Правосознание и его понятие, структура, виды, особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 28.09.2023

Статья просмотрена: 7160 раз

Библиографическое описание:

Захария, О. Г. Правосознание и его понятие, структура, виды, особенности / О. Г. Захария. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106265/ (дата обращения: 15.11.2024).



Правосознание является неотъемлемой частью общества, это своеобразная система ценностей, выработанная личностью с ранних лет его окружением, семьёй, друзьями. Именно первичное окружение формирует базис, на который наслаивается система знаний о праве, динамика исторического и современного состояния соотношений прав и обязанностей.

В. Н. Протасов под термином «правосознание понимает совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народов) к действующему и желаемому праву, а также к праву прошлых эпох [8, c. 62]. Весьма короткое и сухое определение, выделяющие основные и самые значимые признаки.

Правосознание, исторически возникшая, неразрывная с правом форма значимого общественного мышления, что отличается способностью действовать на опережение, предугадывать события общественной жизни. Априори, правосознание проецирует законодательство через призму должного и отличается своеобразным способом изложения и реформирования социальных процессов [7, c. 322].

Переходя в структуру правосознания, важно отметить не составные элементы, а способ их взаимодействия и связи, подобный подход к изучению позволяет заполучить не только статику компонентов, но и динамику. К структуре традиционно предписывают: правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология не просто компиляция взглядов, идей, теорий, убеждений к настоящему праву, доктринальное мнение признаёт правовую идеологию одним из способов толкования принципов и норм, служащим ликвидации пробелов в праве. Правовая психология определяет право с момента изъявления правотворческой инициативы до момента применения, изъявляет чувственную оценку проявлений права [3].

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования. По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением права, так как проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют друг с другом, составляя порознь только часть целого.

I. Правосознание состоит из трёх компонентов:

  1. Отражение правовой действительности — способность сознания на определённом уровне выстраивать связь окружающих процессов с правовыми предписаниями, устанавливающими обязательную модель поведения [6, c. 606]. Правосознание является призмой, проводящую общественное бытие, через поддающиеся праву отношения. Каждый человек обладает правосознанием, вне зависимости от того известно ему или нет, оно сопровождает повсюду, с осознанного возраста до смерти [1, c. 127]. Правосознание и право не тождественны, правосознание область эмпирического, духовной мысли, формирующее ценностные взгляды, что никак не материализуется, лишь остаётся в рамках сознания.
  2. Познание правовой действительности. Главным в познании является мышление — наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи между изучаемыми объектами, результатом которого является умозаключение. Познание активная деятельность индивида, вбирающая в себя диалектические свойства взаимосвязи, существующих предметов, объективная реальность может отличаться от представленной картины правового мира.
  3. Отношение к правовой действительности. Восприятие на основании эмоционально-ценностной оценке правовой действительности, как правило свойственное обыденному уровню правосознания. Однако, нельзя сказать о праве как о сфере, исключающей эмоции, концепция правопонимания Л. И. Петражицкого строиться на идеи позитивного права — веления и запреты, обращённые подвластным праву лицам и интуитивного права — определяемым психологическим отношением к официальным нормам [5, c. 140].

II. Правосознание имеет следующие функции:

  1. Аксиологическая, по-другому ценностная, при взаимодействии с окружающими событиями напрямую или опосредованно индивид воссоздаёт образ мысли, которым характеризует объект, в качестве которого могут выступать: правоприменительная и правовосстановительная деятельность, правотворчество, даже собственное поведение и т. д. Оно может быть положительным, двойственным, отрицательным, либо (правовой нигилизм), безразличным (индифферентным).
  2. Регулятивная, выступает как регулятор поступков и проведения юридически-значимых действий во блага индивида и общества? не только отображает право, оценивает правовую действительность, но и влияет на них, т. е. так или иначе управляет поведением определенного субъекта. Закон управомочивает судью объявлять решение на внутреннем убеждении, следовательно, правосознание выступает своеобразным посредником между правовыми предписаниями и поведением субъектов права. Рассматриваемая регулятивная функция «опирается» на позитивные ценностные ориентации, побуждающие индивидов к правомерному поведению, в противовес им, отрицательные отношения к правовой действительности, и проявляться в антиобщественном поведении людей.
  3. Познавательная — процесс накопления знаний о правовой конъектуре, и дальнейшего их осмысления. Происходит поэтапно из возникших ощущений, накопления, воспроизведения и индивидуального, никому не свойственному выражению [4, c. 201]. В некотором смысле правосознание есть «правовая память» социального субъекта, базис знаний о праве, его действии, других явлениях существующей действительности. Без наличия знаний, информации о праве — своеобразного исходного пункта, не может быть позитивно воспринята.
  4. Прогностическая — разрабатывает обязательную модель поведения с упором на опыт прошлого. Направлена на предвидение того, каким образом нормы должны регулировать поведение, чтобы извлечь предельную выгоду из прав и обязанностей. Официально правосознание не входит в иерархию источников, но не редко предстаёт идейным началом создания или изменения норм [2, c. 326].

Как уже было ранее сказано, первичное окружение подготавливает в сознании ценностный аспект, не подкреплённый ни теорий, ни практикой в правовой сфере, такое познание носит название обыденного. Обыденное правосознание, вбирающее в ядро пословицы, поговорки, мифы и другие культурные ценности, низший уровень отправная точка для профессионального и теоретического познания.

Профессиональное познание всё также зиждиться на представлениях, идеях, убеждениях, традициях, стереотипах, правда уже, складывающихся в среде профессиональной деятельности (адвокатура, коллегия прокуратуры, судебная коллегия).

И самый высший уровень — теоретический, отличается глубокой осознанностью и структурированностью знаний.

III. Уровни правосознания могут коррелироваться по субъектам — носителям правосознания:

  1. Индивидуальное — складывается у одного субъекта, в силу моральных, идейных, ценностных установок.
  2. Групповое — представляет особенность, сложившихся социальных групп (молодёжь, педагоги, дети)
  3. Общественное — социальный феномен зарождения и функционирования общественного образа правовых явлений. Общественное правосознание обличает человека безоговорочно в какие-либо идеи, здесь задействована параллель с конформизмом и инстинктом самосохранения личности.

Представитель исторической школы права Ф. К. Савиньи, первый использовавший понятие Volksgeist (Народный дух), выделил возрасты его развития:

  1. Младенчество. На данном этапе право лишь формируется, общество пока не имеет представления об абстрактном законе, поэтому воспринимается как верование.
  2. Юность. Право планомерно развивается, появляются дискуссии и труды первых юристов, нередко действовавших вместе с народом.
  3. Зрелость. Усложняется эконмическое, политическое, социальное и культурное правовое регулирование из-за загромождения системы количеством норм, требующих систематизации. Юриспруденция ограничиваться и становиться замкнутой касты.
  4. Старость. Право более не развивается, находиться в положении статики, живя за счёт старых норм. Народный дух на данном этапе отмирает, взамен него появляется новый с новой правовой системой.

Проведя логическую цепочку, можно увидеть зависимость от смены этапов, на каждом этапе присутствует своё неповторимое правосознание. Как и сама история теория Ф. К. Савиньи носит цикличный характер, идея применима к любому обществу с наличием права [9, c. 67].

Взаимодействие права и правосознания носит сложный характер. Сложившиеся правовые нормы, а также практика их применения влияют на формирование того или иного отношения к действующему праву. В свою очередь, тот или иной уровень правосознания сказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственными источниками права и двигателями правотворческой деятельности в любом обществе. Принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законе, справедливости.

Литература:

  1. Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин Собр. соч.: в 2 т. М., 1993. — Т. 1. — 234 с.
  2. Королева, А. И. Теория государства и права. / Под ред. А. И. Королева. СПб.: Юрист, 2007. — 400 с.
  3. Кученев, А. В. Современное понимание и структура правосознания. Вестник Московского университета МВД России. Право. 2017. С. 22–25.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права /М. Н. Марченко. — М., 2003. — 784 с.
  5. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / проф. Л. И. Петражицкий. — Санкт-Петербург: Тип. Спб. акц. общ. «Слово», 1907-. Т. 2. — 1907. — С. 310–656.
  6. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 613 с.
  7. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Н. Протасов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 495 с.
  8. Протасов, В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. ‒ М.: Новый Юрист, 1999. ‒ 240с.
  9. Савиньи, Ф. К. фон. Система современного римского права Т.I / Пер. с нем. Г. Жигулина; Под ред. О. Кутателадзе, В. Зубаря. — М.: Статут, 2011. — 510 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая действительность, правовая идеология, правосознание, правовая психология, III, идея, народный дух, обязательная модель поведения, первичное окружение, уровень правосознания.


Похожие статьи

Проблемы формирования и развития правовой грамотности и правосознания у школьной молодежи в Республике Саха (Якутия)

В данной статье рассматриваются основные вопросы изучения правового сознания общества, отдельных групп, индивидов, связанные с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и право...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних

В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства

Статья посвящена анализу критериев формирования современного гражданского общества и правового государства, особое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Проводится краткий обзор моделей структуры гражданского общества исходя из ...

Правоприменение административных правоотношений

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с правоприменением административных отношений и его места в механизме правового регулирования. Административно-правовая доктрина при этом рассматривается в качестве важной составляющей формирования и...

Похожие статьи

Проблемы формирования и развития правовой грамотности и правосознания у школьной молодежи в Республике Саха (Якутия)

В данной статье рассматриваются основные вопросы изучения правового сознания общества, отдельных групп, индивидов, связанные с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и право...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних

В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства

Статья посвящена анализу критериев формирования современного гражданского общества и правового государства, особое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Проводится краткий обзор моделей структуры гражданского общества исходя из ...

Правоприменение административных правоотношений

Данная статья посвящена анализу проблем, связанных с правоприменением административных отношений и его места в механизме правового регулирования. Административно-правовая доктрина при этом рассматривается в качестве важной составляющей формирования и...

Задать вопрос