Опыт правового регулирования краудфандинга в странах Европейского союза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 24.07.2023

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Джуккаева, Л. А. Опыт правового регулирования краудфандинга в странах Европейского союза / Л. А. Джуккаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104998/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье рассматриваются положения законодательств Франции, Венгрии в области краудфандинга, а также влияние принятия Европейским союзом Регламента (ЕС) 2020/1503 Европейского парламента и Совета от 7 октября 2020 года «О европейских поставщиках услуг краудфандинговых услуг для бизнеса и внесение поправок в Регламент (ЕС) 2017/11129 и Директиву (ЕС) 2019/1937».

Ключевые слова: право, правовое регулирование, Европейский союз, краудфандинг, инвестиции, инвестиционные платформы.

This article examines the provisions of the legislation of France, Hungary in the field of crowdfunding, also examines the impact of the adoption by the European Union of Regulation (EU) 2020/1503 of the European Parliament and of the Council of October 7, 2020 «On European providers of crowdfunding services for business and amendments to Regulation (EU) 2017/11129 and Directive (EU) 2019/1937».

Keywords: law, legal regulation, European Union, crowdfunding, investments, investment platforms.

Для зарубежных стран концепция финансирования проектов различных видов деятельности посредством краудфандинга не нова. Использование инвестиционных платформ является распространенным альтернативным способом привлечения денежных средств для стартапов и для компаний на ранней стадии развития. Согласно данным сайта statista.com, в 2021 году мировой рынок краудфандинга оценивается в 13,64 миллиарда долларов США и, по прогнозам, к 2028 году удвоится, увеличившись на 11,2 процента. [1]

Краудфандинг — это форм финансирования посредством сайтов в сети «Интернет». Краудфандинговые платформы являются посредниками в предоставлении инвестиционных услуг, которые создают доверительные отношения между сторонами краудфандинга, а также осуществляют доверительное управление инвестициями, направленных на реализацию проекта. [2, с. 22-29]

На краудфандинговых платформах лица, привлекающие инвестиции, публикуют подробно описания проектов, а спонсоры выбирают на основании описаний проекты, которые собираются финансировать. Соответственно платформы помогают поддерживать связь между проектами и будущими спонсорами. [3]

Дивья Ашты в исследовании указывала, что успех краудфандинговых платформ напрямую зависит от возможности создавать и поддерживать глобальную сеть спонсоров, привлекать местных инвесторов и позиционировать себя в качестве обязательного посредника между двумя сторонами посредством стратегического использования норм и правил, встроенных в систему информационных технологий. [4] Благодаря информационным технологиям, проекты могут выходить на глобальный уровень, привлекая интерес людей с разных точек мира. Однако большинство проектов являются локальными, поскольку у каждого государства, где возможен краудфандинг, имеется региональная нормативная база, в связи с чем межграничный краудфандинг представляется затруднительным.

Общепринято, что регулирование краудфандинговых платформ осуществляются на основе локального законодательства стран. Однако Европейским Союзом принят Регламент (ЕС) 2020/1503 Европейского парламента и Совета от 7 октября 2020 года «О европейских поставщиках услуг краудфандинговых услуг для бизнеса и внесение поправок в Регламент (ЕС) 2017/11129 и Директиву (ЕС) 2019/1937» (далее — Регламент (ЕС), который устанавливает унифицированную правовую основу для поставщиков краудфандинговых услуг стран-участниц, работающих на публичной цифровой платформе. Дополнительное правовое регулирование краудфандинговой деятельности предполагает повысить прозрачность и сделать этот процесс безопасным для сторон.

Под краудфандингом в Регламенте (ЕС) понимают «соотнесение интересов инвесторов и владельцев проектов в финансировании бизнеса посредством использования краудфандинговой платформы, включающее в себя возможность осуществлять содействие в выдаче кредитов, либо размещение владельцами проектов ценных бумаг и прием заявок на их приобретение со стороны инвесторов» (п. 1 (а) art. 2 Регламента (ЕС).

Регламент (ЕС) направлен на установление в Европейском Союзе единых правил краудфандинга при сохранении традиционной национальной нормативной базе. На основе рекомендаций Европейского экономического и социального комитета в отношении защиты интересов инвесторов проект дополнен обязательствами провайдера услуг краудфандинга по проявлению должной добросовестности (due diligence) в отношении предлагаемых для инвестирования проектов и их владельцев для получения объективного представления об объекте финансирования.

Интерес сторон краудфандинга един и направлен на достижение желаемого результата — реализацию проекта, и, при наличии оснований, получении выгоды. Предполагается, что стороны правоотношений проявляют должную осмотрительность, действуют добросовестно и разумно, поскольку это соответствует их интересам. Считается, что для оценки добросовестного поведения сторон обязательства один из критериев является оказание содействия в предоставлении необходимой информации. Соответственно оцениваться такое поведение должно быть каждым из контрагентов с позиции удовлетворения своего интереса. [5, с. 142]

Согласно art. 5 Регламента (ЕС) провайдером услуг должен быть проведен, по крайней мере, минимальный уровень должной осмотрительности в отношении владельцев проектов. Минимальный уровень включает получение совокупности следующих доказательств:

— владелец проекта не имеет судимости за нарушения национальных норм в области коммерческого права, законодательства о несостоятельности, законодательства о финансовых услугах, закона о борьбе с отмыванием денег, закона о мошенничестве;

— владелец проекта находится в юрисдикции государства, входящее в Европейский Союз. Страна не должна являться страной третьего мира с высоким уровнем риска.

Можно сделать вывод, что наличие категории добросовестного поведения владельцев проектов в Регламенте (ЕС) больше направлено на предостережение по отмыванию денежных средств и иных незаконных действий, нежели на защиту имущественных прав и интересов инвесторов. Предполагается, что акцент правового регулирования в равной степени должен уделяться в сторону минимизации инвестиционных рисков, прозрачности и доступности инвестирования с необходимым механизмом взаимодействия сторон краудфандиговых правоотношений. Исходя из преамбулы Регламента (ЕС) основные риски несут автор проекта и инвестор, поскольку поставщик услуг краудфандинга, работая на цифровой платформе, не принимает на себя какого-либо риска, а только сопоставляет и облегчает процесс взаимодействия потенциальных инвесторов или кредиторов и бизнеса, желающего привлечь финансирование.

Франция является первым государством в Европе, где приняты специальные нормы о краудфандинге. Чтобы способствовать развитию краудфандинга в безопасной среде 1 октября вступило в силу Постановление № 2014–559 от 30 мая 2014 года, а также позже вступил Указ № 2014–1053 от 16 сентября 2014 года, который детализировал положения Постановления № 2014–559. [6] Постановление 2014 года изменило нормы Валютно-финансового кодекса Франции (Code Monétaire et Financier, далее — CMF). Так для краудфандинговых платформ введены два специальных статуса: CIP — conseil en investissement participatif (советник по инвестициям в краудфандинге) и IFP — intermédiaire en financement participatif (инвестиционный посредник в краудфандинге); определены условия использования краудфандинговых платформ для юридических и физических лиц; вносится обязательное требование об регистрации платформ в реестре ORIAS (L548–3); закрепляются правила хорошего тона для посредников (s. L548–6) и требования соответствовать правилам, касающимся предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма. Также в CMF закреплено, что посредник должен собрать у лиц, привлекающих инвестиции гарантии того, что они соответствуют условиям использования краудфандинговых платформ. В случае, если владелец проекта предоставит информацию, которая является ложной или может ввести в заблуждение посредника, то владелец проекта будет нести соответствующую ответственность (L548–1). [7]

Во Франции, как и в других странах Европейского Союза, происходит реформирование законодательства о краудфандинге соответствии с Регламентом (ЕС). Было принято Постановление № 2021–1735 от 22 декабря 2021 г. о модернизации системы краудфандинга. [8] В результате реформации, статусы IFP и CIP заменяются единой новой профессией европейских поставщиков услуг краудфандинга, члены которой, получив разрешение от своего национального компетентного органа, могут предлагать услуги краудфандинга в форме подписки на финансовые инструменты в зависимости от сферы их деятельности. Регламент, помимо посредника в форме поставщика услуг краудфандинга, устанавливает владельца проекта, который предлагает проект для финансирования и инвесторов, которые финансируют предлагаемый проект. Для получения разрешения, поставщик услуг должен выполнить ряд условий (например, иметь внутреннюю политику и внутренние процедуры, соответствующие профессиональным требованиям). В соответствии с Регламентов (ЕС) для облегчения прозрачности для инвесторов в отношении оказания услуг краудфандинга Европейский орган по ценным бумагам и рынкам, должен вести актуальный и публичный реестр всех поставщиков услуг, получивших разрешение на основании данного Регламента. Реестр должен включать в себя информацию обо всех краудфандинговых платформах, действующих на территории Европейского Союза. [9] Как только поставщик услуг получил разрешение, ему не потребуются дополнительные разрешения от других государств-членов для предоставления трансграничных услуг в пределах Европейского Союза, и путем уведомления надзорного органа, поставщик услуг может предоставлять свои услуги по краудфандингу другим государствам-членам на трансграничной основе.

В Венгрии ситуация с правовым регулированием краудфандинга обстоит совершенно иначе.

До принятия Регламента (ЕС), краудфандинг не регулировался специальным законодательством, и рассматривался как финансовая деятельность, которую уже охватывало венгерское законодательство. Венгерский законодатель также приводит национальные законы в соответствии с Регламентом, целью которого является установление единого регулирования краудфандинга в рамках Европейского союза. Краудфандинговая деятельность, такая как финансирование юридических или физических лиц, инвестирование денег, регулировалась Законом CXXXVIII 2007 года «Об инвестиционных фирмах и торговцах сырьевыми товарами», Законом CCXXXVII 2013 года «О кредитных учреждениях и финансовых предприятиях» и Закон XVI от 2014 года «О трастах коллективных инвестиций и их управляющих, а также поправки к финансовым положениям». В случае краудфандинга, который основан на кредите, деятельность инвестора может считаться как кредитная деятельность, подлежащая обязательному разрешению. В этих случаях оператор платформы могут считаться как посредники по предоставлению финансовых услуг, что соответственно подлежит одобрению Венгерским национальным банком. [10, с. 16–18] Краудфандинг также подпадает под действие Закона СХХ 2001 года Венгрии «О рынках капитала», который устанавливает правила ответственности и надзорную компетенцию Венгерского национального банка.

Таким образом, в некоторых странах Европейского Союза существуют локальные нормативные базы, регулирующие краудфандинг. Помимо Франции, таким законодательством обладают Италия, Германия и т. д. В некоторых странах, например в Венгрии, нормативные базы отсутствуют. В таком случае, Регламент (ЕС) стал отправной точкой для формирования специальных законодательств о краудфандинге. Поскольку национальные нормы различны, их процесс унификации в соответствии с Регламентом (ЕС) затруднен. Тем не менее, краудфандинг становится все более распространенной формой альтернативного финансирования для стартапов и малых и средних организаций.

Литература:

  1. Market size of crowdfunding worldwide in 2021 with a forecast for 2028 (in billion U. S. dollars) // (URL: https://www.statista.com/statistics/1078273/global-crowdfunding-market-size/);
  2. Белицкая А. В. Трансформация государственной инвестиционной политики в условиях цифровой экономики: российский и зарубежный опыт // Право и цифровая экономика. 2022. № 1. С. 22–29;
  3. Garmashev, M. A., Sakhno, J. A., Peremyshlennikova, I. N., Sedova, N. A., & Staroselzeva, M. M. (2021) Legal regulation of crowdfunding and investment platforms: The experience of the United States, Russia and Europe // Linguistics and Culture Review, 5(S3), 958–966 // (URL:https://doi.org/10.21744/lingcure.v5nS3.1695);
  4. Ashta, D. (2018). A critical comparative analysis of the emerging and maturing regulatory frameworks: Crowdfunding in India, USA, UK. // Journal of Innovation (URL:https://www.researchgate.net/publication/325289275_A_Critical_Comparative_Analysis_of_the_Emerging_and_Maturing_Regulatory_Frameworks_Crowdfunding_in_India_USA_UK);
  5. Фаст О. Ф. Категория «справедливость» в некоторых гражданских правоотношениях / О. Ф. Фаст // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2019. — № 6(131). — С. 140–143;
  6. An overview of the French Crowdfunding Regulation // Planet Compliance (URL: https://www.planetcompliance.com/overview-french-crowdfunding-regulation/);
  7. Code Monétaire et Financier (Денежный и финансовый кодекс Франции) //(URL:https://www.legifrance.gouv.fr/codes/article_lc/LEGITEXT000006072026/2021–12–24);
  8. Ordonnance n 2021–1735 du 22 decembre 2021 modernisant le cadre relative au financement participatif//(URL:https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/LEGIARTI000044550360/2021–12–24/);
  9. Регламент № 2020/1503 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О европейских поставщиках услуг краудфандинга для бизнеса, а также об изменении Регламента (ЕС) 2017/1129 и Директивы (ЕС) 2019/1937» [рус., англ.] (Вместе с «Ключевым информационным листком по инвестициям», «Квалифицированными инвесторами для целей настоящего Регламента») (Принят в г. Брюсселе 07.10.2020) // СПС «Консультант Плюс»;
  10. Dr Marco Brand, Attorney. Сrowdfunding in Еurope Legal Framework. P. 7–10; 16–18 // (URL: https://www.mondaq.com/pdf/1290496.pdf).
Основные термины (генерируются автоматически): Европейский Союз, владелец проекта, поставщик услуг, Регламент, CIP, CMF, IFP, платформа, европейский поставщик услуг, правовое регулирование.


Ключевые слова

инвестиции, право, Европейский союз, правовое регулирование, краудфандинг, инвестиционные платформы

Похожие статьи

Информационные права в нормотворческой деятельности органов Европейского союза: анализ международно-правового опыта

В статье автор исследует нормативные акты Европейского союза в области установления информационных прав, такие как «Закон о цифровых услугах» (DSA) и Общий регламент защиты персональных данных (GDRP), а также анализирует возможности использования опы...

К вопросу о либерализации антимонопольного регулирования медиаиндустрии в США в 2017–2019 годах

В настоящей статье рассматриваются последние реформы в области антимонопольного регулирования медиарынка в США, а также новые законодательные инициативы Федеральной комиссии по связи, направленные на дерегуляцию отрасли. Автор анализирует антимонопол...

Изменения в законодательном обеспечении факторинговой деятельности в России

В данной статье проанализированы некоторые изменения в российском законодательстве, регулирующем факторинговую деятельность. В частности, исследованы возможные перспективы рынка в результате присоединения России к международной Конвенции УНИДРУА и по...

Правовые последствия шифрования персональных данных в контексте Общего регламента по защите персональных данных Европейского союза

Шифрование персональных данных широко рассматривается как технология сохранения конфиденциальности, которая потенциально может сыграть ключевую роль в развитии инновационных информационных технологий в рамках европейского законодательства о защите да...

Ценность защиты персональных данных в законодательстве Европейского Союза

В статье автор рассматривает значение нового общеевропейского регламента General Data Protection Regulation (далее по тексту — GDPR) (вступил в силу 23 мая 2018 г.) для эффективного регулирования в сфере защиты персональных данных в Европейском Союзе...

Проблемы рынка лекарственных средств в РФ и процесс формирования единого рынка лекарств в рамках ЕАЭС

Статья рассматривает проблемы импорта лекарственных средств (ЛС) и фармацевтических субстанций в РФ и Таможенный союз, правовые основы регулирования ввоза ЛС, особенности динамики фармацевтического рынка России в условиях санкций Запада и развития ст...

Деятельность международных и зарубежных организаций в области развития умных городов

В статье рассмотрены предпосылки и базовые понятия концепции развития умных городов, деятельность таких международных и зарубежных организаций в области развития умных городов, как Совет по умным городам (Smart City Council), Международной организаци...

К вопросу о международно-правовом регулировании банковской деятельности и его влиянии на банковскую сферу РФ

В статье анализируются международные документы, которые оказали влияние на развитие банковской сферы Российской Федерации. Автор характеризует содержание таких документов и особенности их реализации в России. В результате такого анализа установлено, ...

Проблемы законодательной регламентации специальных составов мошенничества (на примере кредитного мошенничества)

Статья посвящена анализу изменений, внесенных в соответствии вступившим в силу 10 декабря 2012 г. Федеральным законом РФ от 29 ноября 2012 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Авторы пришли к выво...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Похожие статьи

Информационные права в нормотворческой деятельности органов Европейского союза: анализ международно-правового опыта

В статье автор исследует нормативные акты Европейского союза в области установления информационных прав, такие как «Закон о цифровых услугах» (DSA) и Общий регламент защиты персональных данных (GDRP), а также анализирует возможности использования опы...

К вопросу о либерализации антимонопольного регулирования медиаиндустрии в США в 2017–2019 годах

В настоящей статье рассматриваются последние реформы в области антимонопольного регулирования медиарынка в США, а также новые законодательные инициативы Федеральной комиссии по связи, направленные на дерегуляцию отрасли. Автор анализирует антимонопол...

Изменения в законодательном обеспечении факторинговой деятельности в России

В данной статье проанализированы некоторые изменения в российском законодательстве, регулирующем факторинговую деятельность. В частности, исследованы возможные перспективы рынка в результате присоединения России к международной Конвенции УНИДРУА и по...

Правовые последствия шифрования персональных данных в контексте Общего регламента по защите персональных данных Европейского союза

Шифрование персональных данных широко рассматривается как технология сохранения конфиденциальности, которая потенциально может сыграть ключевую роль в развитии инновационных информационных технологий в рамках европейского законодательства о защите да...

Ценность защиты персональных данных в законодательстве Европейского Союза

В статье автор рассматривает значение нового общеевропейского регламента General Data Protection Regulation (далее по тексту — GDPR) (вступил в силу 23 мая 2018 г.) для эффективного регулирования в сфере защиты персональных данных в Европейском Союзе...

Проблемы рынка лекарственных средств в РФ и процесс формирования единого рынка лекарств в рамках ЕАЭС

Статья рассматривает проблемы импорта лекарственных средств (ЛС) и фармацевтических субстанций в РФ и Таможенный союз, правовые основы регулирования ввоза ЛС, особенности динамики фармацевтического рынка России в условиях санкций Запада и развития ст...

Деятельность международных и зарубежных организаций в области развития умных городов

В статье рассмотрены предпосылки и базовые понятия концепции развития умных городов, деятельность таких международных и зарубежных организаций в области развития умных городов, как Совет по умным городам (Smart City Council), Международной организаци...

К вопросу о международно-правовом регулировании банковской деятельности и его влиянии на банковскую сферу РФ

В статье анализируются международные документы, которые оказали влияние на развитие банковской сферы Российской Федерации. Автор характеризует содержание таких документов и особенности их реализации в России. В результате такого анализа установлено, ...

Проблемы законодательной регламентации специальных составов мошенничества (на примере кредитного мошенничества)

Статья посвящена анализу изменений, внесенных в соответствии вступившим в силу 10 декабря 2012 г. Федеральным законом РФ от 29 ноября 2012 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Авторы пришли к выво...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Задать вопрос