Религиозный вопрос на временно оккупированной территории Калининской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Федорова З. А. Религиозный вопрос на временно оккупированной территории Калининской области // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 302-304. — URL https://moluch.ru/archive/48/6075/ (дата обращения: 21.09.2018).

Согласно документу «12 заповедей поведения немцев на Востоке и их обращения с русскими» захватчики не предполагали насаждения новой религии, а наоборот предполагалось считаться с тем, что русский народ религиозен и суеверен, но решение религиозных вопросов не входило в круг их задач [1, С. 10–11]. Гитлер считал, что возникновение различных религиозных верований на территории СССР в интересах Германии, так как это должно было усилить разъединение в советском обществе [2, С. 25]. Общеизвестно, что религиозная политика фашистской Германии на оккупированных советских территориях в первый год войны эволюционировала от тезиса «считаться с религиозностью» к решению о введении свободы вероисповедания, принятого в июле 1942 года. Безусловно, что это стало возможным ввиду того, что немецко-фашистким захватчикам не удалось реализовать план молниеносной войны. Вследствие этого, фашистская Германия использовала данные обстоятельства с тем, чтобы использовать религиозную политику против советских властей, т. е. использование церковной политики в пропагандистских целях.

На оккупированной советской территории нацистские СМИ настойчиво обсуждали тему гонений на религию и верующих со стороны большевиков, подчеркивая, что германские власти предоставляют религиозную свободу. При этом, не желая давать поводов для критики религиозной политики на территории самой Германии, Гитлер еще в июле 1941 г. секретным приказом запретил на время войны с СССР проведение каких либо несанкционированных антирелигиозных мероприятий. Оккупанты «рекомендовали» священнослужителям в проповедях и во время «церковных церемоний» выражать верноподданнические чувства к Гитлеру и Третьему рейху, а также проводить особые молебны за победу нем. армии и «спасение родины» от большевиков. В первые дни немецкие власти заботились о том, чтобы были открыты церкви, по мнению старшего лейтенанта Р. Д. Щемелева, это делалось для еще большего закабаления и чтобы избежать массовых волнений, так в г. Торопце Калининской области сразу же открыли 3 церкви [3, С. 224]. Для сравнения, служение РПЦ на Смоленщине в годы оккупации выходило далеко за пределы вновь открывавшихся храмов. С согласия немецкого командования был организован кружок смоленской интеллигенции, группировавшийся вокруг Свято-Успенского кафедрального собора с целью проведения религиозно-просветительской работы по радио [4, С. 100–101]. Также был организован женский комитет во главе с писательницей Е. В. Домбровской, более 20 женщин оказывали помощь нуждающимся. В. Л. Мамкина — беженка из города Калинина, потерявшая семью взяла на воспитание полугодовалую девочку, комитет помог ей деньгами, продуктами и одеждой [4, С. 103]. Члены комитета заботились о больных, находящихся на стационарном лечении.

Партизан Павлов, из города Опочка в своем донесении от 23 августа 1941 г. отмечает, тот факт, что в церкви проходят службы, которые посещают большое количество прихожан, не только городские, но и жители деревень [5, Л. 68]. В. И. Богачев — партизан, состоявший в отряде Локнянского района, который был организован 18 июля 1941 г., и действовал под руководством товарища Черногузова в объяснительной от 21 августа 1941 г. перечислил ряд проделанных операций, среди которых взрыв церкви, находящейся в черте с/совета, которая была занята немецкими бойцами [5, Л. 125]. Однако в сводных отчетах о действиях партизан данный факт, не упомянут, а справка об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками Калининской области по неполным данным на 10 апреля 1944 г. без районов, освобожденных в 1944 г. содержит сведения о 87 разрушенных зданиях религиозного культа. Возможно, взорванная советскими партизанами церковь в отчетах содержится в данной справке, но как взорванная немецко-фашистскими захватчиками или в иной графе именуемой как количество боев и засад.

Общеизвестно, что на оккупированной территории Калининской области действовала Псковская духовная миссия. Главной задачей, которой было восстановление разрушенной за годы советской власти церковной структуры и просвещения народа [6]. Благодаря деятельности Миссии к началу 1943 года на территории Калининской епархии был 81 действующий храм [7, С. 153–154].

Дневниковые записи немецкого солдата пестрят очерками о церквах находящихся на территории СССР, в частности и в Калининской области, автор, видя церкви, сразу же вспоминает о доме, так от отмечает, что после долгого перерыва открывались церкви, в которых шли службы: «…в Смоленске, после перерыва в 5 лет опять идут службы» [8, С. 96–97]. Солдат отмечает случаи использования церковных зданий не по назначению, видя этот факт, немецкие власти также использовали их не по назначению, так «…белая возвышалась церковь, которая использовалась и для других целей, а сегодня в ней вполне могла разместиться полевая пекарня» [8, С. 16]. Гельмут Пабс отмечает, что немецкие солдаты верят не в Бога, «а в хладнокровную тщательность, с которой выполняем поставленные перед нами задачи» [8, С. 75]. В немецкой армии были священники, что подтверждается дневниковыми записями: «на днях нас посетил дивизионный священник» [8, С. 159]. Немецкого солдата поражали окружающие его пейзажи, и среди обломков и груд железа, тел, он выделяет деревенскую церковь и ее мощь: «но деревенская церковь белела и блистала на холме наглядным символом своей власти» [8, С. 11]. Немецкий ефрейтор Ойген Зайбольд записал в своем дневнике то, что его особенного удивило, что «…25-летие большевиков не способствовало удалению икон из переднего угла комнаты. Как мне рассказывали женщины, в этом отношении была проведена большая пропагандистская работа» [9, С. 82–103].

Отметим тот факт, что отношение к представителям церкви на оккупированных территориях у партизан было негативное, члены Миссии обвинялись в коллаборационизме. Проявление внешней лояльности оккупационным властям со стороны священнослужителей было лишь условием для возможности легального служения и церковного возрождения. В ряде школ вводился новый предмет — Закон Божий, к преподаванию которого привлекались наспех подготовленные для этой цели законоучители. Однако повсеместного охвата школ этим предметом не произошло, в основном из-за нехватки соответствующих учителей, а также из-за нежелания подрывать авторитет новой власти. Если верить оккупационной коллаборационистской прессе, предмет воспринимался школьниками с большим интересом, а их родители поддерживали введение Закона Божьего в школьную программу.

Немецкие власти на оккупированных территориях создавали видимость заботы об образовании, но фактически на территории Красногородского района Калининской области за 1941/42 гг. из 62 школ работало 20–25 с перерывом. Ученики не понимали, чему стоит верить «А вот нам учитель раньше говорил, что Бога нет, а сейчас он говорит есть». Посещаемость в школах была низкой, примерно 20 % [10, Л. 13].

Отделом просвещения предварительно у населения изымались книги и учебники, для разработки новых программ обучения. В программу начального образования включалось не более семи предметов: русский язык (сюда же входили пение, рисование, чистописание), немецкий язык, арифметика, география, естествознание, рукоделие (для девочек) или труд (для мальчиков), физкультура. Почасовой объем обучения предусматривал 18 часов в неделю для учащихся 1-х классов, 21 час — для учащихся 2-х классов, 24 часа — для учащихся 3-х классов, 26 часов — для учащихся 4-х классов. В изданном германскими властями «Предписании для учителей» содержались основные требования к знаниям по тому или иному предмету, указания по их изучению. Так, в результате четырехлетнего изучения немецкого языка учащиеся должны уметь «изъясняться по-немецки в повседневной жизни», курс русского языка предусматривал овладение навыками чтения, грамматику рекомендовалось изучать «постольку, поскольку это необходимо для достижения указанной цели».

В процессе обучения природоведению рекомендовалось заниматься «преимущественно теми животными, растениями и явлениями природы, с которыми детям приходится иметь дело». Курс арифметики включал: для 1-х классов — действия с числами от 1 до 10, для 2-х классов — от 10 до 100, для 3-х классов — от 100 до 1000, в 4-х классах — от 1000 до любой величины. На уроках пения позволялось «петь только русские народные и церковные песни. Пение песен политического содержания воспрещается» [11, Л. 60–61].

Из отчетов партизан, следует то, что немцы не соблюдали религиозных обрядов и обычаев, заходя в церкви. Священнослужители проповедей, как правило, не произносили, не восхваляли ни советскую, ни немецкую власти. Однако имелись и исключения, так в деревне Лобок, Невельского района Калининской области священник прославлял немецкие власти и ввиду этого в церковь ходили единицы, а другой священник же собирал деньги в партизанский отряд и пропагандировал население вступать в него. В церквах немцы активно фотографировали народ [12, Л. 27]. Так, в Пр. Красном Красногородского района Калининской области работала одна церковь, куда население старшего возраста старалось усердно ходить. По донесениям партизан «молодежь на церковь смотрит с прохладцей и мало посещает». Если молодой человек планировал жениться, то теперь немецкие власти его обязывали обвенчаться в церкви и заплатить за это 4 пуда хлеба — «Священник Ягодкин и его дьякон были народными грабителями» [13, Л. 16]. Ягодкин в сентябре украл 15 000 рублей церковных денег и сбежал, а работавший священник после него был арестован немецкими властями за чтение советских листовок пастве. Читая проповеди, он молился за победу русского народа, собирал с населения и сдавал партизанам несколько сот яиц [13, Л. 7].

Жители Калинина по-разному встречали известия об освобождении городов, были те, кто кричали от радости, писали письма бойцам с обещаниями улучшить показатели своей работы, были и такие как пенсионерка Варвара Петровна Львова, которая услышала по радио знакомое название города Ржев, бросилась к иконе и со слезами радости и стала молиться [14, Л. 63].


Литература:

  1. Двенадцать заповедей поведения немцев на Востоке//Военно-исторический журнал. 1991. № 8. С. 10–11.

  2. Журавлев Е. И. Немецкий оккупационный режим и религиозный вопрос на юге России в годы Великой Отечественной войны//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 4. С. 25–32.

  3. Поведение немцев в тылу временно оккупированной зоны Советского Союза от 14 октября 1941г. // От ЧК до ФСБ. Документы и материалы по истории органов госбезопасности Тверского края. 1918–1998/ Сост. А. М. Бойников и др. Тверь, 1998.

  4. Амельченков В. Л. Социальная роль Русской Православной церкви в условиях нацистской оккупации Смоленской области// Региональные исследования. 2010. № 3(29). С. 100–103

  5. ТЦДНИ. Ф. 147. Оп. 3. Д. 137. Л. 68.

  6. Обозный К. П. Церковное возрождение на оккупированных немцами территориях — миф или реальность?// http://www.sfi.ru; Он же. Псковская Православная Миссия в 1941–1944 гг. Миссионерский аспект деятельности// http://www.sfi.ru

  7. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 2005.

  8. Пабс Г. Дневник немецкого солдата. Военные будни на Восточном фронте. 1941–1943/ Пер. с анг. Л. А. Игоревского. М., 2008.

  9. «Русский показывает нам пример, как нужно организовывать длительное сопротивление». Дневник немецкого артиллериста. 1941–1942 гг.// Отечественные архивы. 2008. № 3. С. 82–103.

  10. ТЦДНИ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 154.

  11. ТЦДНИ. Ф. 479. Оп. 2. Д. 16.

  12. ТЦДНИ. Ф. 479. Оп 1. Д. 637.

  13. ТЦДНИ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 154.

  14. ТЦДНИ. Ф. 147. Оп. 3. Д. 456.



Основные термины (генерируются автоматически): Калининская область, церковь, власть, класс, религиозная политика, Красногородский район, деревенская церковь, немецкий язык, русский народ, немецкий солдат.


Похожие статьи

Злодеяния немецко-фашистских оккупантов на территории...

Большинство домов и церковь немцы разобрали для постройки блиндажей и дзотов, а

Основные термины (генерируются автоматически): Сталинградская область, хутор, немец, немецкий офицер, Калачевский район, район, житель, Красная армия, дом, немецкий солдат.

«Немцы» Республики Башкортостан. История расселения. Язык...

Ровно посереди села устаивалась площадь, для общедоступных мест, таких как школа, аптека, церковь.

Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, немец, русский язык, Россия, родной язык, немецкое население, немецкий диалект, национальная культура...

Языковая ситуация этнических немцев Колпашевского района...

немецкий язык, колпашевский район, немец, немецкий литературный язык, русский язык, диалект, Украина, Томская область, литературная форма, украинский.

Численный и социальный состав Псковского края в первой...

Огонь спалил в городе все деревянные постройки, частично уцелели лишь каменные церкви и палаты.

Красногородский.

Рекруты, их жёны и дети, родившиеся после сдачи были солдатами, солдатками (солдатскими жёнами) и солдатскими детьми [26].

Сельские поселения, погосты и монастыри Северного Поонежья...

Монастыри стремились иметь в своих владениях собственные церкви, но образование приходов зависело от церковных властей, которые неохотно давали разрешение на устройство новых

Обычное право. М.: Русская типо - литография, Большая Дмитровка, 1884. Вып. I. 79 с.

Государственная политика в отношении верхневолжских карел...

Карельское население жило обособленно от русского, и единства представителей двух народов не существовало.

4. Государственный архив тверской области (ГАТО). Ф. 2691. Оп.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в...

Судьба семьи Гуж в судьбе немецкого народа - от периода...

В 1940 году появился на свет Катин дедушка Гуж Георгий Андреевич в г. Чкалове Краснокутского района Саратовской области.

Эта работа позволила мне быть немецкой ценной частичкой Катиной семьи, целого нации. Мы все были вместе и немцы, и русские.

Участие партизанского движения Ульяновского района Калужской...

Местом действия партизанского формирования был Ульяновский район Орловской области.

Деятельность уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви Калининской области в период Великой Отечественной Войны.

«Советский фактор» краха ГДР и его последствия для восточных...

Он организовывал встречи с ведущими представителями церкви, принимал участие в

Он, этот выбор еще обеспечивался важным национальным фактором – возможностью воссоединения, разрозненного войной, политикой ведущих мировых держав, немецкого народа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Злодеяния немецко-фашистских оккупантов на территории...

Большинство домов и церковь немцы разобрали для постройки блиндажей и дзотов, а

Основные термины (генерируются автоматически): Сталинградская область, хутор, немец, немецкий офицер, Калачевский район, район, житель, Красная армия, дом, немецкий солдат.

«Немцы» Республики Башкортостан. История расселения. Язык...

Ровно посереди села устаивалась площадь, для общедоступных мест, таких как школа, аптека, церковь.

Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, немец, русский язык, Россия, родной язык, немецкое население, немецкий диалект, национальная культура...

Языковая ситуация этнических немцев Колпашевского района...

немецкий язык, колпашевский район, немец, немецкий литературный язык, русский язык, диалект, Украина, Томская область, литературная форма, украинский.

Численный и социальный состав Псковского края в первой...

Огонь спалил в городе все деревянные постройки, частично уцелели лишь каменные церкви и палаты.

Красногородский.

Рекруты, их жёны и дети, родившиеся после сдачи были солдатами, солдатками (солдатскими жёнами) и солдатскими детьми [26].

Сельские поселения, погосты и монастыри Северного Поонежья...

Монастыри стремились иметь в своих владениях собственные церкви, но образование приходов зависело от церковных властей, которые неохотно давали разрешение на устройство новых

Обычное право. М.: Русская типо - литография, Большая Дмитровка, 1884. Вып. I. 79 с.

Государственная политика в отношении верхневолжских карел...

Карельское население жило обособленно от русского, и единства представителей двух народов не существовало.

4. Государственный архив тверской области (ГАТО). Ф. 2691. Оп.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в...

Судьба семьи Гуж в судьбе немецкого народа - от периода...

В 1940 году появился на свет Катин дедушка Гуж Георгий Андреевич в г. Чкалове Краснокутского района Саратовской области.

Эта работа позволила мне быть немецкой ценной частичкой Катиной семьи, целого нации. Мы все были вместе и немцы, и русские.

Участие партизанского движения Ульяновского района Калужской...

Местом действия партизанского формирования был Ульяновский район Орловской области.

Деятельность уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви Калининской области в период Великой Отечественной Войны.

«Советский фактор» краха ГДР и его последствия для восточных...

Он организовывал встречи с ведущими представителями церкви, принимал участие в

Он, этот выбор еще обеспечивался важным национальным фактором – возможностью воссоединения, разрозненного войной, политикой ведущих мировых держав, немецкого народа.

Задать вопрос