Оспаривание нормативно-правовых актов органов государственной власти имеет важное значение в правовой системе и обществе в целом. В статье отмечены особенности оспаривания нормативно правовых актов органов государственной власти. Выявлены проблемы в рассматриваемой области.
Ключевые слова: нормативно-правовой акт, органы государственной власти, оспаривание, суд.
Challenging regulatory legal acts of public authorities is important in the legal system and society as a whole. The article highlights the peculiarities of challenging normative legal acts of state authorities. The problems in the considered area are revealed.
Keywords: regulatory legal act, public authorities, challenge, court.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд. Оспаривание нормативно-правовых актов органов государственной власти — это важная процедура, которая позволяет гражданам и юридическим лицам защищать свои права и интересы, если они считают, что акты органов государственной власти нарушают их права или противоречат закону. В России для оспаривания нормативно-правовых актов существует специальный порядок, включающий следующие этапы:
- Предъявление административного искового заявления. Гражданин или юридическое лицо должны предъявить административное исковое заявление в суд общей юрисдикции. В этом заявлении должны быть указаны основания оспаривания акта, представлены доказательства и перечислены требования к суду. Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1–21 КАС РФ [1]. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ [1].
- Рассмотрение искового заявления судом. Суд рассматривает исковое заявление и проводит судебное разбирательство. В рамках этого процесса суд может принимать доказательства, слушать стороны и принимать решение по делу.
- Обжалование решения суда. Если сторона не согласна с решением суда, она имеет право обжаловать его в апелляционном порядке. Апелляционная инстанция рассматривает обжалование, пересматривает доказательства и принимает новое решение.
- Рассмотрение дела в вышестоящих инстанциях. Если сторона не согласна с решением апелляционного суда, она может обратиться в кассационный или надзорный суд. Эти инстанции пересматривают решение, проверяют его на соответствие закону и могут вынести новое решение.
Рассматривая процессуальные особенности рассмотрения данной категории дел, следует отметить, что предметом спора, является, нормативный правовой акт.
Следует согласиться с позицией Ю. Г. Насонова который определяет нормативный правовой акт как «изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, направленные на урегулирование общественных интересов, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом» [2, с. 35].
При проверке актов суд оценивает их на соответствие нормативным установлениям, регулирующим отношения сторон в сфере реализуемой властным субъектом компетенции по предмету ведения. В частности, ни акт проверки, ни письмо органа исполнительной власти критериям правоприменительного акта не отвечают, не содержат обязательных к исполнению требований, не возлагают обязательств и не ограничивают прав и интересов учреждения каким-либо иным образом. В частности, акты проверки (контрольно-надзорных органов) по своей сути являются материальным оформлением результатов проведенного контрольного мероприятия, фиксирует обстоятельства выявленных нарушений и их документальное подтверждение.
Оспаривание нормативно-правовых актов органов государственной власти может столкнуться с некоторыми проблемами и сложностями. Отметим некоторые из них.
- Сложность процедуры. Процесс оспаривания нормативно-правовых актов требует соблюдения определенных процессуальных правил и сроков.
- Доказательства. Оспаривание актов требует представления доказательств, подтверждающих неправомерность или неконституционность акта. Получение и представление достаточных доказательств может быть сложной задачей, особенно если доступ к информации ограничен или если требуется экспертное мнение.
- Затраты. Оспаривание нормативно-правовых актов может быть связано с определенными затратами, такими как гонорары адвокатов, судебные сборы и другие расходы. Это может стать финансовым бременем для лиц, оспаривающих акт. Дороговизна судебных процедур является одной из серьезных проблем, с которыми сталкиваются люди, желающие реализовать свои права через судебную защиту.
- Время. Судебные процессы могут занимать длительное время, особенно если дело проходит через несколько инстанций. Длительность судебных процедур может быть связана с загруженностью судебной системы. Если в судах большое количество дел, это может привести к задержкам.
Если одна из сторон решает обжаловать решение суда, это может значительно задержать процесс. В случае апелляции дело может перейти в вышестоящую судебную инстанцию, где возможны дополнительные рассмотрения и заслушивание аргументов.
Представляется, что для решения данной проблемы необходимо:
- Установить максимальный срок рассмотрения обращения — 1 месяц с момента регистрации обращения. Данное нововведение будет способствовать ускорению процедуры принятия обращения.
- Закрепить максимальный срок предварительного изучения судьей (судьями) обращения — 2 месяца с момента передачи дела судье. Закрепление данного срока, послужит ускорению принятия обращения к производству.
- Ограничения на оспаривание. В некоторых случаях законодательство может устанавливать ограничения на оспаривание нормативно-правовых актов, например, в отношении актов, связанных с национальной безопасностью или обороной. Это может ограничивать возможности граждан и организаций обжаловать определенные акты.
В завершение отметим, что несмотря на эти проблемы, оспаривание нормативно-правовых актов имеет важное значение в обеспечении правовой защиты граждан и ограничении возможности злоупотребления властью. Судебные процессы позволяют привлекать внимание к неправомерным нормам и способствуют развитию правового государства. Оспаривание нормативно-правовых актов позволяет гражданам защищать свои права и свободы от неправомерных или противоречащих закону актов государственных органов, что способствует обеспечению справедливости и правовой защите граждан. Оспаривание актов государственных органов дает возможность контролировать и ограничивать последних в злоупотреблении своими полномочиями или принимать незаконные решения. Это способствует соблюдению принципа верховенства права и поддерживает доверие к государственным органам.
Литература:
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. № 49. 11.03.2015.
- Насонов Ю. Г. Участие прокурора в административном судопроизводстве: правовое регулирование и правоприменительная практика: пособие / [Ю. Г. Насонов и др.]; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2017. — 167 с.