Мастер-класс как форма проведения профориентационной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 01.10.2023

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Андреева, З. А. Мастер-класс как форма проведения профориентационной работы / З. А. Андреева, А. А. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 167-171. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106301/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье затрагивается проблема выбора профессии учащихся школ. Благодаря ряду мероприятий при проведении профориентационной работы ученики школ могут оопределиться с выбором будущей специальности. Одной из самых эффективных форм деятельности профориентационной работы является мастер-класс, так как подразумевает обучающий тренинг-семинар, при котором происходит передача практического опыта от преподавателя к ученикам. Поэтому по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» для презентации специфики работы монтера была выбрана данная технология. В заключении статьи приведен план-конспект мастер-класса и критерии оценивания результатов.

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей профессии. Эта проблема является достаточно сложной для учеников, которые не определились с будущей специальностью. Для учащихся вопросы профориентации актуальны и знакомы, но с какой стороны подойти к решению, далеко не все представляют. Поэтому школы и профессиональные образовательные учреждения могут совместно разработать ряд мероприятий, которые будут способствовать самоопределению учащихся.

В общеобразовательных учреждениях профориентационная работа ведется нацелено на выбор конкретной профессии каждым учеником или с целью формирования универсальных качеств (общих компетенций), позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный выбор профессии.

Профориентационная работа является системой учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о будущей профессии.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе и в профессиональных образовательных учреждениях приносит большую пользу тогда, когда привлечен весь педагогический коллектив и работодатели.

В нашем техникуме профориентационная работа проводится под ответственностью руководителя центра содействия трудоустройства выпускников, ответственного секретаря приемной комиссии, преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Формы деятельности профориентационной работы в техникуме:

— дни открытых дверей; презентация профессий, специальностей; выставки; экскурсии;

— мастер-классы, тренинги;

— поддержка страницы по профориентации на сайте техникума;

— видеоролики, виртуальные экскурсии по техникуму;

— выезд профориентаторов в школы близлежащих районов;

— профориентационный проект «Билет в будущее»;

— сотрудничество с работодателями, проведение совместных мероприятий, взаимодействие с социальными партнерами.

Для того, чтобы качественно проводилась профориентационная работа в нашем техникуме действует проект «Транспортная школа». В рамках данного проекта проводятся различные мероприятия: профпробы, мастер-классы, экскурсии, встречи с выпускниками техникума, которые успешно работают по своей специальности. Также с нового учебного года планируется открытие железнодорожного класса, который будет проходить в форме элективного курса.

На наш взгляд, самой эффективной формой проведения профориентационной работы является мастер-класс. Так как мастер-класс представляет собой тренинг-семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения интереса школьников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-классы проводят все преподаватели специальных дисциплин для школьников, которые приезжают для ознакомления со специальностями, материально-технической базой, особенностями проведения занятий.

План-конспект мастер-класса

Тема мастер-класса: «Рабочая профессия — монтер пути»

Цель : Ознакомление с профессией монтера пути

Задачи :

1) Демонстрация преподавателем конструкции и отдельных элементов верхнего строения пути;

2) Наглядный показ последовательности действий при выполнении работ в качестве монтера пути.

План проведения мастер-класса:

1. Вступительная часть, где даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

2. Основная демонстрационная часть;

3. Разделение по командам из 3–4 обучающихся;

4. Выполнение заданий, связанных с профессией монтера пути;

5. Взаимопроверка обучающимися выполненных заданий;

6. Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;

7. Подведение итогов руководителем мастер-класса.

I Этап «Верхнее строение пути»

Верхнее строение пути служит для направления движения подвижного состава, восприятия силовых воздействий от его колес и передачи их на нижнее строение.

Верхнее строение пути представляет собой комплексную конструкцию, включающую балластный слой, шпалы, рельсы и рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, мостовые и переводные брусья [2 с.62].

Задание : Викторина «Железнодорожный путь»

  1. Назовите основные элементы верхнего строения пути ( ответ : рельсы, шпалы, балластный слой, рельсовые скрепления);
  2. Какие виды шпал вы знаете? ( ответ : железобетонные, деревянные);
  3. Чем скрепляют рельсы к деревянным шпалам? ( ответ : костылями);
  4. С помощью чего скрепляют рельсы между собой? ( ответ : накладками, болтами, гайками, шайбами);
  5. Какие материалы применяют в качестве балласта? ( ответ : щебень, гравий, песчано-гравийная смесь).

II этап «Сигнальные знаки»

Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ, подлежащий безусловному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала [2 с.135]. Визуальные (видимые) сигналы подаются сигнальными приборами железнодорожного транспорта (светофорами, локомотивными светофорами (устройствами индикации локомотивных устройств безопасности), семафорами, дисками, щитами, фонарями, флагами, сигнальными указателями и сигнальными знаками) [3 с.94].

Задание : Установите соответствие между знаками и их названиями

Таблица 1

Сигнальные знаки на железнодорожном транспорте

Сигнальные знаки

Наименования

Путевой сигнальный знак Сигнал остановки, купить по низкой цене в Москве

А.

Переносные сигналы «Уменьшение скорости»

Знаки путевые и сигнальные железных дорог - Каталог знаков и плакатов безопасности. ООО Электро-Стандарт

Б.

Сигнал остановки

Железнодорожные путевые знаки. Виды и описание, 03.09.2019 – «ГАСЗНАК», Москва

В.

Сигнальные знаки «начало опасного места» и «конец опасного места»

Железнодорожные путевые сигнальные жд знаки ГОСТ 8442-65

Г.

Сигнальный знак «о подаче свистка»

Запишите ответы в данной таблице

1

2

3

4

Правильный ответ : 1-Б; 2-А;3-Г; 4-В

III этап «Путевые шаблоны»

Проверка ширины рельсовой колеи и уровня производится по ходу осмотра выборочно шаблоном типа ЦУП [1 с.123]. Штангенциркуль предназначен для измерения геометрических параметров элементов верхнего строения пути.

Оборудования : шаблон путеизмерительный ПШ1520, штангенциркуль путевой ПШВ «Путеец», рельс Р 65

Измеряемые параметры :

  1. ширина колеи;
  2. уровень рельсовых нитей;
  3. высота рельса Р65;
  4. ширина головки рельса Р65.

Задание : При помощи путевых шаблонов измерьте геометрические параметры верхнего строения пути

Таблица 2

Практические задания

п/п

Задание

Изображение

Ответ

1

С помощью данного шаблона измерьте ширину колеи и запишите результат

Путевой шаблон устанавливают, как показано на рисунке 1.

Шаблон путеизмерительный ПШ1520

Рис. 1 Шаблон путеизмерительный ПШ1520

Для измерения ширины колеи считать показания против стрелки

по шкале рис. 2

Шкала измерения

Рис. 2 Шкала измерения

2

С помощью данного шаблона измерьте уровень рельсовых нитей и запишите результат

Необходимо поворачивать диск шкалы возвышения шаблона до тех пор, пока пузырек ампулы не встанет между средними штрихами ампулы рис. 3

Уровень

Рис. 3 Уровень

3

При помощи штангенциркуля измерьте высоту рельса Р65

Установите штангенциркуль путевой ПШВ «Путеец» на измеряемый рельс, как показано на рис. 4, подведите рамку большую до упора измерительного наконечника в головку рельса и закрепите рамку зажимны устройством.

Измерение высоты рельса

Рис. 4 Измерение высоты рельса

4

Используя штангенциркуль, измерьте ширину головки рельса Р65

Установите штангенциркуль ПШВ «Путеец» на головку рельса так (рис. 5), чтобы измерительная поверхность движка касалась поверхностикатания головки, а штанга направлена внутрь наконечников. Сведите губки штангенциркуля до касания измерительныеми наконечниками головки рельса и закрепите положение зажимным устройством

Рис. Измерение головки рельса

Результат: количество правильных ответов, вовлеченность в работу всей команды.

Наибольшее количество правильных ответов означает заинтересованность школьников к профессии монтера пути.

После проведения мастер-класса обучающимися были проведены самоанализы для выявления удачных и менее удачных этапов, чтобы затем внести в содержание и форму проведения коррективы.

Для определения эффективности, подготовки и проведения мастер-класса использованы следующие критерии: презентативность, мотивированность и последовательность.

Литература:

  1. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утверждённая распоряжением ОАО «РЖД» № 2288р от 14.11.2016
  2. Общий курс железных дорог: учеб. пособие для студентов 2 курса / Т. В. Бахтина. — Волгоград: ВТЖТ — филиал ФГБОУ ВО РГУПС, 2021. — 224 с.
  3. ПТЭ ЖД РФ 2022 — Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России № 250 от 23.06.2022. — 523 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, верхнее строение пути, железнодорожный транспорт, ответ, профессия монтера пути, III, балластный слой, будущая специальность, высота рельса, опасное место.


Похожие статьи

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...

Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами

В статье рассматриваются вопросы профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована актуальность проблемы выбора профессии учителя будущими абитуриентами и повышения имиджа учителя. Освещен опыт работы от...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения

В статье рассматриваются особенности процесса организации самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» с применением электронного образовательного курса на базе приложения Moodle. Автор обосновывае...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament

В данной статье изложено описание авторской модификации традиционного конкурса команд. Авторы статьи предлагают адаптированный вариант игры для условий воспитательно-образовательного процесса по иностранному языку в высшем учебном заведении и, в част...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Похожие статьи

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...

Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами

В статье рассматриваются вопросы профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована актуальность проблемы выбора профессии учителя будущими абитуриентами и повышения имиджа учителя. Освещен опыт работы от...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения

В статье рассматриваются особенности процесса организации самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» с применением электронного образовательного курса на базе приложения Moodle. Автор обосновывае...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament

В данной статье изложено описание авторской модификации традиционного конкурса команд. Авторы статьи предлагают адаптированный вариант игры для условий воспитательно-образовательного процесса по иностранному языку в высшем учебном заведении и, в част...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Задать вопрос