Будущее современной экономики за цифровизацией. Цифровизация всё больше приобретает значимость как основополагающий элемент эффективной трансформации бизнес-процессов. Методы цифрового ведения бизнеса позволяют значительно увеличить скорость обработки информации, осуществлять её поиск в короткие сроки, оптимизирует процессы и исключает ручной труд. Тем самым, увеличивая продуктивность компании при реализации корпоративной стратегии.
Перестройка компании с использованием цифровых технологий — это объективная современная модель, способствующая вести деятельность хозяйствующего субъекта, таким образом, что достигается цель обретения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности в изменяющихся рыночных условиях. Существенное развитие цифровых инструментов началось в XXI веке в связи с всемирной глобализацией и повсеместным информационным бумом. Цифровизация всё больше пронизывает все сферы деятельности экономики, все её уровни и сектора.
Информация, как ресурс, становится главным источником деятельности и в обществе, и в экономике. В связи с этим, появилось такое понятие как «информационное общество», хотя более подходящее название «общество вычисляемой информации». Ученые констатируют факт перехода «цифрового мира» в «постцифровой», а это значит, что цифровизация прочно вошла в нашу повседневную жизнь.
Использование цифровых технологий, а именно умных устройств, GPT, машинного обучения, анализа больших данных, интернета вещей и т. п., способствует росту инноваций. Как следствие, на рынке можно наблюдать товары и услуги, предлагаемые компаниями, которые лучше могут удовлетворять возрастающие потребности потребителей. Соответственно, цифровые технологии являются двигателями активной эволюции экономики.
Действительность такова, что внедрение цифровых технологий компаниями становится их новым видом актива. Цифровизация процессов с возможностью использования сетевых коммуникаций, доступа к глобальным информационным системам, как было описано выше, повышает эффективность всей деятельности компании. Вполне логично, что те компании, которые планомерно внедряют цифровые инструменты, со временем отмечают уменьшение издержек, улучшение производительности труда, роста привлекательности бренда на рынке.
Цифровизация помогает компании обретать новые перспективы, которые являются основными условиями для экономического роста. По предположениям к 2025 г. промышленный интернет значительно возрастет в объемах и многие отрасли экономики будут высоко цифровизованы.
Если проанализировать влияние цифровых технологий на динамику роста добавленной стоимости в отдельных сегментах экономики, то это положительное изменение напрямую будет повышать производственную продуктивность. Это связано с тем, что автоматизация ручного труда, а соответственно и обновление основных средств, будет снижать трудовой вклад в экономический рост страны. Предполагается, что цифровизация более всего положительно повлияет на улучшение экономической ситуации в обрабатывающих отраслях производства.
Российская Федерация сейчас занимает 45 место по показателю «Индекс развития информационно-коммуникационных технологий». По показателю «Индекс развития электронного правительства — 2018» Россия занимает 32 место и входит в группу стран «Very High» с индексом 0,75 при максимальном значении 1. Хотя многие развивающиеся страны более цифровизованы, тем не менее, некоторые развивающиеся страны в настоящее время осуществляют технологический переворот. Россия не исключение.
В этой связи, экономический эффект от цифровизации российской экономики к 2025 г. прогнозируется в пределах 4,1–8,9 трлн руб. или 19–34 % общего прироста ВВП.
Безусловно, данная действительность вынуждает и работодателей, и работников быть готовыми к изменениям. Цифровизация бизнеса, отраслей экономики в ближайшее время вытеснит человеческий труд машинным оборудованием и высвобождение рабочей силы станет проблемой и для работодателей, и для государства. Но нельзя обесценивать и неоспоримую пользу от работы с цифровыми инструментами на рынке труда. Например, упрощение процесса поиска персонала, рост производительности труда, снижение периода поиска работы, создание удобных рабочих графиков (дистанционный труд), создание доступного образования для всех слов общества (онлайн-площадки).
Компании, понимающие важность цифровизации, уже сталкиваются с проблемой подготовки персонала, способного решать современные задачи. Как правило, необходимо проводить курсы повышения квалификации либо переквалификации персоналу компании для обретения ими необходимых навыков работы с цифровыми инструментами, усиливать вовлеченность работников в процессы изменения, адаптировать к применению современных цифровых методов, улучшать внутренние коммуникационные потоки, мотивировать коллектив.
Степень подготовки персонала, умеющего работать с инновационной техникой, цифровыми системами имеет настолько важное значение, что-либо оно будет стимулировать дальнейшее развитие и цифровизацию компании либо стать «камнем преткновения».
Привычное понимание рынка труда сменяется его более широким понимаем, созданием новых профессий, новых трудовых обязанностей, характер труда становится смежным. В настоящий момент всё больше работодатели сталкиваются с недостаточным количеством квалифицированных кадров с цифровыми навыками, данный дефицит вырастает в масштаб серьезной проблемы. В виду дальнейшего неизбежного развития цифровой экономики вопрос нехватки работников с необходимыми компетенциями в сфере цифровых технологий требует более пристального внимания.
Только своевременная совместная работа государства, бизнеса и учебных заведений будет способствовать обеспечению готовности к подобным реалиям. Обучение работника, который без посторонней помощи способен вырабатывать сложные решения в сфере цифровой экономики и управления на текущий момент ключевая задача учебных учреждений и образования в целом.
В связи с этим, необходимо отметить тенденцию перефокусировки образовательных процессов и смещение приоритетов в сторону развития у молодежи цифровой грамотности и цифровых навыков, всё больше при этом используются цифровые образовательные платформы и технологии. Однако, до сих пор трансформация образовательных процессов и исследования на эту тему не являются системными.
Актуальность образовательных программ, способствующих формированию у экономически активного населения компетенций в сфере цифровых технологий, подтверждается на примере анализа данных Университета НТИ 2035. В 2020 г. было выдано 33 тысячи цифровых сертификатов жителям почти 50 регионов РФ.
Самыми востребованными направлениями обучения оказались «Программирование и создание ИТ-продуктов» и Цифровой маркетинг и медиа».
Почему в статье мы делаем акцент на молодежи при рассмотрении вопросов цифровизации? Из структуры населения страны можно выделить именно категорию молодых специалистов, студентов, которым предстоит внедрять и развивать цифровую экономику в будущем. Молодые люди поколения Y и Z, находясь в окружающей среде, оснащенной гаджетами, интернетом, виртуальными инструментами, видеоиграми, мобильными телефонами, уже имеют базовые цифровые навыки. Поэтому именно эта категория трудовых ресурсов изначально является благодатной почвой для развития и совершенствования цифровой компетентности, а значит, образовательный процесс должен формировать у молодежи промежуточные и продвинутые цифровые навыки.
В формирующемся цифровом обществе именно молодые специалисты обладают универсальным набором деловых, коммуникативных, когнитивных качеств. Если обратиться к исследованиям формирования креативного потенциала компании ученого Р. Стернберга, то молодежь вполне обладает «склонностью к разумному риску, независимостью и самостоятельностью суждений, своим особым виденьем и чутьем», так как в виду отсутствия практического опыта не успела обрасти «профессиональными стереотипами».
Несмотря на то, что молодежь активно пользуется цифровыми технологиями и именно за молодыми специалистами стоит будущее цифрового общества, тем не менее, сложившееся у данной категории населения клиповое мышление, а именно поверхностное восприятие информации, является их главным недостатком. Это может существенно повлиять на реализацию задач по цифровой трансформации экономики. Однако, преимущества молодежи, как самого прогрессивного и инновационного слоя трудовых ресурсов страны, значительно превышают имеющиеся риски.
В ходе проведенного научного исследования учёными Зинич А. В., Ревякиной Ю. Н., Ревякина П. И. в 2022 г. на основе опросов обучающихся в средних, средне-профессиональных, высших учебных заведениях Сибирского федерального округа РФ в возрасте от 14 до 35 лет пришли к определенному выводу. Заключается он в том, что при выборе будущего места работы, молодежь будет ориентироваться на степень цифровизации компании.
Это значит, что развивающиеся компании, потенциальные работодатели молодых специалистов, сейчас разрабатывающие программы для привлечения их в качестве работников делают ценные инвестиции в своё будущее. Они, таким образом, обретают прогрессивный персонал, который креативен, гибок, проактивен, инициативен и стремится к развитию.
Резюмируя выше сказанное, можно сделать следующие выводы:
- Чтобы на рынке товаров и услуг превосходить конкурентов необходимо внедрять в компании цифровизацию и пронизывать ею все процессы.
- Молодые специалисты являются самой подходящей категорией персонала способного эффективно инициировать и наиболее эффективно внедрять цифровые инструменты.
- Имеющиеся элементы цифровизации в компании станет её главным конкурентным преимуществом среди других субъектов экономики при выборе потенциального места работы молодыми специалистами.
Из уровня цифровой компетентности каждого работника складывается цифровая грамотность страны. Преимущественно, наиболее благодатной категорией населения страны цифровыми навыками и возможностью дальнейшего приобретения качественной цифровой компетентности обладают именно молодые специалисты в силу психофизиологических, социальных, коммуникативных особенностей.
Цифровые технологии, цифровой контент, информационная среда, научные разработки в сфере искусственного интеллекта настолько прочно вошли во все сферы деятельности, что не признавать их значимость, влияние и необходимость применения не только в быту, но и особенно, в производственных процессах, процессах управления компанией преступно и недальновидно. Поэтому каждая компания, которая задумывается о своей стабильности, процветании должна внедрять в деятельность цифровые инструменты, обеспечивая себе конкурентные преимущества не только на рынке товаров услуг, но и на рынке труда. Тем самым, получая самую главную движущую силу прогресса в современной реальности — молодых специалистов.
Литература:
- Цифровая экономика. Учебник/Авторы/Л. А. Каргина, С. Л. Лебедева — М.:Прометей,2020–222 с.
- Борисовна, Асадов Агамамед Наджаф Оглы, Кузнецов Артем Александрович Формирование цифровых компетенций при подготовке управленческих кадров // Известия СПбГЭУ. 2021. № 2 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovyh-kompetentsiy-pri-podgotovke-upravlencheskih-kadrov.
- Ревякина Юлия Николаевна, Ревякин Павел Игоревич Молодежь на рынке труда в цифровую эпоху: социально-профессиональный аспект // Экономика труда. 2022. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-na-rynke-truda-v-tsifrovuyu-epohu-sotsialno-professionalnyy-aspekt.
- Леднева С. А., Шичкин И. А. Молодые специалисты как креативный потенциальные организации // Инновации и инвестиции. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodye-spetcialisty-kak-kreativnyy-potentsial-organizatsii.
- Хаблиева Светлана Руслановна Основные подходы к формированию цифровых навыков // АНИ: педагогика и психология. 2022. № 3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-formirovaniyu-tsifrovyh-navykov.
- Ларина Елена Борисовна, Орехова Елена Александровна Цифровизация как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2019. № 2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-natsionalnoy-ekonomikina-mirovyh-rynkah.
- https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/98228/1/978–80–88327–00–4_005.pdf.
- https://rjm.spbu.ru/article/view/7858.
- https://www.itu.int/ru/mediacentre/backgrounders/Pages/digital-inclusion-of-youth.aspx
- https://1economic.ru/lib/116843