Библиографическое описание:

Гатауллина А. А. Политика государственных расходов в области развития транспорта и дорожного хозяйства // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 105-108.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и её интеграции в глобальную экономическую систему.

Общеизвестно, что для России с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура — это «дорога в будущее». Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации.

Государственные расходы — это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законом о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.

Содержание и структура государственных расходов напрямую зависят от общей финансовой политики государства, а конкретно определяются программами российского государства и задачами, которые решаются в каждом финансовом году [5].

В данной работе будем исследовать классификацию расходов в соответствии с БК РФ: раздел «национальная экономика» подраздел государственных расходов на транспорт и дорожное хозяйство.

Развитие транспорта зависит в большей степени от финансирования, в том числе бюджетного. В настоящее время средства, выделяемые на модернизацию транспортной инфраструктуры недостаточны.

Общеизвестно, что инвестиции в инфраструктуру являются одним из наиболее эффективных факторов обеспечения экономического роста. Следовательно, важным фактором для оценки состояния транспортной инфраструктуры и определения перспектив дальнейшей ее развития, является анализ государственных расходов на транспорт и дорожное хозяйство, а также сравнительный анализ российского транспортного и дорожного хозяйства с зарубежными странами.

Для анализа государственной активности в определенной области народного хозяйства, используют абсолютные и относительные показатели.

Рис. 1. Динамика расходов бюджета расширенного Правительства Российской Федерации на транспорт и дорожное хозяйство [4]


На рисунке 1 представлены данные о динамике расходов бюджета расширенного Правительства Российской Федерации на транспорт и дорожное хозяйство. Как мы видим, на протяжении всего рассматриваемого периода общий объем расходов на развитие транспортной системы имеет положительную динамику. С 2005 по 2011 гг. общий объем бюджетных инвестиций увеличился почти в 5 раза с 250 млрд. руб. до 1213,3 млрд. руб.

Несмотря на рост государственных расходов в абсолютном выражении, весьма трудно судить о достаточности финансирования. По мнению экспертов, только потребность дорожного хозяйства в финансировании составляет 1 трлн. руб., не говоря уже о развитии всей транспортной инфраструктуры.

Структурная доля государственных расходов на транспорт и дорожное хозяйство показывает, какую часть расходы занимают в общем объеме ВВП.

Рис. 2. Динамика структурной доли расходов бюджета расширенного Правительства Российской Федерации на транспорт и дорожное хозяйство [8]

Структурная доля расходов на развитие транспортной инфраструктуры и общая государственная доля имеют одинаковую тенденцию. Данные, которые представлены на рис. 2, свидетельствуют о том, что структурная доля расходов на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП увеличивается из года в год, с 2005 по 2008 гг. показатель вырос с 1,16 % до 2,51 % ВВП. Начиная, с 2010 года структурная доля снижается до 2,22 %, данная тенденция связана с последствиями мирового финансово кризиса.

Отметим, что более 50 % финансирования всех расходов за счет средств федерального бюджета.

Структурная доля расходов федерального бюджета на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП с 2005 по 2010 гг. неуклонно растет. За рассматриваемый период показатель увеличился почти в 6 раз, с 0,20 % до 1,29 %.


Рис. 3. Динамика структурной доли расходов федерального бюджета Российской Федерации на транспорт и дорожное хозяйство [8]


Анализируя структурную долю расходов государства на транспорт и дорожное хозяйства нельзя дать объективную оценку активности государства в данной области народного хозяйства. Как правило, структурные показатели дают, предварительное представление о положении дел и не позволяют осуществить фундаментальную оценку интенсивности государственной деятельности в соответствующей функциональной сфере.

Но все же, по мнению автора, оценивая состояние транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации, значение государственных расходов в 2,2 % от общего объема ВВП недостаточно для создания эффективно функционирующей транспортной системы.

Так, согласно «Концепция долгосрочного социально — экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» обеспечение социально-экономического развития Российской Федерации в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся до 4–4,5 % валового внутреннего продукта в 2020 году [2].

Неспособность России модернизировать железнодорожную и автодорожную сеть, внутренние водные пути, портовое хозяйство, аэропорты в значительной степени снижает эффективность национальной экономики. По некоторым расчетам, даже в США прямые и косвенные потери экономики вследствие роста логистических издержек возросли с 8,6 % ВВП в 2003 г. до 10 % в 2008 г. В России они значительно выше. В то же время развивающиеся страны Азии, прежде всего Китай и Индия, вкладывают огромные средства в развитие первоклассной транспортной инфраструктуры.

На рисунке 4 представлены планируемые среднегодовые объемы инвестиций в инфраструктуру в 2010–2020 гг. в разных странах (в том числе и транспортную).

Рис. 4. Планируемые среднегодовые объемы инвестиций в инфраструктуру в 2010–2020 гг. [6]


Как мы видим, планируемые объемы инвестиций инфраструктуру, в том числе транспортную за рубежом громадны: за десять лет страны ЕС собираются выделить более 300 млрд. долл., Китай — около 200 млрд. долл., США и Канада — 180 млрд. долл. Страны бывшего СССР, включая Россию, находятся на уровне стран Среднего Востока (56 млрд. долл.).

Китай старается обогнать весь остальной мир, инвестируя сотни миллиардов долларов в новые дороги, дамбы, скоростные железнодорожные магистрали, портовые сооружения и аэропорты. Государство уже направило большую часть своих стимуляционных 600 млрд. долл. в крупномасштабные инфраструктурные проекты, прежде всего в высокоскоростные железнодорожные магистрали, связывающие крупнейшие города страны. К 2020 г. планируется построить 16 тыс. км совершенно новых скоростных железных дорог, в это будет вложено 300 млрд. долл. Продолжается в Китае и строительство сети скоростных автодорог — еще более разветвленной, чем в США. В быстрорастущих урбанизированных ареалах намечается интенсивное строительство новых линий метрополитена и легкого метро, создание линий скоростного автобуса, связывающих жилые кварталы с промышленными и коммерческими центрами этих ареалов [3].

В России же наблюдается совсем иная ситуация.

Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог — одна из самых острых проблем в сфере транспортной инфраструктуры. Если в Китае быстрыми темпами строятся первоклассные шоссе и суперсовременные автомагистрали и всего за 10 лет обогнал по их общей длине все страны, кроме США, то в нашей стране в 1996 году практически не было автомагистралей. Следовательно, при дороговизне строительства, за несколько лет России не удастся привести состояние автомагистралей к нормативному, не говоря уже о производстве первоклассных шоссе [7].

Рис. 5. Стоимость строительства 1 км автострады в разных странах за 2010 год [6]


На рисунке 5 представлена информация о стоимости строительства 1 км автомагистрали в разных странах. Расчеты, показывают, что стоимость строительства одного километра современной автострады в России значительно выше, чем в развитых странах и составляет 12,9 млн. долл., что в 2,5 раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше, чем в Бразилии, и в 4 раза выше, чем в Китае. Это, несмотря на то, что в России дешевле и рабочая сила, и строительные материалы, а построенные дороги многократно дороже. По мнению многих российских и зарубежных экспертов одной из основных причин дороговизны строительства автомобильных дорог является коррупция.

Таким образом, проанализировав государственные расходы на транспорт и дорожное хозяйство, а также проведя сравнительную характеристику состояния транспортной инфраструктуры Российской Федерации и зарубежных стран, будет вполне объективно сказать, что современное состояние транспортного хозяйства страны значительно хуже. Несмотря на колоссальные шаги, сделанные в последние годы в сторону модернизации транспортной системы России, для дальнейшего развития необходимо четко определить перспективы реализации государственной политики в области транспорта и дорожного хозяйства и обозначить источники финансирования.


Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.11.2008 г., № 1662 — р (ред. от 08.08.2009 № 1121 — р) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

  3. Щербанин Ю. Транспортная инфраструктура / Щербанин Ю. // Российская Федерация сегодня. — 2012. — № 9.

  4. Федеральное Казначейство Российской Федерации [Электронный ресурс]: Отчетность об исполнения консолидированного бюджета РФ за 2005–2011 гг. — Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации, 2012. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru.

  5. Информационно-аналитический портал «Finteoria» [Электронный ресурс]: Регулирование государственных расходов. — Официальный сайт информационно — аналитического портала «Finteoria», 2012. — Режим доступа: http://www.finteoria.ru.

  6. Информационный портал «Перспективы» [Электронный ресурс]: Кондратьев В. Инфраструктура как фактор экономического роста. — Официальный сайт информационного портала «Перспективы», 2012. — Режим доступа: http://perspektivy.info.

  7. Информационный портал «Россия и страны мира в цифрах» [Электронный ресурс]: Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. Дороги и транспорт. — Официальный сайт информационного портала «Россия и страны мира в цифрах», 2012. — Режим доступа: http://kaivg.narod.ru/transport.

  8. Федеральное Казначейство Российской Федерации [Электронный ресурс]: Отчетность об исполнения консолидированного бюджета РФ за 2005–2011 гг. — Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации, 2012. — Режим доступа: http://www.roskazna.ru.


Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, государственных расходов, дорожное хозяйство, транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства, Правительства Российской Федерации, развития Российской Федерации, Электронный ресурс, доля расходов, Анализ государственных расходов, Режим доступа, общем объеме ВВП, расходов бюджета расширенного, Структурная доля расходов, Казначейства Российской Федерации, Казначейство Российской Федерации, социально-экономического развития Российской, расширенного Правительства Российской, Федеральное Казначейство Российской, Федерального Казначейства Российской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос