В настоящей статье рассмотрены основные аспекты организации подготовки курсантов уголовно-исполнительной системы России.
Ключевые слова: курсант, образование, обучение, профессиональная подготовка, повышение квалификации, огневая подготовка, служебная подготовка, уголовно-исполнительная система.
К уровню подготовки курсантов правоохранительных органов предъявляются высокие требования, поскольку от качества несения службы зависит эффективность важной задачи государства по исправлению осужденных, которая реализуется уголовно-исполнительной системой России (далее — УИС России).
Профессиональная подготовка курсантов УИС России — это процесс, направленный на систематическое получение профессиональных знаний, навыков, умений, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на УИС России [4, с. 7]. Из определения следует, что курсанты УИС России подготавливаются к выполнению служебных обязанностей в результате реализации как общей подготовки, так и специальной.
Профессиональная подготовка включает в себя все виды подготовок (служебная, физическая, психологическая, огневая, медицинская и т. д.) и различных направлений деятельности напрямую или косвенно, пересекающихся с выполнением служебных обязанностей и задач, стоящих перед курсантами. Таким образом, она выступает в роде обобщающего элемента, на основе которого строится основная деятельность личного состава УИС России.
Профессиональная подготовка может вестись как в специально оборудованном для этих целей служебном классе или же в служебном городке (территория, оборудованная для занятий физической, служебной подготовкой и т. д.). Место занятий определяется исходя из климатических условий, складывающихся на момент проведения профессиональной подготовки.
Наставление по профессиональной подготовке прописывает основные задачи, направленные на приобретение знаний, навыков и умений, которые для подразделений охраны просто необходимы, в связи с тем, что курсанты несут службу с огнестрельным оружием:
— развитие психологической устойчивости и терпимости;
— формирование у курсантов бдительности, памяти, наблюдательности, готовности к решительным действиям, выдержке и т. д.;
— изучение технических и транспортных средств, с которыми сталкиваются курсанты отделов охраны при выполнении служебных задач, а также совершенствование их использования (Например, средств связи, пожаротушения, инженерно-технического обеспечения, транспортных средств и др.);
— выработка у курсантов теоретических знаний, практических умений, навыков применения мер принуждения;
— обучение курсантов приёмам защиты и самозащиты, необходимых для обеспечения безопасности;
— систематическое совершенствования правовых знаний и устранение пробелов;
— развитие у курсантов чувства ответственности, самосознания и т. д.
Сразу же хотелось бы отметить интереснейшую позицию относительно подготовки курсантов к службе в УИС России, которая отражена в научном исследовании Н. Н. Ивашко. По мнению автора, подготовка курсантов в учреждениях УИС к выполнению служебных задач в первую очередь должна начинаться с подбора кадров. Учитывая характер службы в отделах охраны, к будущим курсантам должны предъявляться высокие требования по физической, психологической подготовке, морально-нравственным качествам, стрессовой и экстремальной устойчивости [2, с. 23-24].
Наиболее выраженной данная проблема наблюдается в подразделениях охраны, связано это с множествами причин (например, требования по здоровью крайне высоки для кандидатов, желающих поступить на службу; нежелание проходить службу в подразделениях охраны ввиду ненормированного графика, постоянной монотонности, стрессов и др.; отсутствие желание служить в правоохранительных органах; различия между теоретической и практической составляющей службы и многих других причин).
По состоянию на 2021 год в отделах охраны УИС несли службу порядка 48 649 человек, количество должностей по штату 55 645человек, вакантными остаются 6 996 (12,57 %) [3, с. 343]. Порядка 10 % нехватка кадров по штатной численности, что действительно указывает на имеющуюся проблему. Можно предположить, что этот запас — резерв для проведения дальнейшей оптимизации, которую включает в себя Концепция развития УИС до 2030 года [5], но ввиду повышения уровня безопасности к которой стремится УИС, а также о которой говорится в концепции, некомплект штатной численности не может превышать 5 %.
Для решения сложившейся проблемы необходимо комплексно подойти к формированию штатной численности кадров:
— повысить денежное довольствие курсанта подразделений, которые выполняют служебные обязанности при непосредственном взаимодействии с оружием, т. к. на них ложится повышенная нагрузка;
— обеспечить реализацию правовых норм, затрагивающих льготы курсантов УИС, в том числе охраны;
— повысить престиж службы в правоохранительных органах, в частности в УИС.
Огневая подготовка для курсантов подразделений охраны является одним из самых важных направлений, поскольку представленные подразделения при выполнении служебных обязанностей непосредственно взаимодействуют с различными видами оружия (зачастую, АК или АКСУ, но также в ряде случаев с ПМ).
Характер данной подготовки заключается не только в умении стрельбы из различного вида оружия, но и в правильности обращения с ним, мер безопасности, ответственности, возникающей согласно УК РФ, связанных с огнестрельным оружием, а также причинением вреда жизни или здоровью, правомерности применения оружия и т. д.
Основная задача огневой подготовки с курсантами подразделений охраны заключается в систематической отработке практических навыков и умений обращения должностных лиц с огнестрельным оружием и совершенствование теоретических знаний основополагающих правовых документов, правил и требований, распространяющихся на курсантов, несущих службу непосредственно с оружием [4, с. 163].
В качестве подготовки курсантов УИС России необходимо проводить занятия служебной подготовки на тему: «Меры безопасности при обращении с оружием при выполнении служебных задач», систематически организовывать принятие зачетов у курсантов территориальных органов, руководителей и курсантов исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС, допущенных к проверке службы караулов, курсантов учреждений УИС, выполняющих службу с оружием, по знанию нормативных актов, регламентирующих порядок заряжания (разряжения), сдачи оружия и боеприпасов, а также их учета и хранения, это требование будет совершенствовать качество организации службы подразделения охраны УИС.
Разработать планы мероприятий по предотвращению нарушений мер безопасности при обращении с оружием, при этом необходимо предусматривать мероприятия по материально-техническому обеспечению, в том числе и по оборудованию предназначенных для этого мест, занятия по служебно-боевой подготовке, в том числе по соблюдению мер безопасности при обращении с оружием на всех этапах несения службы караулами при проведении занятий, психологическому сопровождению.
Таким образом, в качестве подготовки курсантов УИС России необходимо проводить занятия по служебной подготовке на тему: «Меры безопасности при обращении с оружием при выполнении служебных задач», систематически организовывать принятие зачетов по знанию нормативных актов, регламентирующих порядок заряжания (разряжения), сдачи оружия и боеприпасов, а также их учета и хранения, это требование будет совершенствовать качество организации службы подразделения охраны учреждений УИС России.
Литература:
1. Витушкин, А. В. Особенности огневой подготовки курсанта уголовно-исполнительной системы / А. В. Витушкин. — Текст: непосредственный // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 4(33). — С. 163–165.
2. Ивашко, Н. Н. Сущность профессиональной готовности курсантов подразделений охраны и конвоирования исправительных учреждений к служебной деятельности / Н. Н. Ивашко. — Текст: непосредственный // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2018. — № 1(1). — С. 23–24.
3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы за январь-декабрь 2021 года. — Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2022. — 406 c. — Текст: непосредственный.
4. Профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. — 89 c. — Текст: непосредственный.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года» // Российская газета. — 2021. — № 98. — Ст. 8449.