Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие электронного документооборота в организациях

Прочее
01.10.2023
440
Поделиться
Библиографическое описание
Ходжаева, С. А. Развитие электронного документооборота в организациях / С. А. Ходжаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106318/.


Статья посвящена истории зарождения электронного документооборота в России, рассмотрению нормативно-правовой базы для закрепления юридически значимого электронного документооборота, а также преимуществам и недостаткам внедрения электронного документооборота в организации.

Ключевые слова: электронный документооборот, документ, автоматизация процессов.

Одним из признаков развитой цивилизации, а также государственной задачей является сохранение документального наследия. Сохранить культурно-историческое множество видов документов — это сложная задача, которая стоит перед архивами, дабы знания, накопленные человечеством не за одно тысячелетие, можно было влить в информационное сознание современного общества.

К сожалению, многие документы недолговечны и легко разрушаемы, особенно в неблагоприятных для них условиях. Поэтому современное общество идет в ногу со временем и пытается сохранить то, что однажды был создано человком много лет назад, так и то, что создается по сей день. Теперь документационное обеспечение управления в организациях невозможно представить без введния системы электронного документооборота. Для рационального управления документами внедрение СЭД стало радикальным и мудрым решением, так как это минимизировало количество ошибок, утрату документов, вывело оперативность работы на новый уровень.

Если говорить о истории электронного документооборота, она начинается еще в 1980-ых годах, тогда автоматизация документооборота была внедрена исключительно в государственные структуры, потому что присутствовало много факторов, затормаживающих эти процессы. Например, стоимость производственных систем на то время была очень высока.

Создание нормативно-правовой базы послужило для широкого распространения процесса обмена ЭД (далее электронного документа) для закрепления юридически значимого электронного документооборота (таб.1)

Таблица 1

Задача

Нормативно-правовая документация

Поддержание юридической значимости ЭД

ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологий и о защите информации»

ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи»

Законность ЭД

ГК РФ от 30.11.1994

Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000

ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»

Порядок использования ЭД

Приказ Минфина РФ от 25.04.2011 «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи»

Приказ ФНС России от 17.02.2011 «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

Признание судебными органами ЭД наравне с бумажными

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002

Также, к основным причинам перехода орагнизаций на электронный документооборот можно отнести:

— Уменьшение времени на передачу информации

— Электронная подпись

— Сокращение затрат на почтовые рассылки

— Экономия на закупках для ведения бумажного документооборота

По статистике в 2021 году объем ЭД в России достиг 1,1 млрд. Прирост количества внедрений систем юридически значимого электронного докуменооборота по сравнению с 2020 годом оценили в 40 %. Тенденция сохраняется и по сегодняшний день.

По данным одной из систем ЭДО, активнее всего пользуются электронным документооборотом такие сферы, как: торговля, спорт, образование, общепит компании ведующие бизнесс бытовых услуг, бюджетные организации и туризм.

Для того чтобы быстро и успешно внедрить процесс ЭД необходимо решить несколько задач:

  1. Провести настройку системы обмена электронной информации;
  2. Обучить персонал и предоставить инструкции по использованию ЭДО;
  3. Разработать необходимые документы в части законодательства;
  4. Провести работу по разъяснению преимуществ работы с ЭД для партнеров.

Говоря о преимуществах перевода на ЭДО, нельзя не отметить следующее: экономия времени на обработку, составление и обмен документами, рациональное использование трудовых ресурсов, экономия расходов на бумагу, оптимизация бизнес-процессов в организации, исключение потребности вдвойной работе при внешних запросах заинтересованных пользователей.

Однако, несмотря на все преимущества, есть и значительные недостатки, присущие переводу на ЭДО, к ним можно отнести: затраты на приобретение и внедрение ПО для осуществления ЭДО, возрастание объемов, неподготовленность сотрудников.

Таким образом, отказаться от бумажного документооборота на современном этапе становится экономически выгоднее для организаций, поэтому стремление к цифровизации будет только расти.

Литература:

  1. Бушуева Е. Электронный документооборот в России: история и современное состояние дел. Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2012. № 5.
  2. Отчетность через Интернет «Контур.Диадок» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kontur.ru/diadoc/spravka/38024-analiz_rynka_elektronnogo_dokumentooborota
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
электронный документооборот
документ
автоматизация процессов
Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 222-223):
Часть 3 (стр. 141-223)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 222-223стр. 223

Молодой учёный