Метафора как средство выражения идеологической модальности при освещении военно-политических событий в СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.10.2023

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Лупанова, Е. В. Метафора как средство выражения идеологической модальности при освещении военно-политических событий в СМИ / Е. В. Лупанова, Т. А. Батурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106520/ (дата обращения: 19.12.2024).



Рассматривается метафора в качестве средства реализации идеологической модальности в публикациях американских СМИ при освещении военно-политических событий. Представлен анализ статей ведущих информационных агентств США с целью выявления особенностей представления военно-политических событий в языке СМИ. Употребление авторами статей метафор позволяет неявно выразить оценку происходящих событий.

Ключевые слова: идеологическая модальность, средства массовой информации, метафора, воздействие.

This article is devoted to the metaphor as a linguistic means of ideological modality realization in the publications of American media, which cover military political events. The main aim of the article is to identify the peculiarities of the presentation of military-political events in the language of the media. The usage of metaphors by the authors of the articles makes it possible to implicitly express the assessment of the current events.

Средства массовой информации создают определенный идеологический фон, который может влиять на поведение и мышление людей. Этот фон может быть создан различными способами: отбором и особым характером предоставления информации с использованием специальной лексики и терминологии, различных стилистических приемов. Влияние СМИ на общество огромно: они могут создавать и поддерживать политический курс, влиять на формирование общественного мнения, создавая те или иные стереотипы.

Лингвистами отмечается способность средств массовой информации влиять на сознание людей с помощью идеологизированных концептов и интерпретаций, которые отражают определенные системы ценностей. Эта способность в основном присуща новостным медиатекстам, чьи лингвостилистические особенности передают идеологические различия в оформлении смыслов. Каждый текст словно имеет особое звучание, характер которого обусловлен, например, идеологической подосновой. Эти различия дают возможность выделить категорию идеологической модальности, которая основывается на противопоставлении нейтральных и маркированных в политико-идеологическом смысле компонентов текста. Идеологическая модальность в медиатекстах очень важна, так как она может передать определенную политическую, социальную и культурную позицию, которую автор хочет выразить. Идеологическая модальность представляет собой особый мировоззренческий оттенок, который передается с помощью различных языковых средств [1].

Одной из отличительных характеристик новостных сообщений, освещающих военно-политические события, является широкое употребление стилистических средств выразительности, в частности, метафор. Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений. Метафорическим словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит образное уподобление свойств одного явления свойствам другого [2]. Метафора помогает создавать яркие образы, которые основаны на непредсказуемых ассоциациях и именно метафора дает возможность различного толкования реальных сообщений [3]. Метафора — это отражение субъективного мира, то есть индивидуального, сформированного автором, наполненного яркими образами, которые обязательно найдут отклик в сознании читателя [4].

Метафора распространена в языке СМИ, так как является не только стилистическим приемом, но также средством языковой манипуляции, реализующим идеологическую модальность. Она обладает экспрессивностью, большой эмоциональной силой, метафора — это универсальное средство воздействия на человеческое сознание и подсознание. Как правило, она не только передает содержательный смысл, но также имеет способность влиять на эмоциональное и психологическое состояние аудитории. Ее использование СМИ может способствовать формированию определенных ценностей и мировоззрений в обществе, так как она позволяет убеждать без доказательств и побуждать к действию. Метафора способна вызывать эмоциональные реакции у реципиента, что может повлиять на его отношение к предмету обсуждения. При помощи метафоры можно сформировать различные чувства у людей: от ненависти и страха до чувства гордости и патриотизма.

Метафора используется СМИ для более красочного описания военно-политических событий, происходящих в мире. Они не только делают язык статьи более экспрессивным, но и содержат имплицитно выраженную оценку, передавая отношение автора к сообщаемому [5]. Метафора может быть эффективным инструментом воздействия, так как она способна привлечь внимание к более выгодной проблеме, склонить на свою сторону, изменить восприятие, сформировать картину мира.

Согласно Дж. Лакоффу и М. Джонсону, политическая идеология формулируется в метафорических терминах. При помощи метафор реципиент создает определенный образ и моделирует свое эмоционально-оценочное отношение к событиям и субъектам [6]. В основном метафора используется не для того, чтобы придать речи большую выразительность и разнообразие стилистики, а скорее для маскировки настоящих намерений автора. Метафоры прежде всего используются для описания негативных аспектов политики, экономики и социальной обстановки с целью выразительно осудить политического противника [7]. Авторы настолько эффективно используют метафору при описании событий, что само ее присутствие незаметно и это в свою очередь помогает манипулировать сознанием массового потребителя и даже контролировать бессознательные компоненты, ведь чем ярче и экспрессивнее речь, тем сильнее воздействие [8].

Используя метафору, автор может выражать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, ведь порой самоцелью автора является навязывание читателю своей точки зрения и погружения его в атмосферу бедствия и разрухи. Автор может влиять на сознание читателя, а использование метафор способно придать тексту агрессивную маркированность [9].

В данной статье предпринимается попытка проанализировать метафоры, используемые авторами публикаций американских и британских информационных агентств при освещении событий, связанных с проведением специальной военной операции на территории Украины. Материалом послужили публикации the New York Times, the Washington Post.

Рассмотрим примеры из сообщений новостных агентств:

1) President Volodymyr Zelensky of Ukraine, speaking to a nation that still bears the scars of nuclear catastrophe from the meltdown of the facility at Chernobyl in 1986… (Президент Украины Владимир Зеленский, обращаясь к нации, которая носит на себе шрамы ядерной катастрофы из-за аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, заявил…).

2) Volunteers have called for better coordination and communication on the national level to calm the fears that have driven the pockets of discontent .(Добровольцы и волонтеры призвали к укреплению сотрудничества и взаимодействия на национальном уровне с целью успокоить страхи, которые привели к возникновению очагов недовольства).

3) Vladimir Ashurkov, the executive director of Navalny’s Anti-Corruption Foundation, said Thursday the avalanche of sanctions so far from the West is having an effect in Russia. (Владимир Ашурков, исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией Навального, в четверг заявил, что в настоящее время на Россию идет лавина санкций со стороны Запада).

4) All day long, the walls of the hospital shake with the thunder of battles raging near Kramatorsk, an industrial city in the Donbas region, where Russian forces have been waging a bloody offensive . (Весь день стены госпиталя сотрясаются от грохота боев, бушующих под Краматорском, промышленным городом Донбасса, где российские войска ведут кровопролитное наступление).

Словосочетания the scars of nuclear catastrophe [10], the pockets of discontent [11], the avalanche of sanctions , the thunder of battles [12] оказывают мощное влияние на аудиторию: вызывают беспокойство, страх, недовольство, переживание.

Метафоры делают язык повествования насыщенным, ярким, соединяя в себе реализацию функции воздействия на уровне языка с реализацией интерпретационной функции массовой коммуникации. [1, c 138]. Специальная военная операция рассматривается как стихийное бедствие или природный катаклизм, как огромная угроза человечеству. В основе употребления метафор лежит установка на негативное влияние на реципиента и на формирование негативного мнения. Авторы пытаются окунуть читателя в атмосферу хаоса, где происходит разрушение и смерть.

В отрывке из статьи газеты the New York Times создается ощущение общей негативной оценки, которое передается при помощи онтологической метафоры.

Ukrainian forces advanced on the Russian-occupied city of Kherson in the south on Friday… as the armies fought not only each other but also a thick clay muck that can swallow vehicles’ wheels and soldiers’ boots whole. (В пятницу украинские войска с юга выдвинулись на город Херсон, находящийся под контролем России… поскольку армии сражались не только друг с другом, но и с густой глиняной жижей, которая может проглотить колеса транспортных средств и солдатские сапоги) [13].

В тексте используется онтологическая метафора, которая являет собой способ представления абстрактных понятий через конкретные предметы и явления мира, то есть, когда предмету или явлению приписываются человеческие свойства, которые представляются, как живые существа или действующие субъекты [6, c.115]. Автор описывает тяжелые военные условия в связи с приближающейся зимой, солдатам приходится передвигаться по бездорожью, когда машины буквально утопают в грязи.

Приведем еще один пример: Russia is doing what it can to tighten the noose, in what appears to be an effort to bring President Volodymyr Zelensky’s country to economic collapse. (Россия делает все возможное, чтобы затянуть петлю на шее Украины, что фактически является попыткой довести страну президента Владимира Зеленского до экономического коллапса).

Метафора “to tighten the noose” означает “затянуть петлю на шее” то есть фактически говорится о том, что Россия прилагает максимум усилий, чтобы привести Украину к экономическому упадку.

В своем заявлении президент Украины говорит: “the price is people”. В данном случае метафора служит для того, чтобы показать, что жителям города Херсона приходится нелегко, и они сталкиваются с невероятными трудностями из-за происходящих боевых действий и платят за это ценой собственной жизни. The longer it takes Ukrainian forces to drive the Russians out of the city, the more dire the conditions will be for any civilians who remain. It’s difficult because the price is people . (Чем больше времени потребуется украинским силам, чтобы вытеснить русских из города, тем более ужасными будут условия для оставшихся мирных жителей. Это сложно, потому что цена — люди) [14].

Средства массовой информации любого государства всегда стараются представить события в выгодном для себя свете, подчеркнуть собственные достоинства. По сведениям американского источника Нью-Йорк Таймс, Россия интерпретирует все события, связанные с военной операцией на Украине, по-своему, показывая себя с лучшей стороны и, говоря о давлении со стороны Европы, сравнивает ее с “моральным болотом”.

On state media, Russia is a pillar of traditional values, bound to prevail over the moral swamp that is the West. (В государственных СМИ Россия — это оплот традиционных ценностей, который возвышается над моральным болотом, которым является Запад) [15].

В заключении отметим, что в условиях сложившейся обстановки в мире средства массовой информации оказывают огромное влияние на сознание аудитории, создавая в большей степени негативный настрой. В результате проведенного исследования публикаций the Washington Post и the New York Times можно сделать вывод, что авторами активно используются метафоры с целью оказания мощного манипулятивного воздействия, предоставляя определенный образ и оценку происходящего. Метафоры в СМИ могут значительно влиять на восприятие и понимание событий в Украине, а также на эмоциональное отношение к ним. Они могут быть использованы как средство формирования публичного мнения и поддержки определенных политических позиций.

Литература:

  1. Добросклонская. Лингвистические способы выражения идеологической модальности в медиатекстах //Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2009. С.85–93
  2. Тимофеев Л. И. Словарь литературоведческих терминов,1974.
  3. Ганюшина М. А. Символика константных и вариативных черт в языковой картине мире. Москва, 2007.
  4. Игнатьева Е. А. Роль и функции метафоры в СМИ.
  5. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи. Изд.2-е, М.: Едиториал УРСС, 2005.
  6. Лакофф Джордж, Джонсон Марк. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ./ Под ред. А. Н. Баранова, М.: Едиториал УРСС, 2004.
  7. Ермакова О. П. Проблемы лексической семантики производных и членимых слов. М., 1978.
  8. Е. М. Полякова. Политическая метафора в англоязычном медиадискурсе. М., 2009. С.74–78.
  9. Ю. В. Чудинова. Агрессивная метафора как эмоционально-экспрессивное стилистическое средство формирования негативного общественного мнения // Гуманитарные исследования. 2021. № 2. С. 79–84.
  10. https://www.nytimes.com/2022/08/12/world/europe/ukraine-zaporizhzhia-nuclear-plant.html?searchResultPosition=4
  11. https://www.nytimes.com/2022/09/05/world/europe/ukraine-refugees-rural-ireland.html
  12. https://www.washingtonpost.com/politics/navalnys-team-urges-more-russian-sanctions-to-help-ukraine/2022/05/19.html
  13. https://www.nytimes.com/2022/05/17/briefing/russia-ukraine-war-mariupol-azovstal.html
  14. https://www.nytimes.com/2022/10/28/world/europe/ukraine-russia-kherson-bakhmut-sobchak.html
  15. https://www.nytimes.com/2022/08/21/world/europe/russian-media-ukraine-war.html
Основные термины (генерируются автоматически): метафора, идеологическая модальность, Россия, массовая информация, автор, событие, Украина, Владимир, онтологическая метафора, специальная военная операция.


Ключевые слова

метафора, средства массовой информации, воздействие, идеологическая модальность

Похожие статьи

Роль дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам

Настоящая статья посвящена исследованию роли дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам. В работе проанализированы основные определения понятия «дисфемизм», предложенные лингвистами, а также причины использования дисфе...

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации

Статья рассматривает лингвистические особенности медиа, которые являются одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Они отражают речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Сегодня в средствах массовой информации наблюдается тен...

Специфика языковой объективации труда в русских паремиях

В статье рассматривается проблематика языковой объективации труда в русском языке, в контексте пословиц и поговорок. Описывается роль пословиц и поговорок, как материала для лингвистических исследований, их значимость для понимания языковой картины м...

Языковая репрезентация образа сотрудника полиции в английской и русской лингвокультурах (на материале англоязычных и русскоязычных новостных изданий)

В статье проводится сравнительное исследование репрезентативного представления образа сотрудника полиции в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах с опорой на взаимосвязь категорий языка и культуры. Таким образом демонстрируется существование ре...

Укрепление имиджа государственных служащих при помощи средств массовой коммуникации

В статье рассмотрены особенности влияния деятельности СМИ на имидж государственных служащих, предложена условная классификация, подразделяющая формирование имиджа с помощью СМИ на непроизвольное и целенаправленное в зависимости от наличия и направлен...

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Языковые реалии как средство манипуляции общественным мнением (на основе иранских и российских информационных текстов)

В рамках языкового механизма воздействия на общественность в статье рассматривается такое явление как реалии. Реалии, используемые в текстах информационного характера, играют огромную роль в формировании единого мнения в отношении того или иного собы...

Медиатекст как объект лингвистических исследований

В данной статье рассмотрены особенности такого компонента информационно-аналитической статьи как стилистическая конвергенция, которая является эффективным средством манипуляции человеческим сознанием. Определены типы и функции стилистической конверге...

О некоторых новых словах в сфере образования

Данная статья посвящена одному из самых продуктивных и динамичных процессов в современном русском языке — словообразованию. В статье выявляются основные тенденции современного русского словообразования в образовательной сфере, анализируются их особен...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Похожие статьи

Роль дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам

Настоящая статья посвящена исследованию роли дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам. В работе проанализированы основные определения понятия «дисфемизм», предложенные лингвистами, а также причины использования дисфе...

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации

Статья рассматривает лингвистические особенности медиа, которые являются одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Они отражают речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Сегодня в средствах массовой информации наблюдается тен...

Специфика языковой объективации труда в русских паремиях

В статье рассматривается проблематика языковой объективации труда в русском языке, в контексте пословиц и поговорок. Описывается роль пословиц и поговорок, как материала для лингвистических исследований, их значимость для понимания языковой картины м...

Языковая репрезентация образа сотрудника полиции в английской и русской лингвокультурах (на материале англоязычных и русскоязычных новостных изданий)

В статье проводится сравнительное исследование репрезентативного представления образа сотрудника полиции в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах с опорой на взаимосвязь категорий языка и культуры. Таким образом демонстрируется существование ре...

Укрепление имиджа государственных служащих при помощи средств массовой коммуникации

В статье рассмотрены особенности влияния деятельности СМИ на имидж государственных служащих, предложена условная классификация, подразделяющая формирование имиджа с помощью СМИ на непроизвольное и целенаправленное в зависимости от наличия и направлен...

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Языковые реалии как средство манипуляции общественным мнением (на основе иранских и российских информационных текстов)

В рамках языкового механизма воздействия на общественность в статье рассматривается такое явление как реалии. Реалии, используемые в текстах информационного характера, играют огромную роль в формировании единого мнения в отношении того или иного собы...

Медиатекст как объект лингвистических исследований

В данной статье рассмотрены особенности такого компонента информационно-аналитической статьи как стилистическая конвергенция, которая является эффективным средством манипуляции человеческим сознанием. Определены типы и функции стилистической конверге...

О некоторых новых словах в сфере образования

Данная статья посвящена одному из самых продуктивных и динамичных процессов в современном русском языке — словообразованию. В статье выявляются основные тенденции современного русского словообразования в образовательной сфере, анализируются их особен...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Задать вопрос