципальных служащих по-прежнему остаются на низком уровне. Это, в свою очередь, препятствует качественному исполнению обязанностей по разработке управленческих решений. [2]

Следствием цифровой неграмотности муниципальных служащих является проблема, связанная с информационной безопасностью, а именно с утратой персональных данных граждан, важной информации ограниченного доступа, сведений, составляющих государственную тайну.

В качестве основных мер модернизации механизма управления муниципальным образованием на основе цифрового муниципалитета можно предложить следующее:

1) совершенствование федеральной и региональной нормативно-правовой базы в этой сфере, а именно:

— закрепление единого термина «цифровой муниципалитет» на федеральном уровне;

— включение в перечень вопросов местного значения развитие цифровых технологий, создание информационных ресурсов для управления муниципальным образованием;

— внесение изменений в паспорт национального проекта «Цифровая экономика» в части дополнения его новым федеральным проектом «Цифровое муниципальное управление»;

— разработка региональных программ, проектов по цифровизации муниципалитетов;

2) создание специализированных органов по цифровизации в структурах администраций муниципалитетов, которые играют важную роль в формировании комплексного подхода к цифровому муниципалитету;

3) обновление технического оборудования органов местного самоуправления, которое будет соответствовать современным условиям цифровой экономики;

4) постоянное совершенствование цифровых навыков муниципальных служащих, повышение их информационной культуры — при высоком уровне цифровой грамотности муниципальных служащих снижаются риски утраты информации и повышается степень ее защиты;

5) создание муниципальных информационных систем для налаживания информационного взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными и региональными органами;

6) модернизация официальных сайтов органов местного самоуправления для обеспечения эффективной обратной связи с населением.

Формирование института цифрового муниципалитета — важное направление экономики и муниципального управления. Необходимость внедрения цифрового муниципалитета в настоящее время отражает актуальный вектор развития местной власти. Перспективы цифрового муниципалитета будут напрямую зависеть от устранения проблемных областей в цифровизации муниципального управления и реализации предложенных мероприятий. Внедрение цифрового муниципалитета на всех территориях будет возможно только в случае осознания его эффективности, совместного с органами власти всех уровней и населения решения проблем.

Литература:

  1. Митрофанова, И. В. Цифровизация муниципальной экономики: глобальные тренды и практика российских муниципалитетов [Текст] / И. В. Митрофанова, С. Г. Пьянкова, О. Т. Ергунова // Общество: политика, экономика, право. — 2020. — № 10 (87). — С. 48–55.
  2. Сергиенко, А. М. Проблемы и перспективы развития цифрового государства на региональном и муниципальном уровнях / А. М. Сергиенко [Текст] // Государство и право в цифровую эпоху: Материалы международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022. — С. 162–169
  3. Чумичева, Д. А. К вопросу о цифровизации в области муниципального управления [Текст] / Д. А. Чумичева // 57-я Студенческая научно-техническая конференция, посвященная 90-летию ТулГУ (Россия, Тула, 21–25 декабря 2020 г.): сборник тезисов докладов. — Тула: ТулГУ, 2021. — С. 243–245.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровой муниципалитет, муниципальное образование, Самарская область, местное самоуправление, обратная связь, муниципальный уровень, цифровая платформа, местная власть, местное значение, муниципальное управление.


Похожие статьи

Технико-юридическая специфика дефинирования понятия «цифровой рубль»: проблемы и перспективы

В статье рассматривается такое явление современности, как цифровой рубль. В ходе исследования и анализа законодательства выявляются ключевые проблемы, возникающие в процессе внедрения цифрового рубля в экономическую и правовую сферу. Рассматривается ...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Перспективы развития особого производства в гражданском процессе

Актуальность темы заключается в изучении особого производства в гражданском процессе посредством анализа содержания законодательства. Поскольку особое производство является подвидом гражданского судопроизводства, то встаёт вопрос по улучшению качеств...

История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран

В статье рассматривается проблема роли и значения PR служб в системе государственного управления. Анализируется опыт реализации технологий, обеспечивающих связь с общественностью, на примере развития структуры государственного управления некоторых ев...

Правовые аспекты местного самоуправления в России: проблемы и перспективы

Данная статья включает в себя исследование важности местного управления в контексте практики современной правовой системы Российской Федерации. В ее рамках проведен анализ основных проблем правовых аспектов местного самоуправления в РФ, определены гл...

Правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры

В статье проводится сравнительный анализ правового регулирования инновационной инфраструктуры в России, США и Европейском Союзе. Рассматриваются основные нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность и развитие инфраструктуры, а также осо...

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» и его реализация на примере Волгоградской области

Предмет данного исследования заключается в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» на примере конкретного субъекта РФ — Волгоградской области. Автор дает содержательное описани...

Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт

В данной статье анализируется государственная инновационная политика России и сделан акцент на необходимости развития региональной инновационной политики. Для сравнительного анализа приведен пример развития региональной инновационной политики в заруб...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования

В условиях глобализации таможенного администрирования, а также её интеграции в мировую экономику рождаются новые идеи и технологии которые нужно реализовать в повседневной жизни. Такой технологией выступает блокчейн, которая является относительно нов...

Похожие статьи

Технико-юридическая специфика дефинирования понятия «цифровой рубль»: проблемы и перспективы

В статье рассматривается такое явление современности, как цифровой рубль. В ходе исследования и анализа законодательства выявляются ключевые проблемы, возникающие в процессе внедрения цифрового рубля в экономическую и правовую сферу. Рассматривается ...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Перспективы развития особого производства в гражданском процессе

Актуальность темы заключается в изучении особого производства в гражданском процессе посредством анализа содержания законодательства. Поскольку особое производство является подвидом гражданского судопроизводства, то встаёт вопрос по улучшению качеств...

История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран

В статье рассматривается проблема роли и значения PR служб в системе государственного управления. Анализируется опыт реализации технологий, обеспечивающих связь с общественностью, на примере развития структуры государственного управления некоторых ев...

Правовые аспекты местного самоуправления в России: проблемы и перспективы

Данная статья включает в себя исследование важности местного управления в контексте практики современной правовой системы Российской Федерации. В ее рамках проведен анализ основных проблем правовых аспектов местного самоуправления в РФ, определены гл...

Правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры

В статье проводится сравнительный анализ правового регулирования инновационной инфраструктуры в России, США и Европейском Союзе. Рассматриваются основные нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность и развитие инфраструктуры, а также осо...

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» и его реализация на примере Волгоградской области

Предмет данного исследования заключается в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» на примере конкретного субъекта РФ — Волгоградской области. Автор дает содержательное описани...

Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт

В данной статье анализируется государственная инновационная политика России и сделан акцент на необходимости развития региональной инновационной политики. Для сравнительного анализа приведен пример развития региональной инновационной политики в заруб...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования

В условиях глобализации таможенного администрирования, а также её интеграции в мировую экономику рождаются новые идеи и технологии которые нужно реализовать в повседневной жизни. Такой технологией выступает блокчейн, которая является относительно нов...

Задать вопрос