В статье автор исследует понятие остранение, введенное В. Б. Шкловским, на примере повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Ключевые слова: остранение, восприятие, повесть.
В одном письме 1922 года к Роману Якобсону Виктор Шкловский утверждал: «Мы знаем теперь, как сделана жизнь, как сделан «Дон Кихот», и как сделан автомобиль». Вещи, которые воспринимаются людьми, порой воспринимаются автоматически. Автоматизация делает вещи обыденными, простыми, а вот приведенное В. Б. Шкловским определение «остранение», которое он ввел, позволило посмотреть на вещи совсем иначе.
Прием остранения впервые был описан В. Б. Шкловским в «Сборнике потеории поэтического языка» (выпуск № 2 в 1917 году) в статье «Искусство какприем».
Формальная школа, к которой принадлежал Виктор Шкловский, трактовала остранение как универсальный закон искусства, «обнаруживающийся на всех уровнях художественной структуры».
Отчуждение — «стеклянная броня привычности» по Шкловскому — «накрывает» собой и отношения между человеком и миром, и отношения между человеком и человеком. [2]
Суть статьи заключается в том, что В. Б. Шкловский высказывает свое отношение к мнению, согласно которому «искусство — это мышление образами». [2]
Прием останения лежит в основе повести М. А. Булгакова. Этот прием по праву можно назвать излюбленным в творчестве данного автора.
Для реализации данного приема М. А. Булгаков выражает особое отношение к изображаемому. Даже язык, которым написана повесть, необычен, но благодаря ему может ощутить подлинную суть предметов и явлений. Художественное изображение не предполагает полного описания предмета, какие-то детали не даются совсем или только есть намек на них. Мир, который изображает автор в своей повести, имеет особый статус по отношению к объективной действительности. Это результат взаимодействия с внутренним миром самого М. А. Булгакова. А его результатом будет изменение, образная «деформация» и «деавтоматизация» восприятия реального предмета или явления, т. е. остранение.
Данный прием мы наблюдаем в процессе «развертывания» образа Шарика. Этот пес является важным объектом наблюдения для интереса человека. Читателю показывается судьба животного, в которую вмешался человек. Шарик с первых страниц видится как персонаж со своим жизненным опытом, своим мнением и определенным складом ума. Важно отметить тот факт, что Шарик до превращения и Шариков после него по своей сути являются одним и тем же героем, но взгляд на действительность, их мировоззрение резко контрастирует. Шарик в первых главах повести обличает советскую жизнь в ее ярких проявлениях. Ему страшно наблюдать за всем происходящим. А вот послереволюционный пес, то есть Шариков, проявляет иное чувство — у него «политическая» направленность уже человеческого инстинкта. Все это невозможно без агитации со стороны представителей пролетариата — Швондера.
На протяжении всей повести сохраняется контраст человек vs собака. Шариков — человек, который по своему характеру, мировоззрению хуже собаки. Автор делает так, что в образе Шарикова от собаки как природного существа ничего не остается, только ненависть к котам. Шарик видит жизнь людей такой, какой ее не видят сами люди. Именно пса можно рассматривать как главного героя произведения, как персонажа, «остраняющего» мир людей, вещей и отношений послереволюционной жизни. Люди изображены нравственно непривлекательными, лживыми, отвратительными, обрекают себя на животное (не в лучшем смысле) существование. Но в повести «Собачье сердце» этот мотив получает еще и политическую окраску. Главный герой — Шарик — является свидетелем «собачей» (опять-таки не в лучшем смысле) жизни людей. Приведем примеры: «Дворники из всех пролетариев — наигнуснейшая мразь! Человечьи очистки, низшая категория», «<…> а не из Совета Нормального питания. Что они вытворяют в нормальном питании, ведь уму собачьему непостижимо! Они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают. Бегут, жрут, лакают». [1, с. 167]
Данный пример показывает, как через образ собаки автор формирует представление о послереволюционной действительности, чем занимались люди. То, что эта картина показана глазами собаки делает ее еще ужасающей.
Одним из случаев остранения является прием олицетворения, то есть присвоение человеческих черт предмету или животному. В сознании каждого человека образ животного ассоциируется с его обобщенными характеристиками. Например, образ собаки возникает в голове людей как образ существа, имеющие четыре лапы, хвост, умеющее выполнять разные команды и т. д. Никогда животное в представлении людей не будет наделено собственно человеческими качествами. Но в повести «Собачье сердце» автор сделал именно это. Обратимся за основными примерами к тексту повести. «О, гляньте на меня, я погибаю! Вьюга в подворотне поет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал». [1, с. 166] Данный пример иллюстрирует способность думать главного героя повести, тем самым заставляет читателей обратить внимание на образ собаки с другой стороны. Затем хочется отметить, что Шарик, будучи собакой, умел читать. «Шарик начал учиться по цветам. Лишь только исполнилось ему четыре месяца, по всей Москве развесили зелено-голубые вывески с надписью «МСПО. Мясная торговля». <…> Далее пошло еще успешней. «А» он выучил в «Главрыбе», на углу Моховой, а потом уже «Б». [1, с. 172–173]
Чтение — деятельность исключительно человека. М. А. Булгаков наделяет собаку такой способностью, чтоб показать читателю, что данный герой хоть по внешнему облику является собакой, но в плане развития приближается к человеку.
Удивительная способность пса- отвечать на вопросы, хоть и мысленно. Исходя из этого, можно сделать вывод, что пес имеет человеческие качества — такие, как понимать поставленные вопросы, логично и понятно формулировать свои мысли. Данные характеристики в отношении обычной собаки не будут являться правдоподобными.
Таким образом, М. А. Булгаков читателей подводит к выводу, что во время советской власти обычная, бродячая собака находится в лестнице живых существ выше, чем обычные люди. Человек с собачьим нравом может позволить считать себя хозяином в широком смысле этого слова.
При понятии «остарнение» мы можем говорить о «странном» облике мира, взгляде на устройство жизни или определенный объект, через третье лицо. В данной работе речь идет о степени остранения при изменении угла зрения на определенный предмет. Шарик в повести «Собачье сердце» остранял всю советскую действительность, что повлекло за собой изъятие рукописи и в дальнейшем запрет на печать этого произведения.
Литература:
- Булгаков, М. А. Собрание сочинений: в 9 томах. Т.2: Собачье сердце: повести, рассказы, фельетоны, очерки /М. А. Булгаков. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 622 с.
- Шкловский, В. Б. Искусство как прием / В. Б. Шкловский. — Текст: электронный // ОПОЯЗ: документы, материалы, публикации. — URL: http://www.opojaz.ru/manifests/kakpriem.html- статья в интернете. (Дата обращения: 29.03. 2023)