Данная статья посвящена анализу существующих в Российской Федерации на сегодняшний день виды иностранных работников. В статье раскрываются особенности каждой из исследуемых категорий иностранных работников. Особое внимание уделено статистике по трудовой миграции в России, изменениям в количестве работников той или иной категории по годам, объяснению причин таких изменений. В настоящее время нельзя признать нарушения, связанные с привлечением иностранных работников к трудовой деятельности. В связи с этим статья также затрагивает положения КоАП РФ, связанные как с отдельными категориями иностранных работников, так и с привлечением их к трудовой деятельности в целом. Для понимания широкого вовлечения иностранных работников в трудовую деятельность проведен краткий анализ трудовой миграции как явления в современном мире.
Ключевые слова: трудовая миграция, иностранный работник, трудовые отношения, трудовой договор.
В эпоху глобализации с трудовой миграцией столкнулись многие государства, и Российская Федерация не стала исключением. Экономическая и политическая нестабильность заставляют массы людей покидать свои страны и переезжать в поисках работы. Оказавшись в незнакомой для себя политической, экономической, культурной и правовой среде, мигранты становятся уязвимой категорий населения, которая без дополнительных правовых средств не всегда способна защитить свои права и законные интересы, как перед произволом органов государственной и муниципальной власти, так и перед нарушениями трудового законодательства работодателем.
С другой стороны, большое количество трудовых мигрантов вынуждает граждан страны-реципиента конкурировать с ними за рабочие места. Кроме того, непредсказуемость миграционных потоков способны привести к росту социального напряжения. Все это делает трудовую миграцию сложным и многогранным явлением, требующим отдельного правового регулирования, и обуславливает актуальность исследования вопросов, связанных с трудовой миграцией и ее правового регулирования.
Причины столь сложного явления также являются комплексными. В целом главной причиной трудовой миграции можно назвать глобализацию и экономическую дифференциацию между странами в современном мире. Более детальный подход к раскрытию причин трудовой миграции позволяет выделить две группы факторов: экономические и неэкономические. К экономическим причинам трудовой миграции можно отнести низкую оплату труда, отсутствие рабочий мест, невозможность устроиться по профессии в стране-доноре. В то время как среди неэкономических причин выделяют политическую нестабильность, вооруженные конфликты, притеснение по расовому, религиозному или иному признаку в стране-доноре [1].
В рамках постсоветского пространства главным реципиентом трудовых мигрантов является Российская Федерация. В соответствии со статистикой МВД за 2022 год всего было оформлено 95 328 разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также 2 059 964 патента [2].
Статья 2 Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет понятие иностранного работника в Российской Федерации. Таковым является иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий трудовую деятельность [3]. Статья 13 указанного Федерального закона закрепляет за иностранными работниками право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также данный закон предусматривает возможность выступать в качестве работодателей и заказчиков работ (услуг) иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
Иностранных работников на основании анализа законодательства можно разделить на тех, кто проживает на территории Российской Федерации постоянно (имеют вид на жительство) или временно (имеют разрешение на временное проживание), и тех, кто пребывает временно (поставлены на миграционный учет по месту пребывания).
Иностранным гражданам, которые имеют вид на жительство или разрешение на временное проживание, при осуществлении трудовой деятельности не требуется разрешение на работу либо патент. По данным МВД за 2022 год было оформлено 174 243 разрешений на временное проживание и 286 220 видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства, что превышает соответствующие показатели за 2021 год [2].
Довольно существенный пласт иностранных работников в Российской Федерации составляют осуществляющие трудовую деятельность на основании патента. Как уже было отмечено, за 2022 год всего было оформлено 2 059 964 патента. На конец 2022 года количество действительных патентов составило 1 857 181. На основании патента осуществлять трудовую деятельность в России имеют право иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигшие возраста восемнадцати лет. Порядок получения иностранным гражданином патента установлен в ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Для этого следует в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию обратиться в органы внутренних дел. В противном случае иностранный гражданин будет привлечен к административной ответственности по ст. 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4].
В законе существуют специальные требования и к работодателям, привлекающим иностранных граждан к трудовой деятельности на основании патента. По общему правилу таким правом обладают работодатели и заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации или лицензированию. Те работодатели или заказчики, которые являются гражданами Российской Федерации, могут привлекать иностранных работников данной категории к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Если же работодатель или заказчик имеет неисполненное постановление о назначении административного наказания за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, то он не вправе привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности на основании патента [3].
Иностранные граждане, пребывающие на территории Российской Федерации на основании виз, вправе осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения. Показательны статистические данные по этой категории работников. Согласно статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации численность иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу, на конец 2011 года составляла 1 027,9 тыс. человек [5]. Однако затем это число значительно снизилось и в конце 2015 года составило 182,4 человек. Это объясняется в том числе созданием Евразийского экономического союза, что привело к фактической отмене необходимости получения разрешительных документов для граждан государств-членов союза [6, 7]. Еще одно резкое снижение численности иностранных работников данной категории произошло в 2020 году. Если по истечению 2019 года их число составляло 83,2 тыс. человек, то в конце 2020 года — всего 52,8 тыс. человек. На конец 2021 года численность действительных разрешений на работу иностранным гражданам составила уже 82,5 тыс. человек. Столь серьезные изменения связаны с введением и отменой карантинных мер и общей эпидемиологической обстановкой. Это еще раз свидетельствует о разнообразии факторов, влияющих на процессы трудовой миграции.
Отдельной категорией иностранных работников на территории Российской Федерации являются высококвалифицированные специалисты. Всего высококвалифицированным специалистам за 2022 год было оформлено 32 717 разрешений на работу. Это существенно меньше, чем за 2021 год (46 691 разрешений), что можно объяснить усложнением политической обстановки в связи с началом специальной военной операции. Высококвалифицированными специалистами в соответствии с российским законодательством признаются научные работники, преподаватели, медицинские работники и иные специалисты. Полный перечень требований к ним, а также к работодателям и местам осуществления их трудовой деятельности закреплен в ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Еще одной особой категорией иностранных работников являются иностранные граждане, направляемые для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций. Разрешение на работу таким работника выдается на срок, соответствующий периоду, на который иностранный гражданин направляется в филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации, но не более чем на три года.
Если иностранный работник, которому в соответствии с российским законодательством, для осуществления трудовой деятельности необходимо разрешение на работу или патент, осуществляет такую деятельность без этих документов, то он будет привлечён к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В свою очередь работодатель будет нести ответственность по ст. 18.15 за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения на работу или патента, если такие документы были нужны, а также за привлечение к трудовой деятельности по профессии, не указанной в разрешении на работу или патенте.
За 2022 год наибольшее количество разрешений на работу и патентов получили граждане следующих государств: Азербайджан (145 разрешений и 50 863 патентов), Вьетнам (17 800 разрешений), Китай (36 116 разрешений), Таджикистан (66 разрешений и 755 029 патентов), Турция (16 230 разрешений) и Узбекистан (370 разрешений и 1 243 173 патента). Всего же за 2022 год было заключено 2 085 973 трудовых договора с иностранными гражданами, что превышает аналогичный показатель за 2021 год (1 673 342 договора). Это говорит о востребованности рабочий мест в России для иностранцев с одной стороны и о востребованности иностранных работников для российских работодателей с другой. И это несмотря на усложнившуюся за рассматриваемый период международную политическую остановку.
Чем же обусловлена такая востребованность? Со стороны работников-мигрантов переезд в Российскую Федерацию в поисках работы как правило сопряжен с возможностью улучшить свое финансовое положение в нашей стране. Иностранные работники часто готовы трудиться на должностях, которые местные жители считают малопрестижными (прежде всего это относится к работникам, не являющимся высококвалифицированными специалистами). Также мигранты нередко соглашаются на худшие условия труда по сравнению с гражданами страны-реципиента, менее склонны отстаивать свои трудовые права путем вступления в независимые профсоюзы, участия в забастовках, обращения в суд, прокуратуру или инспекцию труда. Это позволяет работодателям значительно экономить на оплате труда, зачастую не жертвуя качеством выполняемых работ.
Следует отметить, что в российском законодательстве предусмотрена административная ответственность как для самих иностранных работников, так и для привлекающих их к трудовой деятельности работодателей. Так, помимо уже рассмотренных нарушений, можно выделить несоответствие заявленной цели пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации фактически осуществляемой деятельности влечет за собой ответственность по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Среди не указанных выше возможных нарушений со стороны работодателя, влекущих административную ответственность, можно выделить: неуведомление или нарушение порядка или формы уведомления федерального органа исполнительной власти о заключении или прекращении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора; нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах; несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
Литература:
- Гурьева К. Н. Миграционные процессы на современном этапе развития мировой экономики / К. Н. Гурьева // Аллея науки. — 2018. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 296–300.
- Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2022 года [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/35074904/
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/b51f69f9b90ad95a7e7975c6284d9cec5748c258/#dst149
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
- Труд и занятость в России. 2021: Стат.сб./Росстат — M., 2021. — 177 c.
- «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
- Лузина Т. В. Оценка миграционных потоков в ЕАЭС / Т. В. Лузина // Modern Economy Success. 2019. № 2. С. 132–138.