В статье рассматривается сущность цифрового муниципалитета. Проведен анализ ситуации в сфере цифрового муниципалитета в муниципальных образованиях Самарской области, выделены основные проблемы, препятствующие применению цифровых технологий в Самарской области. Даны рекомендации по совершенствованию данного направления. Поскольку перечисленные в исследовании препятствия актуальны не только для муниципалитетов Самарской области, но и для других территорий России, постольку их преодоление будет способствовать созданию единой цифровой экосистемы на муниципальном уровне.
Ключевые слова: цифровой муниципалитет, местное самоуправление, цифровые технологии, муниципальное образование, цифровизация.
Роль цифровых технологий в деятельности общества и государства на сегодняшний день очевидна. Поскольку современное общество считается информационным, возникла необходимость адаптировать систему управления к новым условиям.
Важнейшим перспективным направлением использования цифровых технологий в области муниципального управления является разработка цифрового муниципалитета. Внедрение данного направления в жизнедеятельность муниципального образования должно обеспечить эффективное управление городской инфраструктурой, открытость, прозрачность органов власти. Кроме того, цифровой муниципалитет должен позволить привлечь население к решению вопросов местного значения через цифровые технологии, повысить качество жизни граждан, обеспечить эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с другими органами власти.
Цифровой муниципалитет можно определить как систему, основанную на применении информационных технологий и включающую в себя такие аспекты как цифровое взаимодействие с органами власти, цифровые платформы для управления хозяйством муниципального образования, стимулирование населения к управлению его развитием.
Развитие цифрового муниципалитета сводится к таким направлениям как:
— управление непосредственно муниципальным образованием, то есть управление муниципальной собственностью, ресурсами;
— взаимодействие с гражданами путем создания каналов обратной связи, личного кабинета, цифровых площадок, сервисов для вовлечения в процессы принятия решений;
— взаимодействие с другими муниципальными образованиями и вышестоящими органами власти. [1]
Концепция внедрения цифрового муниципалитета должна предусматривать такие элементы:
— законодательное обеспечение цифрового муниципалитета, которое на федеральном и региональном уровне означает создание профильного закона о цифровом муниципалитете, а на муниципальном уровне — разработку документов, развивающих данную концепцию, учитывающих особенности каждой территории;
— создание организации или определенного органа в структуре аппарата управления на муниципальном уровне, который обеспечивает реализацию мероприятий по внедрению цифрового муниципалитета;
— создание образовательной организации, отвечающей за обучение технологиям цифрового муниципалитета всех его участников;
— разработка и применение методов управления ресурсами муниципального образования с использованием цифровых технологий.
Практическое применение цифрового муниципалитета прослеживается во многих регионах России, в том числе и в Самарской области.
Опыт применения цифрового муниципалитета в некоторых муниципальных образованиях Самарской области обобщенно представлен в таблице 1.
Таблица 1
Реализация цифрового муниципалитета в муниципальных образованиях Самарской области
Муниципальное образование |
Элементы цифрового муниципалитета |
г.о. Самара |
«Умный» транспорт |
Цифровая платформа «Муниципальный геопортал Самары» |
|
«Безопасный город» |
|
Система «Инцидент-менеджмент» |
|
Цифровая платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе» |
|
г.о. Тольятти |
Аналитическая система «Умный город» |
Цифровая платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе» |
|
«Безопасный город» |
|
г.о. Сызрань |
Автоматизированная система электронного документооборота |
Сервис для подачи обращений на официальном сайте администрации городского округа Сызрань |
|
г.о. Новокуйбышевск |
Единая дежурно-диспетчерская служба (колл-центр) при администрации г. о. Новокуйбышевск |
Цифровая платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе» |
|
«Безопасный город» |
|
Цифровая система управления теплоснабжением |
|
Цифровая система управления электроснабжением |
|
Единая система мониторинга муниципального транспорта |
Небольшое количество элементов цифрового муниципалитета в городах Самарской области связано с определенными проблемами, препятствующими широкому распространению данного направления.
Во-первых, существенной проблемой является недостаточная разработка нормативных документов, связанных с цифровой трансформацией конкретно муниципальных образований. Федеральное законодательство не включает в вопросы местного значения применение информационных технологий для управления муниципальным образованием. На региональном уровне не закреплено единство целей, задач и мероприятий по цифровизации муниципалитетов, а на муниципальном уровне в большинстве случаев отсутствуют стратегические программы по внедрению цифровых технологий.
Во-вторых, можно отметить нарушение обратной связи с населением: некоторые муниципалитеты региона не имеют официального сайта администрации, вследствие чего затрудняется взаимодействие между гражданами и местной властью.
В-третьих, материально-техническая инфраструктура в органах местной власти не позволяет в полной мере реализовывать цифровые процессы. [3] Высокий показатель износа компьютерной техники в администрациях городов Самарской области не позволяет эффективно реализовывать деятельность по созданию цифрового муниципалитета.
В-четвертых, не во всех органах местного самоуправления Самарской области есть специализированные отделы, которые бы занимались распространением цифровых технологий в пределах территории. Например, такие отделы присутствуют лишь в составе администраций таких городов как Самара, Тольятти, Сызрань.
В-пятых, представляется важным соответствие квалификации муниципальных служащих требованиям цифровой экономики. Цифровые компетенции муниципальных служащих по-прежнему остаются на низком уровне. Это, в свою очередь, препятствует качественному исполнению обязанностей по разработке управленческих решений. [2]
Следствием цифровой неграмотности муниципальных служащих является проблема, связанная с информационной безопасностью, а именно с утратой персональных данных граждан, важной информации ограниченного доступа, сведений, составляющих государственную тайну.
В качестве основных мер модернизации механизма управления муниципальным образованием на основе цифрового муниципалитета можно предложить следующее:
1) совершенствование федеральной и региональной нормативно-правовой базы в этой сфере, а именно:
— закрепление единого термина «цифровой муниципалитет» на федеральном уровне;
— включение в перечень вопросов местного значения развитие цифровых технологий, создание информационных ресурсов для управления муниципальным образованием;
— внесение изменений в паспорт национального проекта «Цифровая экономика» в части дополнения его новым федеральным проектом «Цифровое муниципальное управление»;
— разработка региональных программ, проектов по цифровизации муниципалитетов;
2) создание специализированных органов по цифровизации в структурах администраций муниципалитетов, которые играют важную роль в формировании комплексного подхода к цифровому муниципалитету;
3) обновление технического оборудования органов местного самоуправления, которое будет соответствовать современным условиям цифровой экономики;
4) постоянное совершенствование цифровых навыков муниципальных служащих, повышение их информационной культуры — при высоком уровне цифровой грамотности муниципальных служащих снижаются риски утраты информации и повышается степень ее защиты;
5) создание муниципальных информационных систем для налаживания информационного взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными и региональными органами;
6) модернизация официальных сайтов органов местного самоуправления для обеспечения эффективной обратной связи с населением.
Формирование института цифрового муниципалитета — важное направление экономики и муниципального управления. Необходимость внедрения цифрового муниципалитета в настоящее время отражает актуальный вектор развития местной власти. Перспективы цифрового муниципалитета будут напрямую зависеть от устранения проблемных областей в цифровизации муниципального управления и реализации предложенных мероприятий. Внедрение цифрового муниципалитета на всех территориях будет возможно только в случае осознания его эффективности, совместного с органами власти всех уровней и населения решения проблем.
Литература:
- Митрофанова, И. В. Цифровизация муниципальной экономики: глобальные тренды и практика российских муниципалитетов [Текст] / И. В. Митрофанова, С. Г. Пьянкова, О. Т. Ергунова // Общество: политика, экономика, право. — 2020. — № 10 (87). — С. 48–55.
- Сергиенко, А. М. Проблемы и перспективы развития цифрового государства на региональном и муниципальном уровнях / А. М. Сергиенко [Текст] // Государство и право в цифровую эпоху: Материалы международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022. — С. 162–169
- Чумичева, Д. А. К вопросу о цифровизации в области муниципального управления [Текст] / Д. А. Чумичева // 57-я Студенческая научно-техническая конференция, посвященная 90-летию ТулГУ (Россия, Тула, 21–25 декабря 2020 г.): сборник тезисов докладов. — Тула: ТулГУ, 2021. — С. 243–245.