Правосознание является неотъемлемой частью общества, это своеобразная система ценностей, выработанная личностью с ранних лет его окружением, семьёй, друзьями. Именно первичное окружение формирует базис, на который наслаивается система знаний о праве, динамика исторического и современного состояния соотношений прав и обязанностей.
В. Н. Протасов под термином «правосознание понимает совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народов) к действующему и желаемому праву, а также к праву прошлых эпох [8, c. 62]. Весьма короткое и сухое определение, выделяющие основные и самые значимые признаки.
Правосознание, исторически возникшая, неразрывная с правом форма значимого общественного мышления, что отличается способностью действовать на опережение, предугадывать события общественной жизни. Априори, правосознание проецирует законодательство через призму должного и отличается своеобразным способом изложения и реформирования социальных процессов [7, c. 322].
Переходя в структуру правосознания, важно отметить не составные элементы, а способ их взаимодействия и связи, подобный подход к изучению позволяет заполучить не только статику компонентов, но и динамику. К структуре традиционно предписывают: правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология не просто компиляция взглядов, идей, теорий, убеждений к настоящему праву, доктринальное мнение признаёт правовую идеологию одним из способов толкования принципов и норм, служащим ликвидации пробелов в праве. Правовая психология определяет право с момента изъявления правотворческой инициативы до момента применения, изъявляет чувственную оценку проявлений права [3].
Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования. По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением права, так как проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют друг с другом, составляя порознь только часть целого.
I. Правосознание состоит из трёх компонентов:
- Отражение правовой действительности — способность сознания на определённом уровне выстраивать связь окружающих процессов с правовыми предписаниями, устанавливающими обязательную модель поведения [6, c. 606]. Правосознание является призмой, проводящую общественное бытие, через поддающиеся праву отношения. Каждый человек обладает правосознанием, вне зависимости от того известно ему или нет, оно сопровождает повсюду, с осознанного возраста до смерти [1, c. 127]. Правосознание и право не тождественны, правосознание область эмпирического, духовной мысли, формирующее ценностные взгляды, что никак не материализуется, лишь остаётся в рамках сознания.
- Познание правовой действительности. Главным в познании является мышление — наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи между изучаемыми объектами, результатом которого является умозаключение. Познание активная деятельность индивида, вбирающая в себя диалектические свойства взаимосвязи, существующих предметов, объективная реальность может отличаться от представленной картины правового мира.
- Отношение к правовой действительности. Восприятие на основании эмоционально-ценностной оценке правовой действительности, как правило свойственное обыденному уровню правосознания. Однако, нельзя сказать о праве как о сфере, исключающей эмоции, концепция правопонимания Л. И. Петражицкого строиться на идеи позитивного права — веления и запреты, обращённые подвластным праву лицам и интуитивного права — определяемым психологическим отношением к официальным нормам [5, c. 140].
II. Правосознание имеет следующие функции:
- Аксиологическая, по-другому ценностная, при взаимодействии с окружающими событиями напрямую или опосредованно индивид воссоздаёт образ мысли, которым характеризует объект, в качестве которого могут выступать: правоприменительная и правовосстановительная деятельность, правотворчество, даже собственное поведение и т. д. Оно может быть положительным, двойственным, отрицательным, либо (правовой нигилизм), безразличным (индифферентным).
- Регулятивная, выступает как регулятор поступков и проведения юридически-значимых действий во блага индивида и общества? не только отображает право, оценивает правовую действительность, но и влияет на них, т. е. так или иначе управляет поведением определенного субъекта. Закон управомочивает судью объявлять решение на внутреннем убеждении, следовательно, правосознание выступает своеобразным посредником между правовыми предписаниями и поведением субъектов права. Рассматриваемая регулятивная функция «опирается» на позитивные ценностные ориентации, побуждающие индивидов к правомерному поведению, в противовес им, отрицательные отношения к правовой действительности, и проявляться в антиобщественном поведении людей.
- Познавательная — процесс накопления знаний о правовой конъектуре, и дальнейшего их осмысления. Происходит поэтапно из возникших ощущений, накопления, воспроизведения и индивидуального, никому не свойственному выражению [4, c. 201]. В некотором смысле правосознание есть «правовая память» социального субъекта, базис знаний о праве, его действии, других явлениях существующей действительности. Без наличия знаний, информации о праве — своеобразного исходного пункта, не может быть позитивно воспринята.
- Прогностическая — разрабатывает обязательную модель поведения с упором на опыт прошлого. Направлена на предвидение того, каким образом нормы должны регулировать поведение, чтобы извлечь предельную выгоду из прав и обязанностей. Официально правосознание не входит в иерархию источников, но не редко предстаёт идейным началом создания или изменения норм [2, c. 326].
Как уже было ранее сказано, первичное окружение подготавливает в сознании ценностный аспект, не подкреплённый ни теорий, ни практикой в правовой сфере, такое познание носит название обыденного. Обыденное правосознание, вбирающее в ядро пословицы, поговорки, мифы и другие культурные ценности, низший уровень отправная точка для профессионального и теоретического познания.
Профессиональное познание всё также зиждиться на представлениях, идеях, убеждениях, традициях, стереотипах, правда уже, складывающихся в среде профессиональной деятельности (адвокатура, коллегия прокуратуры, судебная коллегия).
И самый высший уровень — теоретический, отличается глубокой осознанностью и структурированностью знаний.
III. Уровни правосознания могут коррелироваться по субъектам — носителям правосознания:
- Индивидуальное — складывается у одного субъекта, в силу моральных, идейных, ценностных установок.
- Групповое — представляет особенность, сложившихся социальных групп (молодёжь, педагоги, дети)
- Общественное — социальный феномен зарождения и функционирования общественного образа правовых явлений. Общественное правосознание обличает человека безоговорочно в какие-либо идеи, здесь задействована параллель с конформизмом и инстинктом самосохранения личности.
Представитель исторической школы права Ф. К. Савиньи, первый использовавший понятие Volksgeist (Народный дух), выделил возрасты его развития:
- Младенчество. На данном этапе право лишь формируется, общество пока не имеет представления об абстрактном законе, поэтому воспринимается как верование.
- Юность. Право планомерно развивается, появляются дискуссии и труды первых юристов, нередко действовавших вместе с народом.
- Зрелость. Усложняется эконмическое, политическое, социальное и культурное правовое регулирование из-за загромождения системы количеством норм, требующих систематизации. Юриспруденция ограничиваться и становиться замкнутой касты.
- Старость. Право более не развивается, находиться в положении статики, живя за счёт старых норм. Народный дух на данном этапе отмирает, взамен него появляется новый с новой правовой системой.
Проведя логическую цепочку, можно увидеть зависимость от смены этапов, на каждом этапе присутствует своё неповторимое правосознание. Как и сама история теория Ф. К. Савиньи носит цикличный характер, идея применима к любому обществу с наличием права [9, c. 67].
Взаимодействие права и правосознания носит сложный характер. Сложившиеся правовые нормы, а также практика их применения влияют на формирование того или иного отношения к действующему праву. В свою очередь, тот или иной уровень правосознания сказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственными источниками права и двигателями правотворческой деятельности в любом обществе. Принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законе, справедливости.
Литература:
- Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин Собр. соч.: в 2 т. М., 1993. — Т. 1. — 234 с.
- Королева, А. И. Теория государства и права. / Под ред. А. И. Королева. СПб.: Юрист, 2007. — 400 с.
- Кученев, А. В. Современное понимание и структура правосознания. Вестник Московского университета МВД России. Право. 2017. С. 22–25.
- Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права /М. Н. Марченко. — М., 2003. — 784 с.
- Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / проф. Л. И. Петражицкий. — Санкт-Петербург: Тип. Спб. акц. общ. «Слово», 1907-. Т. 2. — 1907. — С. 310–656.
- Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 613 с.
- Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Н. Протасов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 495 с.
- Протасов, В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. ‒ М.: Новый Юрист, 1999. ‒ 240с.
- Савиньи, Ф. К. фон. Система современного римского права Т.I / Пер. с нем. Г. Жигулина; Под ред. О. Кутателадзе, В. Зубаря. — М.: Статут, 2011. — 510 с.