В статье автором освещены особенности применения новых форм информирования субъектов гражданского судопроизводства о состоянии и движении гражданского дела. Анализируются отдельные проблемы информационного обеспечения в условиях цифровизации правосудия.
Ключевые слова : гражданский процесс, суд, формы информационного обеспечения, электронный документооборот, портал «Госуслуги», российское судопроизводство.
С 2022 года действуют изменения в ГПК РФ, согласно которым судебное извещение в электронном виде направляется посредством единого портала государственных и муниципальных услуг либо системы электронного документооборота участника процесса с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (абз. 1 ч. 7 ст. 113 ГПК РФ).
Кроме того, информация о принятии искового заявления, заявления к производству суда, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено ГПК РФ, а по делам с сокращёнными сроками рассмотрения — не позднее чем за три дня до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия (абз. 2 данной части ст. 113 ГПК РФ).
Анализ судебной практики показывает, что суды стали воспринимать публикацию сведений на официальном сайте как надлежащее извещение участников гражданского судопроизводства. Со ссылкой на ч.7 ст. 113 ГПК РФ суды, в частности, пишут, что лица, участвующие в деле, были извещены о рассмотрении дела размещением информации на официальном сайте суда [1,2], упоминаний об иных формах извещения не содержится. По нашему мнению, это неверная позиция. Оба абзаца части седьмой статьи 113 ГПК РФ следует воспринимать в единстве, а также в совокупности с другими частями. Как представляется, размещение информации о ходе дела на официальном сайте суда не должно быть единственным способом извещения участников процесса. Ещё в 2016 году законодатель возложил на органы публичной власти обязанность т. н. «самоизвещения», то есть самостоятельного отслеживания ими движения дела на официальном сайте суда после получения первого судебного извещения. Это был первый шаг перехода к повсеместному использованию исключительно информационных технологий [4, с. 107–108]. Между тем, такой подход последовательно критикуется в научной литературе [8, с. 168]. Возложение подобной обязанности под угрозой санкций в виде неблагоприятных процессуальных последствий вряд ли оправдано, особенно в условиях несвоевременной актуализации информации на сайте суда и в ГАС «Правосудие», а также при возможности технических и сетевых неполадок. Известно, что в ряде муниципалитетов России (особенно, в районах, далёких от административного центра) до сих пор стоит проблема устаревшей техники, не говоря уже о том, что в некоторых районах технической оснащённости вовсе нет. Безусловно, у органов публичной власти есть право заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования сети «Интернет», но только при отсутствии технической возможности (которое ещё нужно доказать) (абз. 3 ч. 2.1. ст. 113 ГПК РФ), а это увеличивает сроки рассмотрения дела.
Поэтому и для граждан, и для органов публичной власти способ извещения путём размещения информации о движении дела на официальном сайте суда должен быть дополнительным, применяемым вместе с судебной повесткой, СМС-сообщением или судебным извещением в электронном виде, направляемым через портал государственных и муниципальных услуг или систему межведомственного взаимодействия. Интересно, что постановлением Пленума Верховного Суда РФ сказанное относится лишь к уголовному процессу: «размещение информации, связанной с рассмотрением судом уголовного дела, на официальном сайте соответствующего суда в сети «Интернет» является дополнительным способом информирования участников уголовного судопроизводства о времени и месте судебного заседания» [6].
При этом потенциал портала «Госуслуги» в сфере судебных извещений и вызовов представляется серьёзным. Помимо возможности фиксации получения адресатом извещения, посредством портала государственных и муниципальных услуг лицо аутентифицируется, что фактически сводит к минимуму возможность доставки письма иному лицу. Важно отметить, что для получения судебных извещений на портале «Госуслуг» также необходимо согласие лица на получение уведомлений, которое можно дать в специальном разделе меню портала [7]. Через портал суд может отправить сторонам не только судебные извещения, но и прилагаемые к ним документы и запросы [3, с. 259]. Корреспонденция отправляется в формате переносимого документа (PDF), заверенного электронной подписью. Отчёт о доставке данных документов также заверяется электронной подписью.
Любопытно предложение Ю. В. Малинского о разработке отдельного мобильного приложения «Российское судопроизводство», которое должно быть предназначено как для отслеживания изменений законодательства и новостей судебной системы, так и для подачи заявлений и обращений (в том числе с медиафайлами). Цель такого приложения — обеспечение оперативной связи с судами по вопросам движения гражданского дела, а равно взаимодействие судов с участниками судопроизводства [5, с. 27–28]. Сама по себе идея создания специального программного обеспечения для взаимодействия судов и граждан и организаций представляется полезной, но следует учитывать, что любые поправки в законодательство (как изменяющие существующее положение, так и создающие новые правоотношения) должны строиться на основе принципов гражданского процессуального права.
Таким образом, считаем, что, во-первых, информирование субъектов гражданского процесса о движении дела на портале «Госуслуги» или сайте суда не должно являться единственным способом судебного извещения, во-вторых, обязанность публичных органов по «самоизвещению» также должна быть смягчена в сторону возможности выбирать удобный способ отслеживания информации о ходе дела.
Литература:
- Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20 декабря 2022 г. по делу № 33–10143/2022 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 14 июня 2022 г. по делу № 33–3-4619/2022 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
- Беланова Г. О., Ярошенко А. Ф. Проблемы извещения лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, посредством использования информационных технологий // Молодой учёный. 2020. № 21. С. 258–260.
- Луконина Ю. А. Цифровая цивилистическая процессуальная форма: теоретико-прикладные аспекты: дис.... канд. юрид. наук. — Саратов, 2023. 239 с.
- Малинский Ю. В. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в институт извещения и уведомления в сфере судопроизводства // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 1. С. 25–32.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 4.
- Суды начнут рассылать повестки через портал госуслуг // «Российская газета», 26 июня 2023 г. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 21.08. 2023 г.)
- Трансформация правового регулирования отношений, связанных с применением цифровых технологий в судебной системе и в системе исполнения судебных актов. Ч. 1: монография / кол. авторов; под ред. С. Ф. Афанасьева, В. Ф. Борисовой. — М.: РУСАЙНС, 2022. 200 с.