Библиографическое описание:

Юсупов Д. Ф., Аширова А. И., Абдуллаев А. А. О разработке информационной базы поддержки математических и специальных дисциплин (на примере специальности «Информатика и ИТ») // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 381-383.

В настоящее время существует объективная необходимость повышения качества инженерного образования в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, обусловленная как стремительным развитием науки, внедрением наукоемких технологий в производственные, технологические и обслуживающие процессы, так и возрастающими требованиями к специалисту-инженеру информационных технологий, в руках которого зачастую находится не только обеспечение нормальной жизнедеятельности людей, но и их безопасность.

При анализе научно-педагогической литературы, статей, посвященных проблемам современного профессионального образования в сфере информационных технологий, невозможно не заметить, что большей частью они раскрывают вопросы совершенствования содержания математического образования или обще профессиональных или специальных дисциплин, т.к. до сих пор нет четкой преемственности и систематичности в изучении дисциплин различных блоков учебного плана специальности, изложение предметов разрознено и изолированно, нет единой многоуровневой логики, способной сформировать у обучаемых единую научно-техническую картину народного хозяйства и очертить в ней сферу их деятельности [1].

С другой стороны, развитие научно-технического прогресса требует узкой специализации инженерных кадров, особенно в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, и приводит к необходимости более глубокого изучения отдельных дисциплин. Кроме того, признанный в мировом образовательном пространстве компетентностный подход к образованию требует формирования личностных качеств специалиста, таких, как стремление постоянно обновлять свои профессиональные знания, готовность к активному участию в научно-исследовательской, конструкторской, изобретательской, рационализаторской деятельности.

Следует отметить, что в получении необходимых знаний и формировании указанных качеств, в технических вузах, особая роль отводится математике, т.к. профессиональная сфера деятельности инженера, специалиста в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, требует особого склада мышления, характеризующегося точностью, обоснованностью и определенностью, то есть теми качествами, которые воплощаются в математической деятельности.

Следовательно, изучение математики должно проходить при постоянном контакте со специальными дисциплинами. В настоящей практике профессионального образования существуют попытки осуществить контакт математики и специальных дисциплин, но делается упор на прикладные задачи. Это, как правило, осуществляется на интуитивном уровне бессистемно и эпизодически.

Современный специалист в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий всё более и более нуждается в математике, особенно в прикладной - вычислительной математике. Тем не менее известно: большинство специалистов в области информационно-коммуникационных технологий использует только малую долю познаний, почерпнутых из математических курсов, прослушанных в высшей школе. Создаётся впечатление, что объём математических сведений, входящих в программы, соответствует в основном необходимости, но что у учащихся не развито в достаточной мере умение самостоятельно формулировать математическое содержание заданной технической задачи. Существует потребность не только в том, чтобы дать «побольше математики», сколько в том, чтобы получше пояснить возможность её применения.

Проблема математической подготовки будущих инженеров рассматривалась многими исследователями: Б.В. Гнеденко, Ю.А. Дробышевым, А.С. Калитвиным, В.Е. Медведевым, А.Н. Колмогоровым, Ю.М. Колягиным, Л.Д. Кудрявцевым, А.Г. Мордковичем, С.А. Розановой и др. в республике Узбекистан В.К.Кабуловым, Ф.Б.Абуталиевым, Е. Соатовым, Ф.Бадаловым, Ш.Алимовым, А.Садуллаевым, М.Ариповым, и др.

Беглый анализ литературы по данной тематике исследования показывает, что, несмотря на, большое количество теоретических и прикладных исследований в области математической подготовке инженера, проблема гармонизации математических и специальных дисциплин остается нерешенной. В этих исследованиях недостаточно представлено такое направление совершенствования математической подготовки будущего инженера информатика, особенно прикладного информатика (программист), как гармонизация преподавания математических и специальных дисциплин во взаимосвязи. Гармонизация изложения математического материала заключается в использовании в образовательном процессе исторического и содержательного аспектов между математическими и специальными дисциплинами, прикладных задач, информационных технологий [1].

Таким образом, назрела необходимость устранения противоречий между:

  • целостностью научной картины мира и необходимостью ее разделения на отдельные области и дисциплины в целях ее познания;

  • исторически обусловленной взаимосвязью общих математических и естественнонаучных дисциплин, общих профессиональных дисциплин и дисциплин специализации в подготовке инженера в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, и отсутствием теоретических и практических разработок, гармонично реализующих эту взаимосвязь.

Проблема недостаточной разработанности информационных, программных и педагогических условий, форм, средств и методов реализации взаимосвязи математических и специальных дисциплин определяет актуальность темы исследования проекта.

Цель исследования состоит в обосновании и разработке методики реализации взаимосвязи математических и специальных дисциплин в подготовке инженеров в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий на основе информационной базы дисциплин и пакетов прикладных программ обучения и контроля знаний.

В работе известного исследователя в области применения компьютера в обучении Роберт И.В. отмечено, что внедрение новых информационных технологий ставит ряд задач и проблем перед преподавателем. Их можно решить только имея хорошо сбалансированный курс, в котором активные методы обучения позволяют формировать у студентов знания, умения и навыки путем вовлечения их в творческую учебно-познавательную деятельность.

Анализ литературы по проблеме позволяет сформулировать типичные, на наш взгляд, недостатки существующих методик обучения: слабо разработаны критерии личности обучаемого; несущественен предлагаемый материал; отсутствует обратная связь между преподавателем и обучаемым, несовершенен алгоритм обучения; нерационально используется время преподавателя.

Создание условий для устранения этих недостатков в процессе перехода от использования традиционных к качественно иным технологиям, возможно лишь на основе современных технических средств, в частности, компьютера. Для этого требуется пересмотр и анализ психолого-педагогических проблем, многих понятий и представлений, реализуемых в рамках традиционного подхода.

В настоящее время совершенствование системы высшего образования невозможно без комплексной информатизации (компьютеризации). При этом под компьютеризацией следует понимать не только оснащение вузов современными средствами вычислительной техники и программного обеспечения, но и широкое внедрение новых информационных технологий в учебный процесс. Таким образом, данная проблема не сводится к техническому решению, а подразумевает перестройку научно-педагогического мировоззрения преподавателей и будущих специалистов. Между тем, внедрение вычислительной техники вызывает отставание методик от уровня технических требований учебного процесса. Это объясняется в большинстве случаев переносом старых методических приемов в среду новых информационных технологий (НИТ), что не дает возможности использования таких важных преимуществ вычислительной техники как наглядность, работа с большими объемами информации; реализации индивидуального обучения.

Необходимой составной частью внедрения НИТ является соответствующее методическое обеспечение, направленное на формирование навыков использования технологических и программных средств применительно к математическим и специальным дисциплинам.

Анализ публикаций, а также содержательной стороны подготовки специалистов в области информационных технологий в некоторых технических вузах страны, позволяет сделать вывод, что ни один из авторов не предлагает полную и содержательную систему подготовки будущего специалиста в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, некоторые программы не удовлетворяет в полной мере современным требованиям высокопрофессиональной подготовки будущих специалистов.

Разработанные методики и программные средства обучения специалистов не находят практической реализации, квалификация преподавателей по использованию компьютерных технологий не имеет достаточного уровня.

Решение проблемы интеграции обучения математических и специальных дисциплин во взаимосвязи мы видим, прежде всего, в создании непрерывной научно-методической, автоматизированной компьютеризованной системы подготовки будущего специалиста в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий [2,3].

Исходя из вышеизложенного назрело решит следующие задачи:

  • определить педагогическую сущность процесса взаимосвязи математических и специальных дисциплин и доказать необходимость введения в научно-методический оборот понятия гармонизации и интеграции обучения дисциплин как необходимого условия реализации этих взаимосвязей;

  • установить межпредметные связи в виде граф семантической сети между математическими и специальными дисциплинами;

  • определить место информационных технологий (информационной базы дисциплин, пакетов прикладных программ обучения и контроля знаний) в гармонизации преподавания математических и специальных дисциплин в подготовке инженера;

  • провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности гармонизации преподавания математических и специальных дисциплин в подготовке современного инженера информатика;

  • необходимо создать информационную базу и знаний специальности и на основе этих разработать пакеты прикладных программ эффективного, интегрированного обучения и контроль знаний математических и специальных дисциплин в единстве.


Литература:

  1. Гридчина И.Н., Савина О.А., Щербатых С.В. Информационные технологии как средство гармонизации математических и специальных дисциплин./Педагогическая информатика, 2009. №1. - С. 61-67.

  2. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. – Ленинград: РГПУ, 1989 - 94 с.

  3. Медведев В.Е. Межпредметные связи естественнонаучных и технических дисциплин: Учебное пособие. – М.: МПУ, 1999.- 107 с.


Основные термины (генерируются автоматически): специальных дисциплин, телекоммуникационных технологий, информационных технологий, новых информационных технологий, области связи, информационной базы дисциплин, взаимосвязи математических, преподавания математических, реализации взаимосвязи математических, технических дисциплин, гармонизации преподавания математических, преподаванию математических дисциплин, гармонизации математических, специальных технических дисциплин, подготовке инженера, изучению специальных дисциплин, специальными дисциплинами, изучении дисциплин различных, изучения отдельных дисциплин, интеграции обучения дисциплин.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос